На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Единоборки в старину. Античность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   
   
 

 

Единоборки в старину


Античность

Gladiatrix
Рисунок Николая Куликовского

 

 

English version

 

 

Амазонки * Мифологические единоборки * Спартанки * Гладиаторши *


 


Некоторые виды спортивных занятий (включая единоборства) были известны с древних времен. Однако настоящие регулярные занятия спортом и спортивные состязания родились в Древней Греции с ее знаменитыми олимпийскими играми.

Amazons in battle Amazons in battle Amazons in battle


Амазонки в борьбе (барельефы из Британского музея)

Amazons in battle Amazons in battle


Первые дошедшие до нас упоминания женщин-единоборок относятся к древнегреческой мифологии. Это, прежде всего, воинственные амазонки, которые превосходно фехтовали в экстремальной боевой обстановке. (Подробнее о боевой фехтовальной тактике амазонок можно ознакомиться в статье Немытова). Это и знаменитая Аталанта ("непоколебимая"), одна из прекраснейших женщин своего времени, поклявшаяся остаться девственницей. Она сумела побороть мужчину, да еще какого - легендарного Пелея, будущего отца могучего Ахилла. Побежденный Аталантой, Пелей отыгрался на полубогине Фетиде (Тетис), с которой ему было назначено богами состязаться в борьбе за право жениться на ней. Одолев Фетиду в единоборстве, Пелей добился не только победы, но и руки "соперницы". В отличие от Аталанты, Фетида не стала полагаться на свои борцовские навыки, а попыталась применить хитрость, перевоплощаясь в огонь, воду и в чудовище. Но Пелей мощно захватил ее за талию и удерживал до конца поединка, так, что вернувшись в свое прежнее обличье, Фетида сдалась и стала его женой и родила ему впоследствии Ахилла.

  

Эпизоды с борьбой мифологических античных женщин. Три верхних картинки - борьба Аталанты с Пелеем, на нижней - единоборство Пелея с Фетидой.

Женщины во многих древнегреческих городах-государствах занимались физическими упражнениями и даже соревновались. Каждые четыре года самые заслуженные замужние женщины Греции организовывали Девичьи Игры в Херае, которые включали в себя только бег. В отличие от мужчин-олимпийцев, состязавшихся голыми, девушки соревновались одетыми в туники. Однако нет никаких данных об участии древнегреческих женщин в спортивных единоборствах, кроме как в Древней Спарте. В Афинах в период их расцвета (во времена Перикла) занятия спортом среди женщин были ограничены до минимума, в то время как другое патриархальное общество, Спарта, поощряло женский спорт. На всегреческих олимпийских играх существовали суровые ограничения для зрительниц (нарушительницам грозила даже смертная казнь). Некоторые авторы утверждают, что всем женщинам запрещалось присутствовать на играх, в то время как другие настаивают, что запрет касался только замужних женщин, а девушкам разрешалось присутствовать. Один раз на состязаниях по кулачному бою была обнаружена женщина, которая тренировала сына. 

 

Делакруа. Борющиеся спартанки
Эжен Делакруа. Борющиеся спартанки

 

Борющиеся амазонкиПо преданию, ее не наказали, а лишь вывели со стадиона...

В отличие от других греков, древние спартанцы высоко ценили достижения в физической культуре и мужество как у мальчиков, так и у девочек. Согласно Ксенофону, который видимо глубоко одобрял и женский спорт и атмосферу спартанского военного лагеря, легендарный спартанский законодатель Ликург призывал приобщать девочек к занятиям бегом и борьбой. “Ликург считал, что высшей функцией свободной женщины является рождение детей, и он настаивал на том, что женское тело, не меньше, чем мужское нуждается в надлежащих тренировках. Он считал, что с этой целью необходимо организовывать состязания в беге и в силе среди женщин, так же как и среди мужчин". Плутарх, живший пять столетий спустя, писал, видимо используя Ксенофона, но добавляя детали (которые могут быть или не быть аутентичными): “Он велел девицам тренироваться в борьбе, беге, метании диска и копья, так, чтобы к моменту созревания они становились могучими, сильными, здоровыми и бодрыми, готовыми преодолевать боль при родах". Физическое воспитание спартанских девочек имело ярко выраженную направленность на отбор. Без сомнения, спорт, состязательный по своей сути, был основой легендарной психологической стойкости спартанских женщин, которые, посылая мужчин на битву, хладнокровно говорили им: "Возвращайтесь со щитом или вас принесут на щите". Женщины в Спарте занимались спортом обнаженными - считалось, что таким образом они вдохновят мужей сделать им более крепкое потомство. Свадьбы в Спарте протекали до крайности просто, совершенно контрастируя с отлаженныыми свадебными церемониями в других частях Греции – жених должен был бороться с невестой, чтобы доказать свое превосходство в силе. Если он побеждал, он должен был нести невесту на плечах к себе домой. Эта спартанская традиция была совершенно уникальной. Вообще-то любой мужчина мог похитить жену (если конечно сумел осилить ее).

