На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Спиртосодержащее лекарство или душистый напиток...История Кельнской воды

Интересуюсь историей парфюмерии Предлагаю интересоваться вместе! Начнём с классики – с истории одеколона (пару лет назад ему “стукнуло” аж 300 лет!).

История того, что ныне во всем мире называется «одеколон», началась в 1709 году. К этому времени выходец из ИталииДжованни Мария Фарина, владелец парфюмерной лавки на площади Юлихсплац в Кельне, составил рецепт самого первого и самого популярного одеколона. Фарина создал из масел сладкого и кислого лимонов, апельсина, бергамота, мандарина, кедра, грейпфрута, а также трав душистую воду, которую назвал в честь своего любимого города — Eau de Cologne, «кёльнская вода». Впрочем, это был скорее рекламный ход со стороны относительно нового жителя Кёльна, призванный привлечь потенциальных покупателей. Ведь сам Фарина, еще работая над рецептурой в 1708 году, признавался в письме к брату: «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя… Цветы и травы моей родины». В самом деле — откуда в сумрачном Кёльне взяться цитрусовым, кедру и бергамоту?

 

Вклад в цивилизацию

 

Существует, однако, версия, что Джованни был вовсе не таким уж талантливым парфюмером, а всего лишь усовершенствовал чужой рецепт. Чей? Да своего дяди, Джованни Паоло Феминиса, приехавшего в Кельн в конце XVII века! Дядюшка передал племяннику привезенный из Италии рецепт «удивительной воды» (Aqua Admirabilis), куда входили бергамот, лаванда, розмарин, а также виноградный спирт. Как бы то ни было, именно Джованни Фарина наладил промышленное производство. И Eau de Cologne начал свое победное шествие…

Взаимопроникновение культур всегда способствовало прогрессу. Дядя и племянник, эти два «трудовых мигранта», оказавшиеся не у дел в родной Италии, в свободном имперском городе пришлись ко двору. Но нельзя не отметить и то, что рецептура одеколона включала спирт, а дистилляция была открыта арабами, которые (в частности, Ибн Сина) использовали спиртосодержащие жидкости как лекарства, из-за чего у того же великого Авиценны были серьезные неприятности с мусульманским духовенством.

…Развитию науки и ремесел, нравится нам это или нет, содействуют и войны. Локальные, иногда сводимые к малозначимым конфликтам, а также крупномасштабные, грозящие перерасти в мировые. Войны становятся результатом тяжелейших экономических и социальных кризисов, несут боль и разрушения, но и двигают цивилизацию. При этом развивается не только «наука убивать», но и бытовая культура. Возвращаясь из дальних походов, армия приносит с собой не только представление о другом укладе жизни, но и разные диковинки. Во всяком случае, если бы не Семилетняя война, одеколон долго оставался бы чисто местным, кельн­ским артефактом.

На Париж!

Семилетняя война (1756–1763) стала самым крупным военным конфликтом Нового времени. Она охватила не только европейские державы, но и Северную Америку, страны Карибского бассейна, Индию, Филиппины, разрушила прежнюю систему европейских отношений, осью которой являлось франко-австрийское соперничество в борьбе за гегемонию на континенте. Не зря Уинстон Черчилль назвал Семилетнюю войну «первой мировой».

Мировая или нет, но в ходе Семилетней войны произошел и глобальный обмен модой, ценностями, культурой. Как говорится, война войной, а обед — по расписанию, и когда в 1756 году в Кельн вошли доблестные французские солдаты под командованием Луи де Бурбон-Конде, графа Клермона, то они, само собой, не могли пройти мимо лавки Джованни Фарины. Так одеколон попал в Париж, где сразу же завоевал популярность.

Французские аристократы выливали на себя одеколон целыми флаконами. Причина была не только в прекрасном аромате, но и в том, что правила личной гигиены того времени не считали обязательными водные процедуры: ванны были большой редкостью. Какая гигиена, если в великолепном Версале не было клозетов, а слуги сновали с горшками своих господ! Одеколон помогал справляться с запахами немытого тела.

Кельнская вода была очень дорогой, да и дос­тать ее было непросто. Доступен одеколон был только сильным мира сего. Страстной поклонницей новинки из Кельна стала любовница Людовика XV мадам Дюбарри, а Вольтер и вовсе утверждал, что изобретение Фарины «способствует вдохновению».

Россия также не отставала от моды. Екатерина II, получившая одеколон в подарок от прусского короля Фридриха II, недавнего противника в разрушительной Семилетней войне, не осталась равнодушной к этому аромату. Позже заказывал одеколон и внук Екатерины, царь Александр I.

Рецепт императора

 

Однако даже популярность у аристократов не определила бы столь блестящее будущее одеколона, если бы сей аромат не оценил Наполеон Бонапарт.

