На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Законы Солона и судьба их творца

 

Солон

Смуты в Афинах и начало деятельности Солона

На рубеже VII-VI веков до Р. Х. борьба между народом и знатью в Афинахдостигла большой остроты. Афинские аристократы (эвпатриды), пользуясь жестокими законами Драконта, беспощадно обращали бедняков в долговое рабство и даже продавали их за пределы Аттики. Один из видных горожан, победитель Олимпийских игр,Килон, сделал попытку захватить единоличную тиранию, обещая провести реформы в пользу народа, однако предпринятый им переворот был жестоко подавлен. Руководимая родом Алкмеонидов знать перебила всех участников «Килоновой смуты», дерзко нарушив при этом данную во имя богов клятву сохранить им жизнь. Смуты поставили афинское государство на грань гибели. Торговля и рыболовство остановились, промышленность была в застое, народ впал в бедственное положение, а законы о долговом рабстве применялись беспощадно. В народе поднялось глухое брожение и грозило перейти в открытый мятеж; при обнищании и раздраженности народа, происходили кровавые стычки, было много убийств и воровства. Наконец одному из самых знатных эвпатридов, Солону, человеку, горячо любившему родину, удалось убедить своих собратьев по сословию, что упорное сопротивление требованиям народа приведет к падению и владычество их и государство. Ненавидимые низами Алкмеониды согласились подчиниться тому, что будет решено комиссией по их делу, составленною из 300 эвпатридов. Комиссия признала их виновными в нарушении данной богам клятвы и решила, что они должны подвергнуться изгнанию. Они удалились; народ сторонился от них, когда они шли по улицам города в изгнание. И даже кости тех виновных в оскорблении святыни Алкмеонидов, которые умерли в эти годы, были выброшены из аттической земли, как оскверняющие ее.

Изгнание Алкмеонидов было первою уступкою эвпатридов народу, первым шагом к примирению с ним. Солон стал надеждою народа. Эвпатриды могли досадовать на эвпатрида, выступившего деятелем в пользу требований народа, но должны были слушать, его советы с уважением, потому что его положение в их сословии было очень высоко: Солон был очень знатен и очень богат. Подобно своему отцу, Эксекестиду, человеку тоже благородного характера, он употреблял свое богатство на помощь нуждающимся. Он обладал большою опытностью и обширными знаниями; он много путешествовал: был в Египте, на Кипре, в Малой Азии, везде беседовал с просвещенными людьми, увеличивая свое знание жизни. Солон был горячий патриот и человек, делавший много добра – все это придавало большую авторитетность его словам. Потомок древнего афинского царя Кодра, по бескорыстному желанию блага родине Солон стал защитником угнетенного народа; самые своекорыстные, надменные, жестокие из эвпатридов не могли не уступать влиянию слов такого человека.

Солон

Солон

 

Солон родился в 639 году. Ему было 39 лет, когда он совершил первое из великих дел своего благородного стремления служить благу родины. Он был человек сильного характера, гениальный, любознательный. В молодости Солон упорно занимался гимнастикой, занимался музыкой, учился, стал человеком превосходно, развитым и физически и нравственно. Афинские юноши следующих веков учили наизусть афоризмы, которыми Солон высказал результаты своих размышлений о жизни. Они содержались в стихах Солона, написанных в стиле элегии. До нас дошли отрывки этих поучений афинского мудреца. Солон излагал в них свои мысли о ходе жизни человека, о стремлениях и обязанностях человека в разные возрасты, о шаткости всех человеческих расчетов, о неравенстве состояний, неодинаковости характера людей и судьбы их. Солон порицал жадное стремление к чрезмерному богатству, скорбел о бедных, говорил нарушителям справедливости о гневеЗевса: Зевс долготерпелив, но когда преступления превышают меру его терпения, он поражает беззаконников, как молния весенней грозы, и карает детей за злые дела отцов. Лучше напрасной жадности наслаждение скромным благосостоянием. Сокровищами не откупишься от смерти. В элегиях Солона та же бодрость духа, та же сдержанность характера, та же гармоническая уравновешенность душевных сил, как в его жизни. Солон говорил, что должно наслаждаться и любовью и вином и дарами муз; что счастлив человек, у кого здоровые дети, у кого есть и быстрые кони и охотничьи собаки, кого посещают гости из чужой земли; он желает, чтоб его пожалели, когда услышат о его смерти; – Солон любил жизнь и её радости, но любил разумно; в его элегиях мы постоянно видим человека, избравшего своим девизом изречение: «Воздерживайся от излишества».

