На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Битва цивилизаций: Ближний Восток против Дальнего (как шелк и бумага попали в Европу)

Роман Светлов

 

из книги "Великие сражения Востока"

ТАЛАССКАЯ БИТВА (июль 751 года)

 

 

   Эта битва, произошедшая между войсками арабского халифата Аббасидов и китайской империей Тан, интересна прежде всего в двух отношениях.
   В историческом плане она любопытна тем, что была совершенно проигнорирована современниками, посчитавшими ее вполне рядовым событием в бесконечном ряду военных столкновений той эпохи. Со временем же за ней стало признаваться все более и более значительное влияние не только на судьбы Китая и Средней Азии, но и на развитие всего остального мира.
   В военном – она дает богатую пищу для размышлений над практикой использования наемников

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

 

   В Китае в 618 году, с приходом к власти династии Тан, начался один из самых блистательных периодов в истории государства. К владениям Китая были присоединены так называемые Западные регионы. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны: захвачена Корея, восстановлена власть Китая над Аннамом. Таким образом, территория страны по своим размерам вновь стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.
   Китай стал не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Поддерживались отношения со странами Юго-Восточной Азии. Многие религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть свои родные страны, находили в Китае убежище и покровительство императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрели в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии.
   Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Императоры активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие из них сами проявляли незаурядные творческие способности.
   Немалые достижения были сделаны и в области государственного управления. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым ограничивалось образование крупных земельных владений, и крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Также огромным достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, ориентированная на конфуцианский свод социальных традиций и правил поведения.
   Вместе с тем танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Сильные императоры еще пользовались лояльностью военачальников, однако ослабление трона позволило приграничным наместникам, должности которых все больше доставались выдающимся воинам некитайского происхождения, постепенно подчинить своей власти местную гражданскую администрацию.
   Тем временем окружение страны далеко не являлось стабильным и спокойным.
   С северо-запада серьезную угрозу для пограничных областей Китайской империи создавала Тюркская держава, контролировавшая давние торговые пути, ведущие в страны Средней Азии, а через них в Переднюю Азию и Северо-Западную Индию. Танским императорам прямыми военными ударами, натравливанием соседей, а также путем использования постоянных внутренних племенных распрей удалось к 657 году полностью развалить каганат, и его основная территория (район к северу от Тянь-Шаня) перешла под власть Китая. А вскоре к империи отошли и земли к югу от Тянь-Шаня. После ликвидации тюркской угрозы укрепилась власть империи и в районе нынешнего Циньхая – к северу от Тибета, где обитали тогонцы, а к югу от них – тангуты. Тем самым граница империи достигла Тибета.
   Однако в этом регионе в первой половине VIII века борьба за территории вспыхнула с новой силой, и в 742 году политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех других тюркских племен – карлуков, уйгуров и басмылов. Басмылы на короткое время возвысились, и их вождь стал каганом, но в 744 году уйгуры и карлуки разбили басмылов. В результате этих событий в Центральной Азии возникло новое государство – Уйгурский каганат (744–840 годы). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Тем не менее такое положение карлуков явно не устраивало. Стремление к самостоятельности привело их к тому, что в 746 году («в год собаки») они откололись от Уйгурского каганата. В результате в середине VIII века в Семиречье[7] развернулся новый виток борьбы за тюркское наследство. Ябгу – вождь карлуков – простер свою номинальную власть на весь Тянь-Шань до Кашгара и Ферганы.
   Китайские императоры стремились использовать эту нестабильность степи в своих интересах и приняли неугомонных карлуков под свое покровительство. С помощью Китая карлуки подчинили своей власти Семиречье, а имперская армия продвинулась на рубеж Сырдарьи. В 747 году Гао Сяньчжи совершил поход на Болюй (Тибет), а на следующий год помог карлукам в их конфликте с правителем Чача (Ташкента). В 748 году китайский экспедиционный корпус захватил и разрушил столицу западнотюркских каганов Суяб, а в 749-м захватил Чач и отослал его правителя в Китай, где тот был казнен.
   Казалось, ничто уже не может помешать китайской империи утвердить свое полное влияние в этом регионе, но тут на арене борьбы проявилась новая сила – мощная волна экспансии арабов.
   Арабские племена, еще с третьего тысячелетия до нашей эры обитавшие на Аравийском полуострове, в VII веке были объединены пророком Мухаммедом в единое государство, идеологической основой объединения которого стала новая религия – ислам. Поначалу сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. Затем ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов (заместителей пророка). Первые четыре из них, так называемые праведные халифы, искоренили всякое недовольство исламом в стране и завершили политическое объединение Аравии.
   Наибольшего могущества арабское государство достигло в период правления Омейядов (661–750 годы) Сломив к этому времени сопротивление берберов, они завоевали Северную Африку, затем в VII – первой половине VIII века арабами были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 году. На востоке же арабский полководец Кутейба к 715 году подчинил халифату крупнейшие среднеазиатские города Хорезм, Бухару и Самарканд, а в 720-е годы овладел долиной Инда.
   И вот сын казненного правителя Чача обратился за помощью к арабам. К этому времени всеми действиями арабов в Средней Азии распоряжался Абу Муслим, возглавлявший антиомейядское движение и, собственно, приведший к власти в халифате новую династию – Аббасидов. Как раз незадолго до этого арабский отряд Салиха ибн Хумейда взял Тараз, но был осажден в нем китайской армией и тоже обратился за помощью к наместнику Аббасидов в Хорасане Абу Муслиму. Просьбы о помощи сына казненного владетеля Чача и опасения за судьбу своего отряда в Таразе заставили Абу Муслима отправить на выручку осажденным отряд под командованием Зияда ибн Салиха.
   Решающее столкновение между двумя мощными цивилизациями – арабов и китайцев – произошло в июле 751 года на реке Талас.

