На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Командорские алеуты

 

Откуда они пришли? Где их прародина?

Эти вопросы еще до сих пор не решены учеными. “Владыки студеных морей” - так называли алеутов русские путешественники и промысловый люд. На своих юрких лодчонках, не боясь океанских штормов, они выходили охотиться на китов, на морских львов - сивучей.

Происхождение, быт, культура алеутов интересовали участников второй Камчатской экспедиция. Вслед за ними и другие русские путешественники изучали эти вопросы.

Большую научную ценность представляют этнографические заметки об алеутах ученого и путешественника Г. А. Сарычева. Эти заметки были сделаны им во время правительственной экспедиции 1785—1793годов, организованной для обследования Берингова пролива и северо-западных берегов Северной Америки.

Немаловажный вклад в изучение истории алеутского народа внесли и участники кругосветной экспедиции на кораблях “Надежда” и “Нева” в 1803-1806 годах под командованием капитанов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.

 


Глубокое и разноплановое исследование культуры и быта алеутов связано с именем русского миссионера И. Е. Вениаминова (впоследствии митрополита Иннокентия) - самобытного ученого, этнографа, лингвиста и биолога. Главный его труд -“Записки об островах Уналашкинского отдела”. Особый интерес вызывает календарь алеутов, который приводит в своем труде И. Вениаминов. В этом календаре отражен традиционный хозяйственно-бытовой уклад алеутов.

Так, советский ученый, специалист по истории алеутской народности Р. Г. Ляпунова в ряде своих работ отмечала, что тип хозяйства алеутов, который сложился к XVIII веку, был тесно связан с природными условиями островов и традициями приморского уклада жизни. И хотя область, занимаемая алеутами, на вид была суровой и негостеприимной, в действительности она была благоприятной для ведения приморского охотничье-рыболовно-собирательного хозяйства. Круглый год не замерзающее море и морской берег являлись для алеутов источником всех необходимых средств существования. В то время когда русские путешественники встретились с алеутами, те находились на стадии перехода от доклассового к классовому обществу.

Есть основания предполагать, что процесс формирования алеутской народности происходил уже на Алеутских островах. Существует ряд гипотез о путях заселения предками алеутов Алеутских островов. Одна из них заключается в том, что переселение происходило из Азии по южному краю .большого участка суши соединявшего ранее Евразию с Америкой я впоследствии затопленного Беринговым морем. Подтверждением этой гипотезы служит одинаковый возраст (около 9 тысяч лет) берингоморской платформы в самой древней Алеутских островах стоянки Анангула (алеутское название, означающее “кит, плывущий на север). Первая советско-американская археологическая экспедиция, производившая раскопки летом 1974 года на древних алеутских стоянках Анангула и Чалука положила начало новому этапу в координации усилий по разработке “алеутской проблемы”. Были подучены убедительные доказательства преемственности культур Анангулы и Чалуки, что, в свою очередь, подтверждает гипотезу о длительном формировании алеутской народности на территории Алеутских островов.

Этой же экспедицией были доставлены важные данные, указывающие на происхождение предков алеутов. В частности, раскопки на самой древней стоянке Анангулы - стоянке культуры Пластин - показали, что население этой культуры пришло в район залива Никольский примерно 8700 лет назад, что культура Пластин была генетически связана с некоторыми азиатскими культурами, возраст которых от 17 до 10 тысяч лет. Некоторые ученые высказывают предположение, что прародина алеутов находилась в Восточной Монголии.

Как показали раскопки, культура Пластин тяготеет к так называемой тихоокеанской этнокультурной области, которая включает древние культуры Нижнего Амура, Приморья, Хоккайдо, Сахалина, Камчатки.

На смену культуре Пластин пришла так называемая культура Деревенского поселения, результаты раскопок на стоянках которой указали, что древние алеуты и жители Охотского моря могли общаться между собой. Предполагают, что местом этих древних контактов были Командоры.

Нерешенным до нашего времени остается вопрос, обитали ли люди на Командорских островах до прихода экспедиции Витуса Беринга. Не дали результатов и археологические исследования, проводимые на Командорах в 30-х и 60-х годах. Существует ряд предположений о времени появления здесь людей.

Безмолвно хранят тайну несколько найденных на Командорах каменных орудий, которые находятся в собрании Сибирского отделения Академии наук в Новосибирске и в коллекции Алеутского народного музея на острове Беринга в селе Никольском.

В начале 19 века на Алеутских и Командорских островах началась "пушная лихорадка"

Разделку туш морских котиков и обработку шкур выгодней производить неподалеку от мест забоев. Необходимо было создать постоянную базу на Командорских островах. Для этого прежде всего нужны умелые забойщики зверя, люди, знающие толк в пушнине, которые в состоянии жить в суровых климатических условиях. Кто же лучше алеутов отвечал этим требованиям?

И вот в первой половине 19 века группу алеутов с острова Атхи завозят на остров Беринга, а с острова Атту - на Медный.

С конца 1840-х годов на Командорах стали селиться русские, а также цыгане, эскимосы и другие народности.

Соперничая между собой, торговцы переманивали друг у друга алеутов-промысловиков. Платили им, как правило не деньгами, а в основном оружием, водкой и табаком.

Острова как магнит начали притягивать к себе любителей легкой наживы. Браконьеры выбивали целые лежбища морских котиков. О чем писал в своем  рапорте Гребницкий в 1882 года. В этой ситуации алеуты выполняли роль не только промысловиков, но и охраняли острова от браконьеров. С оружием в руках. И это спасало котиков от полного уничтожения. 