 

Солон в борьбе за Саламин

Незадолго до этого жители Мегары отняли у афинян важный по своему положению остров Саламин. Пока Саламин оставался во власти врага, афинская торговля не могла возобновиться, торговый и промышленный класс населения не мог быть избавлен от бедственного положения. Необходимо было, чтоб афиняне мужественным делом возвратили себе доверие к своим силам, освободили себя от блокады, стеснявшей их деятельность. Но предлагать возобновление военных действий против Саламина было запрещено под страхом смерти, так как прежние попытки к этому завершились тяжкими неудачами. Однако Солон нашел способ преодолеть это запрещение. Он притворился потерявшим рассудок, втеснился в толпу во время народного собрания и стал с горячим воодушевлением декламировать элегию «Саламин», написанную им для возбуждения афинян к задуманному им делу. Эту элегию заучивали наизусть афинские юноши следующих веков. Солон живо описывал афинянам унижение, в каком находятся они. Скоро, при встрече с афинянином, другие греки будут говорить: «Это афинянин, это один из бежавших в Саламинской войне». Афиняне обрекли себя на позор. Толпа понимала, на какую мысль Солон наводит этими упреками, и когда он воскликнул: «К оружию! В бой за Саламин! Возвратим себе наш милый остров, сокрушим постыдное иго!» – из народа выступили 500 человек и сказали, что они идут за ним в бой. Экспедиция отплыла на двух кораблях и на рыбацких лодках; нападение было неожиданное, дело было решено первою атакой; мегаряне были побеждены, Солон предложил им свободный пропуск, и они покинули остров. Земли его были розданы пожелавшим поселиться на нем афинянам. Блокада афинских пристаней прекратилась, афиняне снова стали господами своего моря и могли теперь без стыда смотреть в глаза людям. Правда, через некоторое времени, воспользовавшись раздором партий в Афинах, неприятель снова овладел Саламином. Но Солон отдал это дело на суд спартанцев, и по их приговору остров был возвращён афинянам.

 

Очищение Афин Эпименидом Кносским

Прежде всего надо было избавить афинян и от тяготевшего над ними чувства, что боги прогневаны на них за оскорбление святилищ казнью соучастников мятежа Килона. В Аттике были после этого неурожаи, заразные болезни; они считались посылаемыми в наказание народу от богов, и дух его был угнетен страхом. При таком подавленном настроении афинян, продолжавшемся даже и после изгнания Алкмеонидов, невозможно было исцелить бедствия, произведенные раздорами; потому Солон призвал в Афины пользовавшегося величайшим уважением у всех греков жреца-прорицателя, критянина Эпименида Кносского, чтоб он жертвоприношениями и обрядами очищения примирил богов с прогневавшими их афинянами.

Эпименид Кносский был благочестивый человек с глубоким нравственным чувством, импонирующим характером и могущественным даром слова. О нем говорили, что он, как это делали восточные пророки и святые, провел иного лет в отшельничестве, питался только плодами и кореньями; что он много лет пролежал в пещере, объятый глубоким сном, и получил откровения от Зевса критского. Он дружил с Солоном и охотно принял его вызов приехать в Афины, примирить народ с богами. Он воздвиг в Афинах новые жертвенники, совершил жертвы на них, совершил обряды очищения, торжественным процессии. Таким образом, Эпименид при участии Солона очистил от осквернения холм Ареса, храмы и весь город; народ почувствовал себя примиренным с богами и получил веру в то, что они будут милостивы к нему. Правительство хотело наградить Эпименида Кносского, предлагало ему целый талант; он отказался, и возвращаясь на родину взял только ветвь с оливкового дерева Афины. Афиняне поставили в честь его статую; он был изображен сидящим и задумавшимся. Следующие поколения рассказывали о нем легенды, исполненные чудес, и придававшие его жизни сверхъестественную продолжительность.