 

ПОЛКОВОДЦЫ

 

   Гао Сяньчжи (?–756) – полководец династии Тан, по происхождению кореец, был помощником наместника Западного края (так китайцы именовали Восточный Туркестан и Среднюю Азию). Многие китайские историки считают Гао очень талантливым полководцем; его называли Александром Великим Востока.
 

   Тюркский композитный лук – со снятой тетивой, с надетой тетивой и в натянутом виде
 
   В 747 году Гао Сяньчжи с армией в десять тысяч всадников и пехотинцев совершил поход на Болюй (Тибет) против тибетцев, которые в то время захватили всю Центральную Азию и даже вторглись в Китай. Из Кашгара он поднялся на Памир, разбил противника в Ваханском коридоре, провел войско через Гиндукуш по ледниковому перевалу Даркот (4572 м), занял до того неприступный Дардистан, перевалил Ладак и вернулся с боями в Кашгарию. Такой переход очень труден даже для современной хорошо подготовленной экспедиции. Каким образом в таких условиях Гао обеспечивал снабжение войск, осталось неизвестным.
   В 748 году Гао Сяньчжи взял Ташкент, а в следующем году, пригласив правителя этой области будто бы для переговоров, отослал его в Китай, где тот был обезглавлен «за нарушение долга вассала». Если бы Гао был китайцем, он, скорее всего, так не поступил бы. Вероятно, этим недостойным поступком он очень навредил себе в глазах степняков. Молва также обвинила его в резне слабых и беззащитных пленных и в захвате огромных богатств в личную собственность.
   В 750 году Гао прибыл в западную столицу Китая Чаньань, где за огромную контрибуцию, собранную им с трех присоединенных к империи областей Азии, был пожалован титулом князя.
   В 751 году император отправил его на освобождение захваченной арабами Таласской долины. Гао со своим экспедиционным корпусом быстро очистил долину и осадил лежащий на ее западной окраине город Тараз, но здесь был разбит арабами. Тем не менее, несмотря на свое поражение, Гао не лишился милостей при дворе и в 755 году уже был назначен командующим императорской гвардией.
   Когда мятежные войска во главе с согдийцем Ань Лушанем двинулись на столицу, Гао возглавил 30-тысячную армию для защиты империи. Искусно выбрав позицию в горловине узкого перевала, Гао разработал целую систему оборонительных сооружений, в результате чего успешно противостоял атакам превосходящих сил мятежников до тех пор, пока не поссорился с совавшим везде свой нос могущественным дворцовым евнухом.[8] Последний обвинил Гао Сяньчжи в коррупции и трусости (!) – и добился от императора приказа о казни полководца.
   Вскоре после этого восставшие заняли столицу империи, и император вынужден был бежать вглубь страны, в восточную столицу Китая Лоян.
 
   Ли Ши (?–759) – китайский генерал времен династии Тан. В 751 году во время Таласской битвы Ли Ши был помощником командующего Гао Сяньчжи, при поражении смог остановить панику и организовать отступление, спас главнокомандующего и остатки корпуса, проявив при этом незаурядное личное мужество.
   Сведений о его рождении и ранних годах жизни не сохранилось, известно только, что он происходил из округа Ченьду. Говорят, что он был двухметрового роста, очень тощим и очень отважным. Начал военную службу при правлении императора Сюань-Цзуна (712–756) в отдаленной приграничной провинции (ныне Аксу). В это время как раз вошел в оборот тяжелый меч, так называемый меч Мо, которым Ли Ши овладел особенно искусно. В битвах он всегда был в первых рядах сражающихся. Военный наместник округа, прекрасно зная его боевые способности, всегда ставил его во главе особо опасных экспедиций.
   В 756 году, когда войска мятежника Ань Лушаня заняли западную столицу Китая, сын Сюань-Цзуна, объявивший себя новым императором Су-Цзуном (756–762), обратился к наместнику отдаленной западной провинции за военной помощью. Ли Ши, бывший в это время его заместителем, предложил дождаться более определенной информации о происходящем в стране. Однако присутствовавший при этом Дуан Сиуши упрекнул его, сказав, что император страны находится в отчаянном положении. Ли Ши изменил свое мнение, и наместник отправил его с войсками на помощь императору, сделав Дуана своим заместителем.
   Ли Ши так быстро прибыл ко двору, что обрадованный Су-Цзун сразу же сделал его командующим императорской гвардией, и в 757 году Ли Ши возглавил экспедицию по освобождению от мятежников западной столицы Китая, где в это время объявил себя императором сын убитого Ань Лушаня. В критический момент сражения, когда силы империи, неся большие потери, готовы были удариться в паническое бегство, Ли Ши, скинув свой роскошный халат, поскакал в самую гущу боя и, искусно орудуя своим боевым посохом, не только предотвратил панику, но и добился полной победы над восставшими. После освобождения войсками империи столицы император Су-Цзун даровал Ли Ши титул владетеля Гао и назначил его верховным главнокомандующим.
   В 759 году, во время очередного столкновения с восставшими, Ли Ши был ранен стрелой в грудь. Стрела была извлечена, и его богатырское здоровье начало брать верх. Однако через несколько дней, услышав клич атаки, Ли Ши резко вскочил со своего ложа, рана вскрылась, и через несколько мгновений полководец скончался.
 
