На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Апеллес.

ЖЗЛ (АПЕЛЛЕС. О ЛЮБВИ, ДРУЖБЕ И ТАЛАНТЕ.)Большая часть картин, представленных в этом материале, разбросана у меня в разных постах рубрики "Живопись о живописи". Вот и решил собрать все имеющиеся картины в одном месте, заодно и рассказать о художнике, на них изображенном. Правда, информация об этом великом греческом живописце мизерна, она основывается, прежде всего, на произведениях и воспоминаниях древнегреческих писателей и историков. И все же...

Апеллес
Apelles
Ἀπελλῆς


Примерно 370 — 306 гг. до н. э.



Claude Callot Apelles and Raphael. 1686 г.


Древнегреческий живописец, один из наиболее именитых греческих живописцев древности, которые процветали в начале эллинистического периода, друг Александра Великого (Македонского).
Годы жизни художника точно неизвестны. Историки определили их по следующим фактам: Апеллес оказался при дворе Филиппа II Македонского примерно после смерти художника Памфила около 350 года до н. э. Значит, он должен был родиться до 370 до н. э., чтобы к 350 до н. э. быть уже признанным мастером (если таковым может быть двадцатилетний юноша). Историками отмечен также факт пребывания Апеллеса при царе Птолемее примерно в 306 году до н. э. Этот диапазон и считается годами жизни художника. С местом рождения художника историки тоже не определились. Древние источники сообщают, что он был сыном Пифия и родился то ли на острове Кос, то ли в Эфесе, то ли в древнем городе Ионии Колофоне, который находится к северу от Эфеса. 
Большая часть информации о жизни художника взяты из 35-й книги «Естественной истории», написанной римским писателем I века Плинием Старшим (23—79 н.э.).



Lombardo Veneto Плиний старший (воображаемый портрет, прижизненные изображения Плиния Старшего не сохранились).

Своё первоначальное художественное образование Апеллес получил в Эфесе, в Ионической школе, которая отличалась мягкостью рисунка и нежностью колорита. Впоследствии он отправился в Сикион, где поступил в школу Памфила, и освоил особенности сикионской живописи, стремившейся к законченности и точности рисунка. "Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил её до крайней степени совершенства, придав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию" - пишет Плиний. 
В соответствии с его же сочинениями, в годы 112-й Олимпиады (332—329 до н.э.) Апеллес был уже очень известным и уважаемым художником. 

Возможно, его учитель Памфил, македонец по происхождению, рекомендовал Апеллеса в качестве художника в свиту македонского царя Филиппа II. Апеллес поселился в Пелле в Македонии и завоевал при царском дворе такой авторитет, что преемник Филиппа – Александр Великий издал указ, в котором запрещалось рисовать его портреты всем художникам кроме Апеллеса. 



Salvator Rosa Alexander in Apelles' studio. 1662 г.



Anonymous, circle of Antonio Balestra (1666–1740) Alexander the Great and Apelles.

Со временем между художником и царем возникла тесная дружба, к тому же, Апеллес сопровождал какое-то время Александра Македонского в походе на персов. Один из знаменитых портретов Апеллеса изображал Александра Великого, подобно Зевсу, с молнией в руках и хранился в храме Дианы в Эфесе. 



Giuseppe Cades Alexander the Great in the Workshop of Apelles. 1792 г. Hermitage



Автор неизвестен Alexander the Great in the Workshop of Apelles.



Pietro Antonio Novelli Alexander the Great in the studio of Apelles. 1750 -99 гг. Museo Poldi Pezzoli, Milano

Древние историки утверждают, что увидев эту работу, царь сказал: «Существуют только два Александра: один — сын Филиппа, другой — Апеллес. Первый непобедим, а второй - неподражаем». Судя по этой фразе, можно сделать вывод, что художника звали тоже Александром. За этот портрет художник получил поистине царскую плату – 20 талантов в золоте, причём, сумма золотых монет соответствовала весу картины.

Кампаспа

Плиний Старший писал, что наиболее любимой из всех содержанок царя Александра и его любовницей была куртизанка Кампаспа (Campaspe) из фессалийского города Лариссы. Клавдий Элиан добавляет, что Кампаспа, скорей всего, была первой женщиной, с которой сблизился Александр, еще не будучи царем. Поскольку древние историки называют еще Калликсену, с которой Александр спал еще в отрочестве.

С Кампаспой, помимо героя сегодняшнего поста, связана история (а может легенда) с древнегреческим философом, учеником Платона и с 343 года до н. э. воспитателем Александра Македонского -Аристотелем (384 до н. э. — 322 до н. э.). 

 

Бюст Александра Великого
Marble bust of Aristotle. Roman copy after a Greek bronze original by Lysippus. 330 BC

Наставник будущего царя, видя, что тот много времени уделяет увлечению куртизанкой Кампаспой, предупредил своего ученика о том, что женщина может довести до гибели даже очень сильного мужчину. 