Ободрившись своим примирением с богами, афиняне почувствовали доверие к своим силам и стали способны действовать отважно. Они показали это, вскоре потом предприняв, по предложению Солона, священную войну против города Криссы в защитудельфийского оракула; их союзниками были Сикион и фессалийцы. Разрушив Криссу, проклятую амфиктионами, они приобрели себе признательность дельфийцев и поддержку влиятельного Дельфийского оракула. Глава семейства Алкмеонидов, Алкмеон, сын Мегакла, получивший вместе с другими изгнанниками позволение возвратиться на родину, действовал в этой войне очень энергично и своим усердием к Дельфийскому храму снял со своего рода проклятие. Одержав позже победу в состязании колесниц в Олимпийских играх (572 г.), он приобрел новую честь своему роду и своему отечеству.

 

Законы Солона

Подробнее – см. в статье «Реформы Солона»

Солон приобрел такую признательность, такое доверие афинского народа, что легко мог бы захватить в свои руки верховную власть и восстановить старое господство Кодридов на новых основах. Во многих государствах Греции владычествовали тогда тираны. Никому из них не было так удобно занять это положение, как Солону, имевшему такие великие правительственные дарования и оказавшему такие услуги родине. Одобрение народа оправдало или по крайней мере извинило бы его узурпацию. Но Солон предпочел блеску владычества славу законодателя; величие и благо отечества были ему дороже личного честолюбия.

«Мой дух повелевает мне внушать мужам афинским, какое безграничное зло производят дурные законы, – говорит Солон в одной из своих элегий. – А хорошие установления ведут к благу и к порядку. Они налагают оковы на ноги беззаконников, уравнивают крутизны, подавляют насилие, искореняют семя бедствий, заставляют умолкать надменность, утишают раздоры. Где владычествует хороший порядок, там законы разумно устроены на пользу людей».

Получив от сограждан необходимые полномочия, Солон около 594 года до Р. Х. приступил к реформам, которые изменили весь облик афинского государства. Законы Солона можно разделить на экономические и политические. Как законодатель Солон представлял интересы сельского и главным образом зажиточного городского демоса и примкнувших к нему эвпатридов, главные интересы которых уже сосредоточивались не в землевладении, а в торговле. Свои законы Солон издавал, опираясь на активную поддержку народного собрания.

Главной экономической реформой Солона была отмена долгового рабства. (Подробнее – см. в статье «Отмена долгового рабства (сисахфия)») У греческих историков она называется «сисахфией» – стряхиванием бремени, т. е. удалением долговых камней с заложенных земельных участков бедняков. До законов Солона кредиторы-эвпатриды, давая ссуду бедному соседу, ставили на его земельном участке каменный столб с надписью, в которой указывалась сумма долга. При неисправности должника этот долговой камень служил основанием для перехода земельного участка в руки кредитора. В дальнейшем, беря займы под залог личной свободы, неисправные должники попадали в долговое рабство и даже могли быть проданы за границу. Солон своими законами отменил долги крестьян, вернул им заложенные земельные участки и отменил на вечные времена долговое рабство. Более того, он предпринимал розыск рабов-должников, проданных за границы Аттики, выкупал их и возвращал на родину. Солон описал свою законодательную деятельность в стихах, отрывки которых дошли до нашего времени в цитатах у Аристотеля и других древних авторов.

Аристотель приписывает Солону также закон о введении им земельного максимума, по которому нельзя было приобретать земли в каком угодно количестве. Однако размеры максимума нам неизвестны. Кроме того, закон этот не относился к уже сложившимся крупным землевладениям. По крайней мере, о применении его источники нам ничего не сообщают. Но важно, что после реформ Солона Аттика на долгое время превратилась в страну среднего и мелкого землевладения.