   Дуан Сиуши (719–783) – китайский генерал времен династии Тан, известен также как Чэньхонг, родился в провинции носящей ныне название Ганьсу в семье профессионального военного. Был очень набожным человеком и почтительным сыном. Когда ему было пять лет, его мать сильно заболела, и потрясенный мальчик ничего не ел и не пил целых семь дней, пока матери не стало легче. Он рос настолько молчаливым и замкнутым, что даже отказался сдавать государственные экзамены по Пятикнижию, заявив при этом друзьям: «Глядеть в книги и запоминать предложения – разве это достижение?»
 

   Скифский композитный лук – со снятой тетивой, с надетой тетивой и в натянутом виде
 
   Военную службу начинал под командованием наместника Фуменга, в отдаленной китайской провинции (ныне Аксу), и впервые отличился в 745 году в походе на Файзабад. С 748 года, после отставки Фуменга, служил под командованием Гао Сяньчжи. Участвовал в Таласской битве, после которой Ли Ши рекомендовал главнокомандующему Гао приблизить его к себе. Впоследствии Дуан служил заместителем у преемника Гао и за свою долгую службу сменил нескольких начальников, всегда оставаясь верным и надежным помощником. Его настолько уважали в войсках, что даже во время мятежа, когда солдаты перебили всех офицеров, Дуана никто не рискнул тронуть.
   Дуан Сиуши был приверженцем строгой дисциплины и верности долгу. Впоследствии, будучи уже заместителем главнокомандующего имперской армии и поняв во время военного совета, что его очередной начальник собирается предательски свергнуть императора и занять его место, набросился на командующего и стал бить его грифельной доской. Все присутствующие настолько опешили от неожиданности, что поначалу никто даже не двинулся с места. Однако через некоторое время телохранители главнокомандующего все же вышли из оцепенения и обезглавили Дуана. Главнокомандующий искренне сожалел о случившемся и велел похоронить доблестного офицера со всеми воинскими почестями.
 
   Абу Муслим (ок. 727–755) – Абд-ар-Рахман ибн Муслим, видный арабский политический деятель родом из Исфахана. В 747 году по поручению Аббасида Ибрагима ибн Мухаммеда прибыл в Хорасан, где посредством компромисса между исламом и верованиями туземцев (особенно учением о переселении душ) привлек на свою сторону местное население; в течение одного дня к нему присоединились жители шестидесяти деревень. Ему удалось объединить вокруг себя все враждебные Омейядам элементы, и он возглавил восстание, которое в 750 году привело к власти новую халифскую династию – Аббасидов.
   Практически сразу же после победы над Омейядами Абу Муслиму пришлось вести борьбу с многочисленными противниками, как среди арабов, так и среди персов-зороастрийцев. Наибольшую опасность представляло восстание, поднятое в Бухаре, в котором участвовало более 30 тысяч городского населения. Абу Муслим послал против него своего верного сподвижника Зияда ибн Салиха, который успешно справился с задачей. Затем Абу Муслим направил Зияда к Таразу на помощь осажденному там китайцами арабскому гарнизону. Понимая, что действовать против регулярных китайских войск не то же самое, что против повстанцев, Абу Муслим собрал в Мерве подкрепление для помощи Зияду.
 

   Конный воин на охоте. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века
 
   Будучи ловким политиком и харизматичной личностью, Абу Муслим смог одержать победу над всеми внутренними и внешними врагами. Однако его огромная популярность среди населения Хорасана, для которого он являлся не только главным представителем государственной власти, но и вероучителем, возбудила опасения у Аббасидов. В результате Абу Муслим вынужден был вступить в борьбу с теми, кто был обязан ему троном. В конце концов его удалось обманом завлечь ко двору, где он был убит по приказу аббасидского халифа аль-Мансура, опасавшегося его влияния.
   Однако партия Абу Муслима продолжала существовать; руководители целого ряда шиитских движений в Персии и Мавераннархе еще долго выступали под его именем, символом которого стали белые одежды и белое знамя.
   Абу Муслим известен также тем, что по его приказу в 752–53 годах были выстроены городские стены и башни Самарканда.
 
