На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Евгений Лансере ваял коней и пил кумыс

Джигитовка лезгин

Скульптура всемирно известного русского скульптора-анималиста Евгения Лансере — одна из наиболее любимых и часто отливаемых в чугуне. Она по праву является одной из культовых скульптурных групп, изготавливаемых Каслинским заводом с последней четверти XIX века и по настоящее время.

Этнографическая скульптура, изображающая двух горцев во время джигитовки, которые во все времена отличались ее высоким искусством, является так называемой кабинетной скульптурой. В XIX веке подобные скульптуры при их красоте и благородности были намного дешевле кабинетных скульптур из патинированной бронзы, как впрочем, и сейчас, и быстро завоевали любовь общества. Каслинская «Джигитовка лезгин» Лансере смотрелась в интерьерах мужского кабинета или библиотеки не менее эффектно, чем бронзовые работы этого же скульптора в исполнении ведущих санкт-петербургскихброн-золитейных фабрик.

Престиж каслинской скульптуры в России вот уже более чем полтора века остается на высочайшем уровне, что, как показывает история, позволяло преподносить каслинские изделия из чугуна в качестве подарков не только видным представителям общества, но и даже членам семьи последнего русского императора. Об этом красноречиво свидетельствует столичная дореволюционная пресса. Так, например, в дни работы 1-й Международной художественно-промышленной выставки изделий из металла и камня в Санкт-Петербурге в 1903–1904 годах в газетах можно было прочесть множество восторженных откликов по поводу выставки. Среди них история сохранила такой: «… Министр земледелия и государственных имуществ Ермолов у витрины Златоустовских и Каслинских заводов имел счастье поднести великой Княгине Елисавете Маврикиевне чугунную статую Жанны д' Арк, а принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской — группу „Джигитовка“».

Правом отливки композиции «Джигитовка лезгин» Каслинский завод владел монопольно. Оно было выкуплено владельцами завода непосредственно у самого скульптора, что полностью соответствовало общеевропейским нормам того времени, определяющим основной принцип тиражирования авторских скульптур, но в России было редкостью. Отличием этой скульптурной группы от прочих не менее известных изделий Каслинского завода является также то, что она не имеет аналогов в бронзе и отливается на протяжении более 130 лет исключительно в чугуне.

Статья из журнала "Русский сувенир"

 

 

Есть на Волге живописный городок

Рыбинск, упоминаемый в летописях

с одиннадцатого века. Он прославился

как один из крупнейших речных портов

центра России. В народе его

окрестили бурлацкой столицей.

Столетиями город служил перевалочной

базой при транспортировке зерна,

рыбы и других грузов. Сегодня

там производят авиационные моторы,

строят суда, обрабатывают дерево,

выпускают известные на всю страну спички...

Как и в любом городе с многовековой историей

есть в Рыбинске свой историко-художественный

музей. Там я и обнаружила экспонат,

заставивший меня буквально атаковать местных

гидов вопросами о его авторе. «Евгений Лансере.

«Киргизы с лошадьми», бронзовая скульптурная

композиция, отлита в 1880 году на бронзолитейной

фабрике Шопена»,— так подписан местный

маленький шедевр. Красота и естественность,

наверное, любого настоящего произведения

искусства трудно поддаются описанию.

Как говорится, это надо видеть. Киргизы

будто живые, а миниатюрных лошадок

и вовсе хочется за гриву потрепать.

Такое ощущение, что бронзовый

наездник вот-вот вскочит на своего

коня и понесется вдаль, куда глаза

глядят. Арабские скакуны, киргизские

косяки, горячие кавказские и башкирские

кони, удалые русские тройки... Говорят,

по статуэткам Лансере можно изучать породы лошадей.

Кто же он, этот страстный знаток конских

фигур, первоклассный мастер, талантливейший

скульптур с красивой французской фамилией?

Родился Евгений Лансере в середине девятнадцатого

века в городе Моршанске Тамбовской области.

Французской фамилией наградил его дед.

Будучи офицером армии Наполеона он

получил тяжелое ране¬ние в сражении

под Смоленском. Оглядевшись и подлечившись,

он на-столько влюбился в русскую землю, что

решил не возвращаться на родину. Тогда он

даже и представить не мог, что оставит в

наследство русской культуре целую династию

художников. Скульптор Евгений Лансере, мастер

так называемых малых форм, и положил начало

этой династии. Его дядя, барон Ворнезиус,

держал лошадей. Детство Лансере провел в его

поместье. Там и появилась страсть к лошадям,

которую маленький художник выражал при

помощи пластилина и воска. В одиннадцать

лет он создал первую восковую тройку лошадей

и подарил ее наследнику престола, будущему императору

Александру III. Отец довольнотаки скоро обратил

внимание на способности сына и не заставил себя

ждать: когда Жене было тринадцать, показал его

лепку Айвазовскому и Клодту, конные композиции

которого украшают Аничков мост в Питере.