Современник древней Спарты Еврипид писал в Андромахе, созданной в ранний период Пелопоннесский войн (между двумя коалициями - ведомомыми Афинами и Спартой) о смешанных женско-мужских состязаниях в беге и в борьбе, участники которых соревновались с “голыми бедрами" ("борцовские поединки на грязном речном берегу"). 

На самом деле спартанки не были воительницами и не тренировались для участия в войнах. Платон в “Законах" иАристотель в “Политике" отмечают, что, несмотря на отличную спортивную подготовку спартанок, они не выделялись среди других гречанок в деле защиты родины. 

Более поздние римские писатели и историки расширили список видов спорта, в которых участвовали спартанки, включив в него (кроме борьбы) еще кулачный бой и панкратион (сочетание борьбы и кулачного боя). Относясь скептически к поздним свидетельствам (когда времени со времен Спарты прошло уже несколько веков), надо заметить, что в римские времена могли существовать не дошедшие до нашего времени письменные свидетельства о жизни спартанцев. Ведь известно, что в результате действий ранних христиан против язычества, были уничтожены многие письменные источники античного мира.

  

Фрагменты картин, посвященных спартанским девушкам-борцам. Слева направо: Джованни Демин, Эдгар Дега, Эммануэль Круазе. Подробное описание этих картин содержится в материале"Борющиеся спартанки вдохновляли художников".

Тот факт, что спартанские девушки боролись, да еще нагишом, в течение веков удивляли, возмущали и восхищали людей. Древнеримские писатели, жившие в совершенно другую эпоху, эмоционально упоминали спартанских девушек-борцов. Многие художники вдохновились этим необычным сюжетом, наиболее известные работы - Эдгара Дега и Эммануэля Круазе (см. подробнее в материале "Древние спартанки вдохновляли художников" на нашем сайте). Другие известные художники (Ренуар, Писарро, Роден) изображали обнаженных борющихся девушек - сюжеты, навеянные спартанками.

В отличие от греков с их атлетизмом, римляне были больше зрителями и болельщиками спортивных состязаний (от гладиаторских боев до гонок на колесницах), нежели спортсменами. К энтузиастам спорта строгие современники относились с неодобрением. Для римских моралистов было общим местом считать греческий спорт бесполезным с точки зрения военной подготовки, признавать обнаженность греческих спортсменов ужасным и связывать эротический элемент в спорте с порочностью и загниванием. Можно было бы ожидать от разумных римских прагматиков, что они должны были одобрять женский спорт как меру, укрепляющую наследственность, но этого не было. Поздне-республиканский оратор Цицерон в своих Диспутах Тускулавероятно не понимал связи между спортом и материнством, критикуя спартанских девушек, проводивших время “в борцовских схватках на берегах Евроты вместо того, чтобы рожать детей". Он кажется не осознавал, что первое содействует второму. В то же время, гладиаторские игры, перенятые из похоронных ритуалов Этрусков, были неотьемлемой частью римской жизни, но даже спартанцы не дошли до того, чтобы женский спорт превратить в смертельный бой на арене. 