   Зияд ибн Салих (?–754) – арабский генерал, считался великолепным тактиком. Был верным сподвижником Абу Муслима, по приказу которого в 750 году жестоко расправился с восстанием в Бухаре: город горел трое суток. Затем Зияд разгромил Самарканд, после чего был направлен к Таразу. После победы в Таласской битве привел в Самарканд большое количество китайских военнопленных, что имело важные исторические последствия. Сразу же после битвы был назначен наместником Бухары и Самарканда. В 753 году, поддавшись на провокацию, возглавил восстание против Абу Муслима – но был разгромлен и бежал к наместнику Баркета. Однако наместник вместо того, чтобы укрыть его, велел отрубить ему голову и отправил ее Абу Муслиму

 

АРАБСКОЕ ВОЙСКО

 

   Ислам не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа…
(Ганс Дельбрюк, т. III; с. 149)


   Роль армии в халифате во многом определяла доктрина ислама. Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной неверными (немусульманами), путем «священной войны». Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, лишь в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в священной войне неверных.
 

   Бой тяжеловооруженных всадников. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века
 
   На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII – середины VIII века. Арабская армия стала состоять из двух основных частей – постоянного войска и добровольцев, и каждая находилась под командованием своего полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане.
   Основным родом войск была конница. Но поскольку арабы были воинственным племенем, в котором каждый взрослый араб был воином, а приобрести и содержать коня мог далеко не каждый, в составе войска арабского халифата имелась и многочисленная пехота. Для ускорения марша пехоты арабы использовали верблюдов, что значительно повышало мобильность армии. Для ведения боя воины на верблюдах вооружались длинными копьями.
   Полное вооружение арабского всадника было весьма богатым и разнообразным; два крепких и толстых лука с тридцатью стрелами, длинное бамбуковое копье с железным наконечником, метательный диск с острыми краями, колющий и рубящий меч, способный рассечь лошадь противника, боевая палица или обоюдоострый топор, 30 камней в двух переметных сумах. Также арабы широко применяли осадные орудия – баллисты, катапульты и тараны. Их изобретением стали горшки с горящей нефтью, которые с помощью катапульт забрасывались за стены осажденных крепостей, вызывая пожары. Защитное вооружение араба состояло из панциря, шлема, надевавшегося на шапку, поручей, поножей и набедренников.
   Сила арабского войска была в мобильности – способности быстро передвигаться и появляться в самых неожиданных для противника местах, а также в хорошо организованном взаимодействии пехоты и конницы. Останавливаясь на ночь или делая длительный привал, арабское войско, как правило, сооружало укрепленный лагерь, защищая его со всех сторон валом и рвом. Дельбрюк приводит следующую цитату из арабского сочинения:
   cite«Как только разбит лагерь, эмир прежде всего повелевает в тот же день без отлагательства и задержки прорыть ров; этот ров служит для прикрытия армии, препятствует дезертирству, предотвращает попытки нападения и предохраняет против других опасностей, которые могут возникнуть благодаря хитрости противника и всяким неожиданным событиям».
 

   Бой пехотинцев. Стенная роспись из дворца в Пенджикенте, Согдиана, VII–VIII века
 
   Арабы широко применяли засады, набеги и внезапные нападения – преимущественно на рассвете, когда сон особенно крепок. Многие победы обеспечивались активным использованием шпионов, причем не только для разведки, но и для ведения подрывной работы среди противника. Командование не гнушалось для этого ничем; применялись подкупы, устрашения, задабривания, откровенное вероломство. Подобная практика, скорее всего, и помогла им одержать верх в описываемой битве.

 

КИТАЙСКАЯ АРМИЯ

 

   Варвары сильны лошадьми. Лошади – выгода в быстрой схватке. Ханьские войска сильны арбалетами…
(«Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна»)


   Время династии Тан – эпоха своеобразного китайского Возрождения – ознаменовалось и новым взлетом военного искусства Китая. Вообще само возникновение и утверждение династии Тан стало возможным прежде всего благодаря талантливым полководцам. Особо в это время проявили себя два военачальника, один из которых – великолепный стратег Ли Цзин[9] (571–649), а другой – сын первого императора династии Ли Ши-минь (599–649), известный как танский Тайцзун. Оба увековечены в последнем из семи военных канонов – «Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна {князя Ли})».
 

   Фрагмент стенной росписи из Пенджикента (возле Самарканда) с изображением осадной машины. Около 700–725 годов. Возможно, машина имеет китайское происхождение
 