Солон запретил вывоз из Аттики зерновых, зато разрешил вывоз оливкового масла. Он издал законы, поощрявшие разведение виноградников, садов и огородов и регулировавшие право пользования колодцами и вообще оросительными системами.

Сбор оливок

Сбор оливок. Древнегреческая амфора, ок. 520 до Р. Х.

 

В целях развития ремесел и торговли Афин Солон опубликовал закон, по которому сын мог отказать престарелому отцу в поддержке, если тот не научил его в свое время какому-либо ремеслу, и издал закон против праздности. До Солона были в ходу местные и даже родовые меры, а также монеты. Солон ввел единые меры и провел денежную реформу, по которой тяжелый эгинский талант заменялся более распространенным в тех районах, с которыми особенно торговали афиняне, и несколько более легким по весу эвбейским.

Экономические законы Солона были дополнены политическими. Он отменил существовавшую до этого времени генократию («генос» – род) – власть родовой аристократии – и заменил ее тимократией («тиме» – цена, стоимость) – властью, основанной на имущественном цензе, лишив таким образом аристократию привилегий, связанных с пережитками родового строя. Все граждане Аттики были разделены на четыре разряда по имущественному цензу (подробнее – см. в статье «Разделение граждан на четыре имущественные класса»). За основу ценза был принят натуральный доход от земледелия. К первому разряду Солон отнёс всех граждан, получавших со своей земли доход в размере не менее 500 медимнов сыпучего или жидкого продукта (медимн – мера объема; в разное время она составляла от 41 до 52,5 литра). Они назывались пентакосиомедимны, т. е. пятисотмерники. Ко второму разряду причислялись граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 300 медимнов. Они назывались всадниками, так как должны были служить в коннице на собственном боевом коне. В третий разряд, по законам Солона, записывались граждане, получавшие со своей земли доход в размере не менее 200 медимнов. Их называли зевгитами («зевгос» – упряжка), т. е. имеющими собственную упряжку волов. Они обязаны были служить в пехотном ополчении и иметь собственное тяжелое вооружение. К четвертому разряду Солон отнёс граждан, имевших доход менее 200 медимнов. Они назывались фетами. На военной службе они выполняли вспомогательные функции и составляли легковооруженную пехоту. Обязанностью самого богатого разряда афинских граждан – пентакосиомедимнов – было оснащать военные корабли и содержать их в хорошем состоянии.

Солон издал законы с целью ослабления аристократического совета старейшин – ареопага. Он изъял из его компетенции подготовку дел для обсуждения их в народном собрании. Для подготовки этих дел Солон создал новый государственный орган – буле (Совет четырёхсот). Он избирался на собраниях старых четырех родовых фил (племен), на которые издревле делилась Аттика, по 100 булевтов от каждой филы.

Народное собрание в результате реформ Солона стало играть в жизни Афин гораздо более активную роль. На нем обсуждались текущие политические дела. Архонты выбирались жребием из числа кандидатов, предварительно выдвинутых филами. Должностные лица должны были отчитываться перед народным собранием в своей деятельности. Народное собрание называлось экклесия, т. е. собрание вызванных, так как о дне его созыва заблаговременно кричали глашатаи, которые с этой целью ходили по стране. (Подробнее – см. в статье «Совет четырёхсот (буле) и народное собрание (экклесия) при Солоне».)

Солон учредил новый верховный суд присяжных – гелиэю. Как уже упоминалось, оценка гражданина по его происхождению была заменена оценкой по имущественному цензу. Архонтов можно было избирать только из числа первого имущественного разряда – пентакосиомедимнов. Членами буле могли быть только граждане первых трех разрядов. И только в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных) могли принимать участие граждане всех четырех имущественных разрядов.