Французский император считал одеколон весьма полезным изобретением. Он полагал, что одеколон улучшает работу мозга, причем великий корсиканец применял воду из Кельна не только по прямому назначению: он капал его на сахар, полоскал им горло, непременно добавлял одеколон в воду, принимая ванны. За один день Наполеон переводил до двенадцати флаконов «кельнской воды». Будучи в ссылке на острове Святой Елены, когда у него закончился одеколон, Наполеон придумал собственный рецепт, добавляя масло бергамота в девяностопроцентный спирт, и назвал полученное «туалетной водой». Некоторые историки утверждают, что император был первым человеком, который начал принимать одеколон внутрь. Для него даже изготовили специальный флакон в форме валика, чтобы он мог носить его в сапоге. Словом, император никогда не расставался с полюбившейся ему ароматической жидкостью.

В середине XIX века одеколон Фарины стали поставлять ко двору королевы Англии Виктории, которой он также пришелся по вкусу. Хотя в Англии одеколон появился, конечно, значительно раньше. И так сложилось, что Джордж Браммел — «Красавчик Браммел», законодатель моды в эпоху регентства, друг будущего короля Георга IV, первый денди (Байрон выделял среди своих современников всего трех великих людей: Наполеона, Браммела и себя) — оказался противником одеколона. Точнее, насмешником над теми, кто предпочитал глушить запах пота одеколоном и выливать его на себя флаконами. Браммел, по примеру Наполеона, ввел в моду принимать ванны, менять рубашки по три раза на день. Но и он не отказывал себе в удовольствии капнуть на белоснежный манжет немного Eau de Cologne…

Поэзия «Шипра»

В России и СССР производилось немало видов одеколона: «Цветочный», зеленый «Шипр», «Русский лес», знаменитый «Тройной»… «Шипр» появился в год Октябрьской революции, в результате поисков знаменитого парфюмера Франсуа Коти. В отличие от классической ароматизированной воды, в состав которой входит 70% спирта и от 2% до 5% ароматических веществ, «Шипр» обладает более «тяжелым» ароматом, ведь в его состав обязательно входят экстракт дубового или елового мха. «Злобно содрогаюсь в спазме эстетизма//И иду к корзинке складывать багаж://Белая жилетка, Бальмонт, Шипр и клизма,// Желтые ботинки, Брюсов и бандаж», — писал Саша Черный в стихо­творении «Отъезд петербуржца». Быстро завоевавший популярность, «Шипр» в последующие годы стал своеобразным символом советского времени. «Шип­ром» заправляли автоматы, из которых, если опустить 15-копеечную монетку, на клиента выстреливала ароматная струя.

 

А в эпоху борьбы за трезвый образ жизни некоторое время был популя­рен забористый «кок­тейль» «Алек­сандр Третий», со­­­­­став­ленный пополам из оде­ко­­ло­нов «Саша» и «Тройной». Особо эстетически про­­двинутые знатоки добавляли еще и содовую и советовали пить через кусочек сахара-рафинада. Именно тогда, видимо, и появился печальный анекдот: «Доктор! Что-то печень побаливает… — Одеколон пьете? — Пью. Не по­могает…»

А ведь изначально одеколон был именно напитком. Лекарством. Притом успокаивающим.Первым конкурентом Фарина стал другой жиьель Кельна Мюленс.

Прямо детективная история про одеколоны от Фарины и Мюленса. Хитрецы! 

Одеколон быстро завоевал популярность. Клиентами семейства Фарина были многие европейские монархи. Широкому распространению одеколона мешала лишь его высокая стоимость, связанная с трудоёмкостью технологии. Из-за этого начали появляться подделки.

 

А что же Мюленс? В архивах сохранились списки домов города Кёльна с именами их обитателей и с указанием рода их занятий. Из этих данных видно, что Вильгельм Мюленс поселился в доме номер 4711 не ранее 1797 года. До этого там проживала вдова фон Леммен. Род занятий господина Мюленса указан, как “speculation business”. Т.е. производством одеколона, по крайней мере официально, он не занимался.

А в 1803 (или в 1804) году Вильгельм Мюленс купил лицензию на использование фамилии Фарина в качестве торговой марки у Карло Франческо Фарина, проживавшего в Бонне. Тот парфюмерным бизнесом не занимался, но предприимчивого Мюленса это не смутило. После этого Вильгельм стал выпускать “оригинальный одеколон” и перепродал лицензию более чем двадцати предпринимателям, наладившим выпуск своей аналогичной продукции.

 

Члены семейства Фарина, потомки автора оригинального запаха, протестовали. Но время было военное, неспокойное. У властей были другие, более важные заботы. Поэтому до поры до времени Мюленсу всё сходило с рук.

 

Лишь в 1835 году перепродажа лицензии была признана незаконной, и все предприятия под маркой “Franz Farina Firmen” были ликвидированы судебным решением. Однако, сын Вильгельма Мюленса отправился в Италию, нашёл там незадействованных Фарина, и снова купил у них права на использование фамилии в качестве товарного знака. История пошла по кругу. Появилась фирма “Franz Maria Farina”, производящая одеколон.