   Обсуждаемые в «Вопросах и ответах» стратегии – это не просто теоретические концепции, но проверенные в важнейших битвах тактические принципы. Тайцзун, согласно историческим трудам, лично возглавлял войска во всех решающих сражениях. Командовать войсками Тай-цзун начал уже с пятнадцати лет, и в 627 году стал вторым императором династии.
   Основатель династии Тан, сам наполовину тюрк по происхождению, Лю Юань, будучи еще офицером пограничных войск, последовательно и терпеливо приучал своих солдат к новому типу ведения боя, заимствованному у кочевников. Солдаты должны были жить в юртах, питаться мясом и молоком, ездить верхом и участвовать в облавных охотах. Он сумел добиться того, чтобы его вновь сформированная конница по боевым качествам перестала уступать тюркской. В Китае возникла настоящая мода на все тюркское – одежду, жилище, пищу и т.д. Многие китайские вельможи ставили юрту у себя во дворе и переселялись в нее на зимнее время. О достоинствах жилища кочевников ими слагались стихи. Столь близкое соприкосновение с образом жизни тюрков очень быстро принесло свои плоды.
   Теперь китайские полководцы в борьбе с окружающими их воинственными племенами демонстрировали прямо-таки чудеса изобретательности. Один из них во время сражения с кочевниками применил совершенно оригинальный прием: на пригорок, недалеко от поля битвы, вышли музыканты, танцовщицы и начали представление. Степняки заинтересовались и стали смотреть на прекрасных китаянок, а в это время китайские войска зашли им в тыл и атаковали, наголову разбив ошеломленных дикарей.
   В отношении организации армии к VII веку в Китае глубоко укоренилась введенная еще Цао Цао практика, позднее получившая наименование «системы военных округов» (фу-бин). Она заключалась в том, что в стране, помимо административных, учреждались своеобразные военные округа. Они могли быть трех разрядов: высшие, поставлявшие до 1200 солдат, средние – до 1000 и низшие – до 800 солдат. Количество военных округов в империи Тан колебалось от 600 до 800, что означало практически постоянную готовность армии в 600–800 тысяч человек.
   В «Истории династии Тан» сказано:
   cite«Когда была учреждена система фу-бин, воины вне службы занимались сельским хозяйством. Те из них, которым приходило время отбывать повинность, несли охранную службу в столичной гвардии – и только. Если же где-либо возникала потребность в войсках, тогда назначался полководец, чтобы возглавить поход. А когда инцидент исчерпывался, воины возвращались в свои поселения, а полководец – ко двору».
 

   Китайский магазинный арбалет
 
   Продолжительность службы в столице составляла один лунный месяц. Специальные «военные инструкторы» обучали молодежь. Обучение молодежных групп велось как в столицах, так и в военных поселениях, на специально оборудованных площадках. Одни обучали «приемам с пикой цзи», другие – караульному делу, приемам использования в бою флажков и т.д. Часто солдаты читали «Теорию боя на мечах дао и стрельбы из лука гун». В конце каждого месяца устраивался небольшой строевой смотр. Обучение финансировалось из казенных средств.
   Преимущества такой организации заключались в том, что она не требовала от государства заметных расходов на содержание армии, ибо в мирное время рекруты занимались земледелием, а во время походов должны были обеспечивать себя сами. Мало того, что такая система не позволяла усиливаться военной верхушке, которая в мирное время не имела в своем распоряжении войск, она еще и делала армию удобным средством подавления беспорядков на местах. И наконец, эта военная организация хорошо вписалась в надельную систему землепользования.
   Однако у этой системы была и оборотная сторона. Для решения военных проблем текущего дня государство использовало небольшие профессиональные воинские соединения численностью от 10 до 45 тысяч человек. Многие же военные акции китайские императоры и вообще предпочитали осуществлять не силами регулярных ханьских войск, а с помощью племен, изъявивших покорность империи. Также активно использовалась конница, состоявшая из отрядов иноплеменников, перешедших под покровительство Тан.
   С усилением военной активности танского государства система наемников получила еще более широкое распространение: в армии Тай-цзуна их насчитывалось около ста тысяч. Военачальниками важнейших походов назначались хорошо проявившие себя воины некитайского происхождения. Не раз во время танских завоеваний применялась практика малых войн, когда «заслуживающим доверие племенам» вменялось в обязанность «беспокоить набегами» своих соседей, в ослаблении которых был заинтересован Китай.
 