Законы Солона были направлены на ограничение власти родовой аристократии – эвпатридов и на ослабление родоплеменных традиций. После изъятия у эвпатридов захваченных ими в разное время за долги земельных участков, отмены долгов и долгового рабства и возвращения земельных участков крестьянам появилось много мелких собственников, которых эвпатриды уже не могли порабощать. Введение по одному из законов Солона свободы завещаний тоже стимулировало развитие частной собственности на землю, ослабляло и отменяло пережитки родовой собственности на землю, составлявшей до этих пор главную основу могущества эвпатридов. Запрещение вывоза зерна тоже ущемляло интересы эвпатридов, которые до законов Солона были главными производителями пшеницы и ячменя. Законы, стимулировавшие развитие ремесел и торговли, укрепляли положение средних слоев городского демоса. Цензовая реформа Солона раздробила родовую аристократию – эвпатридов по разным имущественным разрядам и вытекающим отсюда различным правам и обязанностям. Но в целом законодательство Солона было компромиссным. Он оставил за ареопагом его законодательные и контрольные функции, оставил нетронутым старое родоплеменное деление Аттики на четыре родовых племени – филы, хотя родоплеменной принцип деления территории был в Аттике нарушен еще до реформ Солона. Для сбора со всего населения средств на постройку военных кораблей она была разделена на 48 территориальных округов – навкрарий.

Эвпатриды, в большинстве своем люди богатые, и по цензовой реформе Солона могли занимать руководящие должности. Относительно невысокий уровень аттической экономики отражен в том, что имущественный ценз законы Солона установили не в деньгах, а в натуральной продукции. Тем не менее, реформы Солона имели огромное значение для дальнейшего социально-экономического и политического развития Афин и Аттики.

 

Итоги деятельности Солона

Реформаторская деятельность Солона в Афинах заняла, вероятно, лет десять времени (вероятно, 594–584 годы до Р. Х.). Его законы (thesmoi) были вырезаны старинным греческим способом письма на деревянных досках (строки шли поочередно слева направо и справа налево, составляя изгибы одной непрерывной линии, как борозды нивы; эта манера письма и называлась «бороздоподобной», bustrophedon). Доски с законами Солона были поставлены в Акрополе под охраной Афины Паллады, и каждый мог теперь узнавать все законы сам. Этим было завершено великое дело реформы учреждений и составления законов. Государственный быт получил прочную новую основу. Солон мог быть доволен тем, как исполнил принятую на себя обязанность. Он устранил справедливыми своими постановлениями раздор сословий и политических партий, избавил поселян и небогатых горожан от нищеты и рабства, вверил охранение независимости и блага родины свободным владельцам земли; он сделал все, что было возможно, для поддержания старых форм общественного быта и для упрочения религиозных обычаев. Солон предоставил знатному сословию такие привилегии, которые должны были склонить в пользу новых учреждений эти старые роды, обладавшие наследственною правительственною опытностью, и с тем вместе он вложил в преобразованную им государственную организаций элементы прогрессивного развития. Солон оживил новым духом старые формы, стеснявшие общество своею мертвою неподвижностью, видоизменил их сообразно новым потребностям народа; бесплодное поле он обратил в зеленеющую ниву. Он сохранил наследие старины, но обновил его, сделал его способным к возрастанию. Однако, хотя Солон всячески старался сберечь старину, он дал государственному быту такой характер, что она должна была исчезнуть. Новые поколения обратили свою деятельность на развитие тех элементов его законодательства, которые были новыми, и они скоро разрослись так, что подавили все, остававшееся от старины в законах Солона. Но и во времена полнейшего развития демократических учреждений афиняне продолжали любить свое прошлое, с гордостью называли Солона основателем тех учреждений, какие государство имело в их время. Они любили придавать своим демократическим учреждениям характер древности и легитимности, называя основателями их Тезея и Солона. Законодательство Солона, при всех последующих переменах, действительно оставалось прочною основою государственного устройства Аттики.

Солон своими законами легализовал те естественно развивавшиеся социально-экономические и политические отношения, которым не давали хода эвпатриды, стоявшие у власти до Солона. Реформы Солона проводились более всего в интересах среднего класса и не понравились многим эвпатридам. Деятельностью Солона были недовольны и беднейшие слои демоса, которые требовали широкого передела земель с изъятием части их у эвпатридов. Но Солон на это не пошел. Цензовая реформа Солона ограничивала права бедных граждан.