Любовная поэма Проперция свидетельствует о том, что по крайней мере один римский поэт был заворожен и восхищен физически активными спартанскими девушками. Его экстравагантное посвящение спартанским девушкам заслуживает цитирования: 

Spartan girls

“Я восхищаюсь спартанскими борцовскими школами, 
Но больше всего мне нравятся правила для женщин, 
По которым девушки (как и и мужчины) могут состязаться голышом - 
Спартанцы находили такие упражнения полезными. 
Обнаженные, девушки далеко бросают мячики, 
Они способны терпеть тяжесть единоборства в панкратионе, 
Они надевают на руки мягкие ремни для кулачного боя, 
Они закручивают и кидают в воздух тяжелый диск, 
Они ездят галопом по кругу в шлемах до бровей, 
Они пристегивают мечи к своим белым как снег бедрам, 
Они мчатся так, что капли сверкают у них в волосах, 
А решимость и страсть горят на их лицах, 
Как Амазонки на берегах Понта на закате дня
Они бросаются в бой с обнаженной грудью. 
Подобно Елене они тренируются на берегах Евроты, 
С обнаженными сосками и с мечами в руках…
Вот вдруг появились мальчики-сверстники, 
Они наблюдают за тренировкой, не краснея – 
А девушки не боятся, им не нужно охраны, 
Не видно вокруг тяжелых осуждающих взглядов, 
По обычаям любовники могут обниматься не скрываясь; 
Тебе не нужно подготавливать почву, 
Реши сам для себя и не мучайся ожиданьем; 
Не рядись в пурпур и не хитри, приманивая добычу; 
Не нужно надушивать волосы и собирать их гребнем, 
В Риме ваш мизинец слишком велик, 
Чтобы пробраться сквозь женскую амуницию, 
А любовник не может близко приблизиться к даме
И нормально заговорить - он действует вслепую. 
О, если бы римские девушки были бы подобны спартанкам, 
Тогда бы была причина любить тебя, Рим!" 

Проперций упоминает знаменитую Елену, из-за которой по преданию разгорелась Троянская война. Римский поэт Овидий писал в поэмеГероиды о том, что обнаженная Елена тренировалась в борьбе на палестре(специальная арена для борьбы и других спортивных занятий) на берегах реки Еврота.

Несмотря на исторические нонсенсы и неточности английского перевода, стихи передают искреннее восхищение поэта. Надо отметить, что Проперций восхищается не только (и не столько) тем, что спартанки участвовали во всех мыслимых в идах спорта (включая борьбу, кулачный бой и панкратион), не только их силой, ловкостью, изяществом, но тем, что они выступают обнаженными. Поэт также в восторге от (якобы) легких спартанских нравов. 

Изменение отношения к спорту в Римской империи произошло, когда император Август основал в 28 году до н.э. Игры в Актиях, по образу и подобию греческих олимпиад. Сделал он это в честь его победы над морскими силами Антония и Клеоптры в битве приАктиуме в 31 году. Участвовали ли женщины в Актиях и на других играх? Мы знаем только, что греческие девушки, вроде Трифозы и ее сестер приглашались в древнеримскую эпоху на различные спортивные фестивали.

GladiatrixesНесмотря на неразвитость в Риме женского спорта (и спорта вообще), женщины там участвовали в самом жестоком из мыслимых “видов спорта" - в гладиаторских боях. У нас нет оснований сомневаться в том, что женщины выходили на арену. Римский историк Тацит в своих Анналахутверждал, что гнусный Нерон приказал аристократическим женщинам выходить на арену и сражаться там в качестве гладиаторш. Скандальность этого факта не в том, что женщины сражались, а в том, что жен сенаторов заставляли нарушать принятые правила жизни высшего социального слоя. В конце концов, гладиаторы – это плебеи и рабы. Нигде, правда, нет свидетельств о том, участвовали ли патрицианки в смертельных боях на арене, или они лишь тренировались и соревновались в фехтовании. Историк Кассий Дио рассказывает как Нерон пожелал поразить своего гостя, парфянского царя Тиридата, тем, что повелел организовать в 66 году н.э. дорогостоящее представление в Путеоли, в котором в качестве гладиаторов сражались одни эфиопы - молодые и старые мужчины и женщины.