   Китайский лучник в легком доспехе
 
   Наиболее дальновидные генералы понимали опасность такой практики. В «Вопросах и ответах» Ли Цзин говорит:
   cite«Ваше величество приказали создать линию из шестидесяти шести сторожевых постов от тюрков до уйгуров, чтобы они наблюдали за передним краем… Однако мое недостойное мнение таково, что было бы удобно ханьские войска обучать одним способам, а варваров – другим… Если мы столкнемся с нашествием другого племени, в нужный момент можно будет тайно приказать полководцам изменить знаки различия…»
   Возможно, подобные рекомендации замечательного полководца не были проигнорированы. Однако они являлись спасительными лишь в некоторых определенных случаях.
   По поводу построения армии в «Вопросах и ответах» говорится следующее:
   cite«Люди первым делом должны быть организованы в соответствии с „методом пяти”. После того, как организация в пятерки завершена, обеспечьте организацию в армии и полки. Это первый этап. Правило военной организации в армии и полки в том, чтобы строить от одного до десяти, от десяти к ста. Это еще один этап».
   И далее:
   cite«В самом маленьком порядке – пять человек, в самом большом – двадцать пять. Если последнийутроить, то будет семьдесят пять. Если взять их пять раз, получится триста семьдесят пять. Триста человек – это прямые войска, шестьдесят – гибкие. Пятнадцать же – командиры... В этом случае их можно вновь разделить на две части, образовав две группы прямых войск по сто пятьдесят человек, а также две гибких по тридцать человек…»[10]
   Огромное значение придавалось моральной составляющей. Военные идеалы заключались в стремлении поддержания добра и изгнания страха по отношению к злу. Император Тай-цзун даже построил павильон Линьянь для поощрения военных идеалов верности и храбрости. Идеалы воина утрачиваются, когда кто-либо не может отличить добро от зла, выступает против добра, использует силу для того, чтобы взять верх над слабым или помогает порочным людям в совершении злых дел. Утративший идеалы теряет не только их – он также полностью утрачивает в дальнейшем свое боевое мастерство. Без страха разум спокоен и дух сосредоточен. Непреклонная сила может предотвратить насилие и покончить с конфликтами. Если полководец ведет себя в соответствие с традиционными китайскими ценностями преданности, терпения, сострадания, сыновней почтительности и скромности, он сможет достичь выдающегося боевого мастерства.
   Все это напрямую связано с развитием традиционных китайских боевых искусств, основанных на совершенствовании идеалов, улучшении физической формы, самозащите, а также в стремлении обладать глубокой теорией техники и мастерства. Поэтому боевые искусства являются очень важной частью воинской культуры Китая. Особенно распространилась специализация отрядов в каком-либо одном виде оружия; в войсках широко использовались меч, копье, посох, топор-юй (топор с длинной ручкой) и даже серп и вилы. В эпоху Тан особенного расцвета достигли многочисленные техники владения мечом, возникшие еще в эпоху Сражающихся царств. Известен афоризм: тремя сокровищами династии Тан являются стихи Ли Бо, техника владения мечом Пэй Миня и каллиграфия Чжан Сюя. Получили развитие и тяжелые арбалеты, установленные на лафетах, и противоконные «железные шипы». Стрелы изготовлялись из высушенного бамбука.
   Тактика основывалась преимущественно на скорости и мобильности, на фланговых и охватывающих маневрах. Китайские полководцы выстраивали войска по «диаграмме восьми рядов Чжугэ Ляна» в «строй шести цветов». Следовало обладать большой искусностью, чтобы посредством гонгов, флажков и барабанов в полной мере управлять в бою такой армией. Поэтому китайские полководцы, имевшие возможность собрать миллионную армию, предпочитали управлять небольшими соединениями в 10, 30 или 45 тысяч воинов.
   Армия состояла из арбалетчиков, пехоты и конницы. Поскольку в эпоху Тан был изобретен способ выплавки стали из железа, благодаря которому значительно усовершенствовалась технология металлургического производства, оружие и защитное вооружение китайской армии было наилучшим в регионе.

 

Лошадей у них много, и копыта у них тонкие и изящные. Численность войска он определил приблизительно в двадцать тысяч всадников.

(Ибн аль-Асир)


   Карлуки, впервые упомянутые в китайском ежегоднике Танг-шу (VII век) как кололу, что означает «снежный сугроб», являются одним из тюркских племен. Каждое племя, входившее в эту ветвь, управлялось своим каганом, который имел собственное войско.
 

   Приемы работы с двуручным мечом. Рисунок из «У Пэй Чи» (Wu Pei Chih)
 
   Все кочевники, которые последовали за небольшой группой тюрок во главе с их легендарным предводителем Ашиной – телесцы, кыргызы, уйгуры, тогонцы и многие другие – говорили на одном языке, понятном каждому кочевнику, и имели практически одинаковое военное искусство. Карлуки не являлись исключением.
   Китайские источники свидетельствуют, что у тюрок была хорошо организованная и дисциплинированная армия, ядро которой составляла тяжеловооруженная кавалерия – копейщики. Стратегия и тактика у кочевников зачастую были далеки от совершенства, но благодаря умению использовать все преимущества своего образа жизни им удавалось достигать на полях сражений самых невероятных результатов. Дистанционный бой, доведенный до совершенства хуннами, перешел в разряд одного из тактических приемов ведения сражения, а маневренная конница, призванная изматывать противника, научилась атаковать боевым строем. Стремительно напав на врага бронированной лавой, они сеяли смятение в ряды обороняющихся, планомерно разбивали их на части и, обратив в бегство, уничтожали.
   Для достижения этой цели кочевникам понадобилось возродить латную конницу (катафрактов), которая когда-то была уже у их далеких предков – скифов. Но в описываемое время латы изготавливались уже не из тяжелых бронзовых пластин, а из железных, которые были тоньше, легче, а главное, намного прочнее. Это стало возможным благодаря сказочным богатствам Алтая, где в изобилии имелись залежи железной руды. Железо кочевники получали сыродутным способом, благодаря которому получается губчатая металлическая масса – крица. Качество кричного железа даже сегодня считается гораздо выше доменного. Китайцы латную кавалерию кочевников называли фули (волки) – волк издревле являлся тотемным знаком тюрков.
   Еще одной отличительной особенностью кочевников являлось умение выносить тяготы длительных походов и совершать внезапные, молниеносные набеги. При этом тюркские латники оказались достойным противником и для китайских пеших копейщиков, и для иранских конных стрелков. В рукопашной схватке с легковооруженным противником тяжелая конница кочевников имела все преимущества, однако при осаде крепостных стен оказывалась несостоятельной. Спешившийся латник-кочевник был, как и прежде, мало боеспособен.
   В рассматриваемый период кочевники сообразили, что тактика китайцев переменилась, и быстро внесли существенные изменения в свою стратегию, сделав ставку исключительно на внезапность нападения. При этом они стали придавать большое значение разведке и сбору информации через шпионов. Кроме того, в ходе военных операций кочевники стремились всячески дезинформировать противника.
 