О набегах браконьеров написал даже Р. Киплинг в "СТИХИ О ТРЕХ КОТИКОЛОВАХ"

Администрация и хозяева менялись, а порядки оставались прежними. Болезни, завезенные на острова, нищета, эксплуатация и, конечно же, водка и спирт, которыми щедро расплачивались промышленники, привели алеутов к постепенному вымиранию.

Профессор Евгений Суворов много лет работал на Командорских островах. Наблюдая жизнь алеутов, он с горечью отмечал, что вымирание алеутов началось в 80 -х годах XIX века. Рождаемость составляла 4,4 процента, а смертность - 4,6. И если вымирание пойдет теми же темпами и дальше, то менее чем через 50 лет на островах останется только одна уездная администрация, но населения уезда уже не будет. Печальные прогнозы профессора были построены строго на фактах и научной теории.

КОМАНДОРСКИЕ АЛЕУТЫ

До 1825 г. на Командорских островах постоянного населения не существовало. На острове Беринга и на острове МедныйРоссийско-Американская Компания (Р.А.К.) завозила сменные партии русских промышленников (добытчиков) для добычи пушнины морских котов и бобров (каланов). Первая артель была высажена на острове Медный в 1805 году, она состояла из 13 человек. Эта группа морских охотников задержалась на островах надолго. Завозились и другие артели, некоторые члены которых были женаты на алеутках. Документы, датированные 1819 годом, свидетельствуют, что на юге острова Медного в то время проживало (временное поселение) 15 человек, а на севере острова Беринга - 30 человек.

Тогда оба острова находились в составе Атхинского отдела Р.А.К. По решению Главной конторы правитель отдела Мершенин организовал в 1825 году завоз первой партии алеутов с семьями с острова Атха на остров Беринга. В 1826 году еще одна партия алеутов и креолов была переселена с островов Атту и Атха.

Вместе с первыми русскими артелями завезенные аборигены Алеутских островов и креолы стали первыми постоянными жителями нынешнего Алеутского района Камчатской области. В 1827 году на острове Беринга жили 110 человек (русских - 17, алеутов - 24, креолов - 13; женщин - 21 алеутка, 35 креолок). В последующие годы на островах осели русские пенсионеры (у которых закончились контракты с Р.А.К.) и рабочие, привезенные с Камчатки, Лисьих и Андреяновских островов, острова Кадьяк, из Ситки и Калифорнии. Среди них были эскимосы, несколько индейцев, единичные представители разных народов России, в том числе коренные жители Камчатки - камчадалы и айны.

После продажи Русской Америки и Алеутских островов Командорские острова отошли к Петропавловскому округу. Особенностью жизни на островах является изолированность от внешнего мира и самих островов друг от друга. В 1879 году (Б. Дыбовский) на обоих островах алеутов проживало 168 человек (в том числе на острове Медном - 100), креолов в общей сложности 332 человека, среди остальных было 10 процентов русских и других национальностей. Учитывая, что креолы говорили на русском языке и придерживались национальных традиций матерей, то большинство их населения ученые относят к алеутам.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733 - 1743).

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 года их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ века рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К двадцатым годам XX века обнищание командорских алеутов достигло предела.

После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 году зверосовхоза, выделение в 1928 году Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 году начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.

С 1969 года алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Селения алеутов располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из 2-4 больших полуземлянок (улягамах). Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, а сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружались нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крыша, сделанные из жердей и досок, обкладывались дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку - выход через небольшие сени. Освещались жилища жировыми лампами, иногда ставились печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Традиционной одеждой была парка - длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку - глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды - бродни - штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса - мягкие самлши их кожи морских животных. Обувь - торбаса - мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства - ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) - связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей - на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок - деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Важную роль в морской охоте играли байдара - деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном - короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили, вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка - широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

К середине ХVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин - объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял вождь (тоён), он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава, вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

У алеутов имелись рабы (калга) - в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности группы, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака - древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин и нормами матрилинейности (от лат. mater - мать и linea - линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross - крест и франц. cusin - двоюродный брат: браки на двоюродных братьях и сестрах - пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus - брат матери), - обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. исчезли в основном калым (выкуп за жену) и заменяющая его отработка за жену (муж 1-2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

Духовная культура

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus - душа, дух) - представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева иптичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов было распространено шаманство, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Фото А.АвдеенкоОдин из основных праздников - праздник зимнего солнцестояния - сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

В конце ХVIII веке алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами.

Письменность алеутского языка, созданная Епископом Камчатским, Алеутским и Командорским Иннокентием (Вениаминовым), который был еще и видным ученым этнографом и лингвистом, на Командорских островах не распространилась.

Не создана была письменность на Командорах и в советское время, хотя и были для этого предпосылки: утвердили алфавит, а также издали "Алеутско-русский, русско-алеутский словарь" (Е.Головко).

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания - о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты - об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Фото А.АвдеенкоНа праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Несмотря на очень сильную ассимиляцию, алеуты сохранили свою генетическую структуру, и наука признает их именно алеутами. Хуже с культурой: с отмиранием языка (все меньше и меньше его носителей) утрачены многие национальные обычаи и традиции, угасает устное народное творчество - фольклор.

Алеутская интеллигенция, подвижники-старожилы делают все возможное для возрождения и сохранения национальной культуры. В этих целях маленький народ в райцентре - селе Никольском - создал два танцевально-фольклорных коллектива - "Унанган" и "Чиян".

Картина дня

наверх