Профессионалы высоко оценили работы Евгения,

но обучать его в Академии художеств не

порекомендовали: академическое образование могло

нивелировать самобытность таланта. Возможно,

благодаря их совету Лансере впоследствии стал

непревзойденным мастером своего дела. Самоучка

в искусстве, в жизни он был юристом с университетским

дипломом и вообще высокообразованным человеком.

Несмотря на возможность карьерного роста по

профессиональной стезе, Лансере никогда не изменял

своей страсти. Лошади были источником вдохновения

до конца жизни. И лекарством. Дело в том, что у

него рано открылся туберкулез, и лошадиный кумыс

буквально продлевал ему жизнь.

Евгений Лансере умер

в 38 лет, но еще

при жизни получил

широкое признание в

общественной и

творческой среде.

Академия художеств

удостоила его звания

классного художника

первой степени и

почетного вольного

общника.

Его работы

выставлялись

в Вене, Лондоне,

Филадельфии,

Париже.

Известные

бронзолитейные

фирмы Морана,

Шопена, Овчинникова

считали за честь

с ним работать.

Как правило, Лансере

лепил композиции

из воска, а затем

на заводах с

оригинала отливалось

до десяти статуэток

в бронзе или серебре.

Случались и частные заказы. Так, путешествуя по Ближнему Востоку, он сделал

конную скульптуру из золота и серебра для некоего арабского шейха. Сохранилас

ь ли эта работа, неизвестно. Лансере вообще много путешествовал. Кавказ, Крым,

Киргизская степь, Башкирия, Алжир... Там он не только занимался творчеством,

но и лечился. Более того, владельцы бронзолитейных фирм, зная о недуге

скульптора, нередко субсидировали эти поездки.

Сколько всего произведений создал Лансере, сосчитать трудно.

Его потомки считают, что примерно около четырехсот.

Поклонник творчества русского скульптора англичанин Джеффри Садбэрри

каталогизировал и точно описал более трехсот работ.

В России произведения Лансере хранятся в моршанском краеведческом музее,

Третьяковке, Русском музее, в Художественном музее Севастополя,

в рыбинском музее-заповеднике, в частных коллекциях. Справедливости ради заметим,

что не только лошадей оставил нам в наследство художник.

Он брал те¬мы из прошлого России, из войны с Турцией, из охоты

и даже изображал спортивные состязания.

Жизнь, казалось, только начиналась, когда конец ее был так близок. Чувствовал это

и сам Лансере, но не сдавался. Боролся со смертью до последнего дня, до последнего

часа. Один из современников писал: «У него, еще совсем

молодого человека, на носу очки,

да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно

прозрачными пальцами, казался

глубоким стариком. Работал он часами без перерыва

, не выпуская из рук очередную

фигурку лошади или человека. Изредка его кашель

приобретал раздирающий

характер, и тогда Женя прерывал работу и прогуливался

несколько минут по

комнате, борясь изо всех сил с новыми приступами.

И не странно ли, что тот же

человек даже на своем последнем году жизни

чувствовал себя днями настолько

хорошо, что ходил купаться в студеной речке, протекавшей

неподалеку от их имения

, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий.

Приказав подвести к крыльцу

свою любимую кобылу Кабарду, он по-прежнему ловко

вскакивал на нее и выезжал за

ворота с видом лихого черкеса». Умер Лансере в своем

имении «Нескучное» близ

Харькова. Оставил большое потомство - шестерых детей.

Они унаследовали

художественные гены не только отца. Их мать,

дочь архитектора Николая Бенуа

и внучка зодчего Альберта Кавоса, Екатерина Бенуа

также была художницей.

Трое из детей Лансере-Бенуа пошли по стопам

родителей и впоследствии даже

затмили их известность. Дочь Зинаида, по мужу

Серебрякова, прославилась

как мастер-колорист. Сын Николай стал архитектором,

историком искусства

. Сын Евгений, как называют его Лансере Второй,

стал академиком живописи

, был одним из основателей художественного

объединения «Мир искусства»,

занимался графи¬кой и монументальной росписью.

Некоторые росписи после

его смерти завершил сын — третий Евгений Лансере.

Сейчас семейную

традицию продолжает четвертый Евгений Лансере.

Он скульптор,

как и основатель этой художественной династии.

Так их в семье

и называют - Лансере Первый, Второй, Третий

и Четвертый.

Интересно, наградит ли нас эта выдающаяся

династия Пятым Лансере?

 

ПРОЩАНИЕ КАЗАКА С КАЗАЧКОЙ

Скульптура бронзовая "Прощание казака с казачкой"

Евгений Лансере.

 

 
 
 
   
 
 
 
 

 

The Horseman. Sculptor Ye. A. Lancere  
 

The Highlander. Sculptor Ye. A. Lancere

   
     
       
   
     
       
       
   
 
Лансере Е. А. Казак верхом на лошади
Бронза,

Частное собрание

 
       

Картина дня

наверх