   Китайский конный доспех. Рисунок из «У Пэй Чи» (Wu Pei Chih)
 
   Любопытны описания кочевников у мусульманских авторов того времени. Так, аль-Джахиза пишет:
   cite«Тюрки – народ, для которого оседлая жизнь, неподвижное состояние, длительность пребывания и нахождения в одном месте, малочисленность передвижений и перемен невыносимы. Сущность их сложения основана на движении, и нет у них предназначения к покою... они не занимаются ремеслами, торговлей, медициной, земледелием, посадкой деревьев, строительством, проведением каналов и сбором урожая. И нет у них иных помыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, сражений, поисков добычи и завоеваний стран».
   Другой историк, говоря об изготовлении меча у арабов, сначала перечисляет восемь-девять операций, каждую из которых выполняет особый мастер, а затем отмечает:
   cite«Подобно этому происходит изготовление седла, стрел, колчана, копья и всего оружия... А тюрк делает все сам от начала до конца, не просит помощи у товарищей, не обращается за советом к другу. Он не ходит к мастеру и не тревожится его отсрочками со дня на день, его лживыми обещаниями и не думает об уплате ему вознаграждения».
   И, наконец, еще одна любопытная запись, оставленная арабами:
   cite«Тюрк стреляет по диким животным, птицам, мишеням, людям... он стреляет, гоня во весь опор назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз. Он выпускает десять стрел, прежде чем арабский стрелок положит одну стрелу на тетиву…»

 

ВОЕННОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

   В 751 году войска империи Тан потерпели еще два крупных поражения: тибетцы помогли разбить китайскую армию новорожденному княжеству южнокитайских племен Наньчжао, а на севере восстали подчинившиеся было кидани. В Китае начались нехорошие брожения, которые отвлекли императора от внешних проблем. В 755 году согдиец Ань Лушань (703–757), сделавшийся к этому времени наместником трех военных округов, поднял мятеж. В империи разразилась страшная гражданская война, в которой приняли участие тюрки, тибетцы, южные горцы мань, уйгуры, арабы из пограничных войск халифата, оставшиеся без работы при новом режиме Аббасидов.
   Гражданская война, свирепствовавшая в Китае с 16 декабря 755 года по 17 февраля 763 года, унесла более 30 млн жизней (на тот момент это равнялось одной шестой населения всего земного шара). Это был наиболее мощный военный конфликт в истории до Второй мировой войны. После смерти Ань Лушаня восстание постепенно утихло, и танский император вернулся в столицу своих предков – но вся последующая история Китая вплоть до 960 года представляет собой непрерывную цепь мятежей и междоусобиц.
   Огромную роль эта битва сыграла и в последующей истории народов Средней Азии. С одной стороны, фактически навсегда был положен конец посягательствам Китая на восточную и центральную части Средней Азии, которые он стремился поставить под свой контроль в течение почти тысячелетия, а с другой – она означала окончательный политический и административный контроль в этом регионе арабских халифов и торжество мусульманской религии. Тюркские народы приобщились к арабской культуре, а через нее и к мировой, став ее составной частью. ерез исламскую (арабскую) культуру тюрки смогли выйти на более широкие горизонты.
   Карлуки создали свое независимое государство. К 766 году они закончили покорение Семиречья, Таласа, долины реки Чу и дошли до Западного Тянь-Шаня. К X веку карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана – от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабской области вплоть до средневекового города Отрар. Однако из-за постоянных войн с арабами и другими кочевыми племенами карлукское государство в 940 году пало под натиском Кашгара, а в 960 году карлуки приняли мусульманскую веру.
   Имеет эта битва и еще одно немаловажное влияние на судьбы мира. Среди китайских военнопленных оказались специалисты по производству бумаги и шелка. До середины VIII это были два наиболее бережно хранимых китайцами секрета, теперь же они раскрылись и постепенно через арабов стали известны и в Европе. Значение открытия технологии изготовления бумаги для мировой культуры, пожалуй, трудно переоценить.