Francesco Hayez Aristotle. 1811 г.

Кампаспа, узнав об этом, решила отомстить философу, она "влюбила" в себя Аристотеля и заставила его прокатить ее на спине под окнами Александра. В 1189 году эта притча была записана священником церкви Нотр-Дам в Руане — Анри де Андели и часто использовалась в церковных проповедях. Удивительно, что эта история нисколько не повредила авторитету античного мудреца. Эта полуанекдотичная история стала популярным сюжетом в искусстве средневековья и эпохи Возрождения. 



Leonardo da Vinci Aristotle and Phyllis (or Campaspe).1480 г.



Hans Baldung Aristotle and Phyllis. 1513 г.



Лука Лейденский. Аристотель и Филис (Кампаспа). 1521 г. Гравюра на дереве

На гравюрах обнаженная Кампаспа сидит верхом на престарелом Аристотеле, натягивая вожжи и размахивая кнутом, а Александр наблюдает эту сцену из окна или с балкона. Художники итальянского Возрождения изображали философа и куртизанку в настенных росписях — в альковах, на расписных блюдах знаменитой итальянской майолики, на тканых коврах — шпалерах и в резьбе деревянных стенных панелей и мебели. 



Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Северная Германия. Конец XIV в. Бронза. Санкт-Петербург, Эрмитаж



Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа (гобелен). 



Неизвестный автор Аристотель и Кампаспа. Исторический музей, Базель 



Etienne Jeaurat Aristotle and Campaspa.

«Александр, восхищаясь выдающейся красотой Кампаспы, попросил Апеллеса нарисовать ее обнажённой. – пишет Плиний. - Художник в процессе работы влюбился в нее, после чего Александр, вникнув в ситуацию, преподнес ему Кампаспу в подарок, доказывая себе, что хотя он и великий царь в отваге, но еще более велик в самообладании».
Прекрасная любовница царя стала источником вдохновения для художника.

 

Edward John Poynter Apelles.
John William Godward Campaspe.

Апеллес изобразил Кампаспу в образах Афродиты, Артемиды, Харит и других богинь юности и красоты. 
Историки до сих пор спорят – кого изобразил художник на своей самой известной фреске «Афродита Анадиомена» - Кампаспу или еще одну известную гетеру Фрину. Все дело в том, Фрина в конце своей жизни была возлюбленной Апеллеса. Я, делая пост о Фрине, писал о свидетельстве Афинея, который рассказал о том, что «когда вся Греция собралась в Элевсинии на праздник Посейдона, Фрина на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и нагая вошла в море. Именно это подсказало Апеллесу сюжет для его Афродиты Анадиомены». Так что, скорей всего, для Афродиты позировала Фрина, а не Кампаспа.



Venus emerging from the Sea. Fresco from Pompei, House of Venus.

Древнеримский поэт Овидий тоже оставил нам свой восторженный отзыв о фреске «Афродита Анадиомена»:
Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям —
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине.
В 1960 году в Помпеях обнаружили хорошо сохранившуюся фреску с похожей Венерой (Афродитой). Некоторые исследователи считают, что эта фреска может быть римской копией картины Апеллеса.
А любовь Апеллеса к своей модели Кампаспе, увы, оказалась неразделенной. 

 

Скульптура на фасаде Лувра Кампаспа раздевается перед Апеллесом по приказу Александра. 
Mattia Preti Campaspe. 1661 г.

Однако любовь эта стала источником творческого вдохновения для многих художников и популярным сюжетом в живописи XVII – XIX веков. В чем вы убедитесь, если посмотрите мой пост, в котором я собрал картины на тему рисующего Кампаспу Апеллеса в своей студии в присутствии Александра Македонского.

Творчество 

О фактах жизни Апеллеса известно больше из легенд, дошедших до нашего времени. Историки пишут, что Апеллес упражнялся в рисовании каждый день. Сам художник особенностью своего творчества называл харизму, под которой подразумевал умение воодушевлять зрителя изобразительными образами. 

Существует легенда, что стремясь достичь точности в создании образов, художник выставлял картины на улице на суд прохожих, а сам подслушивал их мнение, скрываясь за картиной. Как-то раз один башмачник заметил, что нарисованные сандалии по контуру не соответствуют стопе. Апеллес исправил дефект и выставил картину вновь. Тот же башмачник, проходивший мимо, теперь стал критиковать нарисованную ногу. Художник, не выдержав, выбежал из-за картины и крикнул «критику»: «Пусть не судит башмачник выше обуви». Плиний написал, что вскоре эти слова стали популярной римской поговоркой.



Jacques-Albert Senave Apelles and the Shoemaker (Апеллес и сапожник). Royal Museums of Fine Arts of Belgium.



Фреска Storie di Apelle. Casa Vasari



Anonymous Ein Bauer besucht den Maler Apelles und staunt über dessen Künste. 18th century.