 

Отъезд Солона из Афин

Вскоре против Солона выступили и ущемленные им крайние представители старой знати, и низшие слои демоса, находившие его реформы недостаточными. Солон решил удалиться на некоторое время из государства, главою которого был в продолжение нескольких лет; ему надобен был отдых от долгого труда. Солон хотел удовлетворить свою любознательность путешествием по востоку; но главные мотивы его отъезда были другие: он хотел дать новым законам время укорениться без личной поддержки его личным авторитетом; он желал устраниться от требований, чтоб он делал перемены в них. Взяв с граждан обещание сохранять десять лет его законы, не изменяя в них ничего, Солон удалился из отечества. Говорят, что Солон во время своего десятилетнего добровольного изгнания посетил в Малой Азии знаменитого царя Лидии,Креза, побывал в Египте, слушал рассказы ученых саисских и гелиопольских жрецов о давних временах. Он был на Кипре, где позже чтили память этого мудреца, присоветовавшего их царю Филокипру переселиться на прекрасную приморскую равнину; царь послушался и основал новую столицу, названную Солами – в честь Солона. Но Солону предстояло еще испытать много тяжелых огорчений, – ему предстояло видеть свою родину вновь терзаемою ожесточенным раздором партий, существеннейшие части своего великого дела уничтоженными. Возвратясь с Кипра, он нашел афинское государство в очень взволнованном состоянии. Некоторые из влиятельных эвпатридов были во вражде между собою; каждый искал союзников, и скоро сформировались три партии: они группировались около трех сильных эвпатридских родов, Алкмеонидов, Филаидов и Писистратидов; каждая из них, руководимая знатным честолюбцем, стремилась захватить в свои руки всю власть.

 

Солон во время и после захвата власти Писистратом

Возвратясь на родину, Солон нашел, что вражда между партиями грозит государству бедами. Партии вместе с политическим характером имели и географический; потому Аттике угрожало распадение на разные государства. Солон старался отклонить вождей партий от их честолюбивых замыслов, убеждал народ оставить раздоры, поддерживать существующий порядок. Алкмеонид Мегакл, вождь паралийцев – так называлась партия торговцев и моряков, живших по западному берегу – не нравился простолюдинам, потому что держал себя надменно. Филаиды Мильтиад и Ликург, вожди партии педиэев, знатных людей, владевших крупными поместьями равнины Кефиса, были представители устарелых принципов, реакционеры, чуждые современным стремлениям; потому тоже не были особенно страшны. Но тем опаснее был энергичный Писистрат, чьим честолюбивым планам готовы были помогать диакрийцы, суровые, сильные, воинственные поселяне центральной, горной полосы и восточного берега Аттики. Напрасно Солон в своих политических стихотворениях предостерегал граждан от «облачных слов красноречивого хитреца», порицал «простаков, идущих, куда ведет их лисица», не замечающих «черного смысла под льстивыми словами»: на выборах членов правительственного совета в 560 году одержали верх приверженцы Писистрата. Солон пришел с копьем и щитом в народное собрание и стал доказывать народу, что Писистрат хочет сделаться тираном; приверженцы Писистрата говорили народу, что этот старик сошел с ума. Солон воскликнул: «Скоро гражданам станет ясно мое сумасшествие, истина раскроется им. Как тихое море покрывается волнами от порыва бури, так опрокинется от напора сильных корабль государства и подпадет народ, прежде чем успеет опомниться, под владычество тирана». Так и вышло на деле. Однажды Писистрат приехал на колеснице в народное собрание; он был окровавлен; он показал народу рану; ему нанесли ее, говорил он, враги; жизнь его в опасности от них. Солон понял этот обман и, напоминая эпизод «Одиссеи» (песня IV, стихи 224 и след.), воскликнул: «с дурною мыслью играешь ты рольОдиссея, сын Гиппократа; он ранил себя на обман врагам, ты ранил себя, чтоб обмануть своих сограждан». Все было напрасно. Правительственный совет предложил народу, и народ согласился дозволить Писистрату, для своей безопасности, иметь отряд телохранителей, 50 человек воинов. Он собрал отряд более многочисленный и неожиданно овладел Акрополем.