 

ХОД СРАЖЕНИЯ

 

   Битва состоялась юго-восточнее небольшого городка Тараз[11] в Таласской долине, которая протянулась на 250 км вдоль левого берега текущей у подножия гор реки Талас между Киргизским хребтом на севере и Таласским Алатау на юге, на территории современной Киргизии недалеко от границы с Казахстаном.
   В Китае сохранились очень скудные сведения об этом событии. С арабской стороны об этой битве впервые упоминает историк Ибн аль-Асир (1160–1232). Ни Табари (838–923), ни другие дошедшие до нас ранние исторические труды арабов ничего не упоминают о ней. Арабы говорят о сотнях тысяч воинов с каждой стороны. Однако при детальном исследовании наиболее вероятной представляется следующая картина.
   Зияд ибн-Салих пришел к Таразу с 20-тысячным корпусом и не рискнул напасть на хорошо организованное профессиональное китайское войско, послав к Абу Муслиму за подкреплением. Последний набрал из согдийцев и союзных им других тюркских племен еще около 20 тысяч ополченцев.
   У китайского полководца Гао Сяньчжи, согласно всем источникам, было 30 тысяч солдат. Однако, судя по логике разворачивавшихся событий, к моменту подхода Зияда ибн Салиха Гао имел в своем распоряжении лишь экспедиционный корпус численностью в 10 тысяч воиновДесять тысяч – условное число; по штату «цзюнь» насчитывал 12,5 тысяч воинов.[12]. Вассалы Китая, карлуки под предводительством своего ябгу Тон-Бильге, общей численностью в 20 тысяч человек, находились в этот момент в Ферганской долине, расположенной примерно в двух сотнях километров южнее Таласской долины, за Таласским Алатау. При подходе арабов Гао тотчас послал за ними, и следующие четыре дня 10-тысячный китайский корпус и 20-тысячный корпус Зияда ибн Салиха стояли друг против друга, выжидая подхода подкреплений.
   Китайский главнокомандующий полагал, что конница карлуков последует ему на выручку, поскольку он только что помог карлукам в борьбе с их противниками в Ташкенте. Арабы же полагали иначе – по всей видимости, не без оснований, иначе они не стали бы дожидаться их подхода. На пятый день карлуки прибыли. Однако, позабыв о ссорах с прочими тюркскими племенами, они вступили в бой не против арабов, а против давнего врага степняков, ударив во фланг танской армии. Далее события разворачивались примерно следующим образом.
   Гао был опытным полководцем и прекрасно знал нравы степняков, поэтому наверняка очень внимательно наблюдал за тем, как именно приближается конница карлуков. Латная конница не может вступить в бой, подойдя на рысях; для сокрушительного удара ей нужно набрать ход. Таким образом, у китайского полководца было вполне достаточно времени для того, чтобы выдвинуть несколько рядов пехотинцев с большими щитами и длинными копьями для заслона, и дать команду арбалетчикам открыть огонь.
   Удар набравшей ход латной конницы сокрушителен – но вряд ли карлуки смогли пройти сходу более двух линий ощетинившихся пехотинцев. В результате на фланге танской армии завязалась сеча, в которой обе стороны стали нести значительные потери.
   Едва только карлуки вступили в бой, Зияд ибн Салих также бросил в атаку свою конницу. Однако здесь первая волна арабской атаки захлебнулась, скорее всего, понеся значительные потери от огня арбалетчиков. После этого Зияд затеял «хоровод». Это давало арабам двойную выгоду: скачущие вдоль фронта легкие лучники не позволяли танским арбалетчикам вести прицельный огонь, в то время как сами вполне успешно поражали скученных китайских воинов, да еще и оставляли «без работы» ощетинившуюся пехоту. В результате танцы начали нести большие и ничем не оправданные потери с фронта.
   Тем временем вдвое превосходящая танский корпус конница карлуков, наткнувшаяся на отчаянное сопротивление, стала растекаться по долине, грозя охватить противника с флангов. Гао вынужден был дать сигнал к отходу. Однако отход флангов вызвал панику несущего бессмысленные потери фронта.
   Китайский генерал Ли Ши, бывший заместителем Гао Сяньчжи, оценив обстановку и поняв, что поражение неизбежно, предложил оставить поле боя. Дуан Сиуши, услышав это, сказал: «Бежать от страха перед врагом – не доблесть, спасать себя, бросая на погибель других – не доброта». После этих слов Ли Ши принялся вместе с Дуаном собирать рассеянные войска и сам возглавил арьергард. Когда остатки китайского войска прошли узкую горловину ущелья, Ли Ши, орудуя своим боевым посохом, лично положил огромное количество арабских воинов, в результате чего преследование захлебнулось. Арабы не рискнули сунуться вслед за ушедшими китайцами в ущелье – вероятно, еще и потому, что уже надвигалась ночь.
   В Китай вернулось около двух тысяч солдат.
   Судя по тому, что арабы вообще оставили Таласскую долину, которой завладели карлуки, Абу Муслим предложил степнякам за помощь против китайцев именно такую цену.
   Сведения о потерях в арабских источниках, по всей видимости, также значительно завышены; в них указывается, что китайцев погибло 50 тысяч – что явно невозможно, даже если считать китайцев вместе с карлуками. Наиболее вероятными представляются следующие цифры: потери карлуков и Аббасидов составили около десяти тысяч убитых и раненых, потери китайцев – около 7 тысяч убитых и раненых, еще около 2 тысяч попало в плен. Подтверждением этому служит и отсутствие особого внимания к этой битве у современников; для тех времен, особенно в Китае, такие потери считались совершенно незначительными.

Картина дня

наверх