Многие гладиаторши были пленницами с севера - это были воинственные женщины мощного телосложения, вроде тех, кого описал Тацит в книге ГерманияДомициан также организовывал представления с гладиаторшами. Римский историк Светонийнеодобрительно отмечает, что "он выпускал на арену диких чудовищ, устраивал гладиаторские представления по ночам при свете факелов, причем сражались не только мужчины, но и женщины". Некоторые полагают также, что Домициан, который соперничал с Нероном в эксцентричности и жестокости, как-то поразил толпу упорным поединком женщины с карликом. Это предположение основано на интерпретации стихов Статия, где говорится о гладиаторшах и карликах.

Halicarnassus gladiatrixes

 

Галикарнасские гладиаторши (Британский музей)

Вкус к такого рода “амазонкам" не ограничивался лишь латинской частью империи, а распространялся и на ее греческую часть, что подтверждаетска барельефами, обнаруженными в Галикарнасе в Малой Азии. На стеле, находящейся ныне в Британском музее, изображены две женщины-гладиаторши, сошедшиеся в поединке. География женщин-гладиаторов не ограничивается и греко-латинским миром. Недавно обнаружено еще одно материальное свидетельство существования древних гладиаторш. В результате раскопок в древнеримском амфитеатре в Лондоне было найдено древнее женское захоронение древнеримской эпохи с гладиаторскими доспехами. Ученые полагают, что эта женщина 20-25 лет являлась эсседарией – женщиной-гладиатором в боях на колесницах – предполагаемого вида гладиаторских игр в древней Британии.

Как римляне относились к женщинам на арене? Поэт Марциалиронично пишет о сражении женщин с чудовищами во время открытия Колизея в 80 н.э.:

"Когда-то Геркулес задушил Немейского льва, / И это считалось великим, сказочным подвигом. / Забудьте об этих великих делах. Сегодня наш Цезарь / демонстрирует нам настоящий спектакль - женские бои".

Gladiatrixes 1

Театрализованная имитация боя гладиаторш

 

Gladiatrixes 2

Эпиграммы Марциала звучат мягко по сравнению с ядовитой издевкой, сквозящей в строках Сатир Ювенала. Ювенал (60-140 н.э.) поносит аристократических женщин, которых похотливо влечет к гладиаторам. Он также высмеивает аристократок, тренирующихся для выхода на арену:

“Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат
Искусными приемами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую “гордость" испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу - в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай ее хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на ее шею, сгибаемую тяжелым шлемом.
Посмотри как забинтопваны ее ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели Вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?“

Нет никаких сомнений в негативном отношении Ювенала к гладиаторшам. Но гнев, сквозящий в его Сатирах отчасти порожден несомненной популярностью сатирических традиций. Ювенал ужасался, в то время как Петроний, один из любимых писателей Нерона, в своем знаменитом Сатириконе прямо указал, что "болельщики" заинтригованы и захвачены сообщением о эсседариях, женщинах-гладиаторах сражающихся на колесницах. Страсть к женским поединкам, как проявление требования "хлеба и зрелищ", намного пережила Ювенала с его огорчением и осуждением.

Гладиаторов безусловно можно считать спортсменами. Это было жестокое, кровавое состязание и зрелище, но для участия в нем нужна была сноровка, хорошая физическая и техническая подготовка и мужество, а в соревнованиях побеждал сильнейший (или сильнейшая).

В 200г. н.э. император Север запретил участие женщин в гладиаторских боях.



Алексей Бауман


Март 2003


>> История единоборств

Пишите Нам / Contact Us

Последнее обновление: 5 марта 2003

Last updated: March 5, 2003


Информация, содержащаяся на данном сайте, является интеллектуальной собственностью ее авторов и владельцев.

Information contained on the site belongs to its authors and owners.

В соответствии с международными законами об авторских правах, при перепечатке материалов с этого сайта необходимо ставить видимую ссылку на "Клуб женских единоборств" с указанием электронного адреса: http://fscclub.com .

In accordance to the international copyright laws, a visible reference to the "Female Single Combat Club" must be placed as well as the URL address: http://fscclub.com if any material from the site is reprinted.

Авторские права © 2000 ЛеВВ. Все права защищены

Copyright © 2000 LeVV. All rights reserved

 

Картина дня

наверх