В 1854 году Петер Мюленс переехал в новый, только что построенный особняк по адресу 26-28 Glockengasse. Старое здание на Glockengasse 12, которое и являлось домом №4711 во времена французской оккупации, стояло некоторое время пустым, потом было разрушено после продажи земельного участка.

А в 1881 году суд постановил, что Фердинанд Мюленс, внук Вильгельма Мюленса, не имеет права на использование фамилии Фарина в коммерческих целях. Фирму “Franz Maria Farina” пришлось ликвидировать.Вот тут-то и появилась марка “4711″. Скорее всего, именно тогда и была придумана легенда о картезианском монахе и чудесном рецепте, подаренном чете Мюленсов на свадьбу. Новый дом по Glockengasse 26-28 непринуждённо отождествили со старым, уже разрушенным. Номер старого дома стал брендом “оригинального одеколона”.

 

После второй мировой войны Кёльн был сильно разрушен. Лишь в 1964 году восстановили исторический фасад дома на Glockengasse 26-28. К этому событию изготовили огромный гобелен, который ныне висит в зале главного магазина “4711″, а так же мемориальную доску. Легенда вокруг бренда окончательно сложилась.

Ныне “4711″ принадлежит косметическому гиганту Procter & Gamble.

Формула Eau de Cologne, изобретённая Джованни Мария Фарина, и по сей день остаётся главным секретом семейства Фарина. За 300 лет, прошедших с момента создания этого аромата, в тайну были посвящены не более двадцати человек…

Источник

И ещё немного винтажной рекламы 4711:

Вот странное дело, практически везде в рекламе 4711 – женщины, но это же одеколон…

Но вот... Один мужчина тоже нашелся.

 

 
 

Одеколон был и долгое время — пока на рынок не вышла мужская парфюмерия во всем ее нынешнем многообразии — оставался свидетельством мужественности, зрелости. Ведь пока в 60-х годах XX века не начался настоящий бум ароматов для мужчин, одеколоны были практически единственными «ароматизаторами» для сильного пола. Вспомним, как герой Валентина Гафта в фильме «Анкор, еще анкор!» умащивает себя одеколоном перед тем как застрелиться. А с каким изяществом освежали свежевыбритые щеки клиентов брадобреи прошлых лет! Теперь уже в парикмахерских запрещено бритье, а вместо одеколона после бритья используются лосьоны и бальзамы. Да и понятие офицерской чести претерпело значительные изменения.

В XVIII веке благодаря одеколону Кельн стал известным во всем мире городом парфюмеров. Центр «парфюмерной тяжести» давно переместился с берегов Рейна, но прародительница всех туалетных вод — «кельнская вода» — отмечает свое 300-летие. И если дешевые «массовые» одеколоны вышли из моды и теперь используются разве что в гигиенических целях, то классический одеколон — продукция торговой марки Eau de Cologne, принадлежащей потомкам Фарины, недешев и по-прежнему является визитной карточкой людей состоятельных.

Полученный путем перегонки спирт стали использовать в парфюмерии всего лишь за сто один год до появления Eau de Cologne: в 1608 году среди того, что выпускала первая в мире парфюмерная фабрика во Флоренции, появилась жидкость, состоящая из виноградного спирта и растворенных в нем ароматических масел, прообраз нынешних духов, туалетной воды и одеколона.

Одеколон оказывает освежающее, охлаждающее, дезинфи­цирующее действие. В XX веке это было распространенное домашнее средство первой помощи при порезах, ссадинах и кожных высыпаниях. Гигиеническое значение заключается в способности одеколона удалять с поверхности кожи следы пота и жира. Цитрусовые масла, содержащиеся в одеколоне, придают ему освежающие свойства.

Источник

«Eau de cologne» является защищённой торговой маркой духов Фарины. И по сей день восьмое поколение династии Фарины продолжает выпуск оригинальной кёльнской воды, рецепт которой был и остаётся тайной.

Со временем название «Eau de Cologne» стало общим обозначением духов с лёгким запахом. В этом случае подразумевается ароматизированная вода, в состав которой входит 70 % алкоголя и от 2 до 5 % ароматических веществ (на русском «одеколон»). Наряду с «Eau de cologne» существуют также следующие категории различных видов духов:

Eau de Toilette или Туалетная вода, содержащая от 4 до 7 % ароматических веществ.

Eau de Parfum или Парфюмерная вода, содержащая от 7 до 12 % ароматических веществ.

И самый дорогой вид ароматической жидкости — Parfum или духи, которые содержат от 12 до 20 % ароматических веществ, с ещё одним названием «Extrait»

Также в Германии выпускается знаменитая марка одеколона 4711, которую нельзя путать с защищённой торговой маркой «Eau de cologne» Фарины. 

 

 

 

 В но в рубрике Новости  Метки: ,

 

Картина дня

наверх