Этой истории, кстати, посвятил стихотворение Пушкин.

Сапожник (притча)

Картину раз высматривал сапожник –
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь – не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Есть у меня приятель на примете:
Не ведаю, в каком бы он предмете 
Был знатоком, хоть строг он на словах,
Но черт его несет судить о свете…
Попробуй он судить о сапогах!

Александр Пушкин
1829 г.

Еще одна история связана с царем Птолемеем, правившим в Александрии. Напомню, что Птолемей I(367 до н. э. — 283 до н. э.) был военачальником Александра Великого, его личным телохранителем и одним из ближайших друзей. 



Бюст Птолемея I Лувр, Париж

После смерти Александра в 323 году до н. э. именно Птолемей предложил разделить империю между диадохами. Диадохами (по-гречески— преемник) называли полководцев Александра Македонского, которые после его смерти, в результате долгих войн, затянувшихся до 301 до н. э., разделили между собой его империю. Сам Птолемей стал эллинистическим правителем Египта, и к концу своего правления, несмотря на 50 лет беспрерывных войн, создал крепкое и развитое государство. Именно он основал знаменитую на весь античный мир Александрийскую библиотеку и открыл в Александрии музей. В 285 году до н. э. Птолемей отрекся от египетского трона в пользу одного из своих младших сыновей и через два года умер в возрасте 84 лет.
Вот к этому проницательному, щедрому и благодушному царю в результате морской бури и попал случайно Апеллес. Плиний пишет, что Птолемей имел с художником какие-то давние счеты. Будучи в Александрии, Апеллес был приглашен ради шутки одним из придворных царя на пир в его дом. Птолемей удивился «незваному гостю», он выстроил перед художником челядь и потребовав указать пальцем на виновника этой неуместной шутки. Вместо этого, Апеллес взял уголек и набросал лицо того человека, которого царь сразу же признал и тут же наказал.

Лукиан в своих сочинениях изложил немного другую историю о пребывании Апеллеса во дворце Птолемея. 
Один из завистников художника по имени Антифил на том самом пиру обвинил Апеллеса в соучастии в заговоре против Птолемея. Царь провел расследование, убедился в невиновности Апеллеса, наградил его суммой в 100 талантов, а самого лжеца Антифила отдал в рабы Апеллесу.
Художник после этого дела написал аллегорическую картину «Клевета», которая не сохранилась. Но ее в 1495 году попытался восстановить Сандро Боттичелли. 



Sandro Botticelli Calumny of Apelles. 1492-94 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Таким образом, Боттичелли, а вслед за ним и другие художники, увековечили историю клеветы Антифила на Апеллеса. 



Girolamo Mocetto Calumny of Apelles. 1500-06 гг.



Federico Zuccaro The Calumny of Apelles. 1572 г.



Pieter Bruegel The Calumny of Apelles. 1565 г.



John Vanderlyn The Calumny of Apelles. 



Giorgio Ghisi, after Luca Penni The Calumny of Apelles. 1560 г.

В последние годы жизни художник начал работать над еще одной Афродитой для жителей острова Кос. Но фреска осталась незавершённой из-за смерти художника. Апеллес умер в негласном звании «первый художник Эллады». Правда, место его смерти тоже неизвестно, по разным источникам художник умер то ли на острове Кос, где работал, то ли в Колофоне.

До наших дней не дошло ни одной работы Апеллеса. Но, думаю, можно доверять Плинию, утверждавшему, что картины художника, написанные всего четырьмя цветами, восхищали зрителей. Плиний пишет, что секрет крылся еще и в том, что Апеллес покрывал работы тонким слоем глазури, отчего «оттенки становились живее и лучше передавали цветовую гамму». 



Jean Broc The School of Apelles. 1800 г.

Историки говорят, что если когда-нибудь удастся найти гробницу Алексанра Великого в Александрии, то, скорей всего, мир увидит фрески Апеллеса, поскольку именно он, являясь придворным художником и другом Александра, расписывал гробницу царя.

В 1841-42 годах французский живописец Поль Деларош для Национальной Высшей школы изящных искусств в Париже выполнил огромную настенную роспись под названием "Ассамблея палаты изобразительных искусств", на фреске автор изобразил более 60 всемирно известных живописцев - от Леонардо до Николла Пуссена. В центре фрески - на месте председателей Ассамблеи, в окружении прекрасных девушек, изображающих Аллегории древнегреческого, древнеримского, средневекового искусства и искусства Ренессанса, Деларош изобразил самых известных художников античности (слева направо) - архитектора Иктина, художника Апеллеса и скульптора Фидия.
Как видите, герой сегодняшнего материала занимает достойное место на художественном Олимпе.



Paul Delaroche Central portion of L'Hémicycle des Beaux-arts 1841-42 гг. École nationale supérieure des beaux-arts, Paris. 

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post228764363

Картина дня

наверх