При известии об этом, вожди противников Писистрата, Мегакл и Ликург, опасаясь за свою жизнь, бежали из Аттики. Солон убеждал граждан низвергнуть «выросшую и окрепшую тиранию». Но его слова остались напрасны; он положил на улице свое оружие, призывая богов в свидетели, что «всеми силами защищал отечество и закон», и покорился неотвратимому. Алкмеониды удалились в изгнание, Ликург устранился от вмешательства в дела, Мильтиад отправился в Херсонес Фракийский. Но Солон остался в Афинах. Писистрат выказывал большое уважение к нему, просил его советов; но он, отвергая все любезности узурпатора, отказывался давать советы тирану. Он говорил гражданам: «Подвергшись по своей нерассудительности беде, вы не должны сваливать вину на богов. Вы сами дали ему силу; вы дали ему телохранителей и награждены за то позором рабства».

Солон стал писать поэму о баснословном острове Атлантиде; материалом её служили, вероятно, рассказы, слышанные им от египетских жрецов; но она не была доведена до конца ни им самим, ни Платоном, который был по матери потомком его брата.

Около этого времени долонки, фракийское племя, жившее на Херсонесе Фракийском, были сильно теснимы абсинтиями, жившими на севере от этого полуострова. Они послали своих родоначальников в Дельфы, просить совета у оракула. Он сказал им, что они должны сделать своим царем того грека, который первый пригласит их, на их обратном пути, отдохнуть у него. Когда они, на обратном пути, пришли в Афины, то Мильтиад, сын Кипсела, сидевший под навесом перед своим домом, увидел их, идущих с копьями в руках; по их одежде он понял, что они иноземцы, подозвал их и пригласил отдохнуть у него. Они рассказали ему ответ оракула им и предложили ему стать царем их народа. Мильтиад, которому неприятно было жить под властью Писистрата, принял их предложение. В сопровождении многих граждан аристократической партии, он поплыл с долонками в Херсонес основать греческое государство в стране варваров. Он построил поперек перешейка, от моря до моря, стену для защиты полуострова от нападений фракийцев. Херсонес сделался хорошею стоянкою для афинских торговых кораблей; без того мегаряне совершенно завладели бы Геллеспонтом. Солон одобрял предприятие Мильтиада, и вероятно по его просьбе лидийский царь Крез вступился за Мильтиада, когда граждане Лампсака взяли в плен основателя афинской колонии на Геллеспонте. Крез грозил «срубить, как сосну», Лампсак (первоначально называвшийся Питиуссой, «сосновым городом»), и лампсакийцы освободили Мильтиада. Он умер в 525 году; херсонесские афиняне стали чтить его, как героя. Его племянник Стесахор, наследовавший ему, был в 518 году убит одним из граждан Лампсака. Долонки признали своим царем Мильтиада III, младшего брата Стесахора.

Одобрение мысли Мильтиада ехать в Херсонес – последний, сколько мы знаем, случай участия Солона в общественных делах. Увидев бесполезность своих воззваний к афинянам, чтоб они свергли тирана, он печально устранился от политической деятельности. В кругу пожилых и молодых друзей, он тихо доживал в своем доме остаток своих дней, неутомимо до самой смерти расширяя свои знания. Он умер на 80-м году.

Есть предание, что Солон поехал с Мильтиадом в Херсонес, что потом жил несколько времени в Сардах и умер на Кипре, у одного из своих друзей. Если принять это предание, то легендарная встреча Солона с Крезом оказывается хронологически возможной. Но мы не имеем достоверных свидетельств о том, что Солон уехал из Афин – По рассказу более старому, его прах был разбросан на острове Саламине.

 

Картина дня

наверх