На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ОСОБЕННОСТИ ТАСМАНИЙЦЕВ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

 

Этот текст написан Станиславом Дробышевским специально для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. 
Место первой публикации:http://antropogenez.ru/zveno-single/637/

С уважением,
А. Соколов
Редактор портала
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

 

Расовый статус и история происхождения тасманийских аборигенов являются "серыми пятнами" антропологии. Главным образом, это объясняется тотальным уничтожением самих аборигенов в середине XIX века англичанами. В несколько меньшей степени – уничтожением палеоантропологических и краниологических материалов в конце XX века.

Череп тасманийца. 							Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl.XVI.
Череп тасманийца.
Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl.XVI.

Несмотря на эти сложности, о тасманийцах известно не так уж мало. В.Р. Кабо дал исчерпывающий и самый лучший из существующих обзор всех доступных материалов (Кабо, 1975). Краниология тасманийцев детально разобрана в нескольких монументальных работах (Macintosh et Barker, 1965; Morant, 1927, 1939; Wunderly, 1939).

Черепа тасманийцев характеризуются малым объёмом, фактически рекордным в мировом масштабе (возможно, меньше только у андаманцев). Длина черепа средняя, ширина и высота – малые; череп долихо-, орто- и метриокранный. Нибольшая ширина черепа обычно расположена высоко, хотя боковые стенки свода почти или совсем параллельны при взгляде сзади.

Лоб среднеширокий, довольно покатый, с уплощённой церебральной частью. Надбровный рельеф тасманийцев сильный, подчёркнут сильной вдавленностью переносья. Сагиттальный валик лобной кости часто выражен, хотя и слабее, чем у австралийцев, он редко достигает теменных костей, хотя поперечный профиль свода всё равно крышевидный. Лоб умеренно покат: сильнее, чем у европейцев, но меньше, чем у австралийцев. Височные линии расположены высоко, хотя не так близки к сагиттальной линии, как у австралийцев. Затылочная часть черепа несколько вытянута назад, но не так сильно, как у австралийцев; затылок среднеширокий, но сравнительно с шириной всего черепа немного расширен. Затылочный рельеф выражен довольно слабо, чем тасманийцы резко отличаются от австралийцев; то же можно сказать и о других элементах мышечного рельефа на черепе. Поверхность костей вообще очень гладкая, а все возможные края закруглены. Височная ямка выражена слабо, уплощена. Чешуя височной кости очень вытянутая, низкая, со спрямлённым верхним краем; теменная вырезка выражена довольно слабо.

Типичный череп тасманийской женщины. 							Источник: Morant G.M. Note on Dr. J. Wunderly's survey of Tasmanian crania // Biometrika, 1939, V.30, №3/4, p.341.
Типичный череп тасманийской женщины.
Источник: Morant G.M. Note on Dr. J. Wunderly's survey of Tasmanian crania // Biometrika, 1939, V.30, №3/4, p.341.

Лицо очень низкое, но среднеширокое, эуриеннное, мезогнатное, хотя альвеолярный прогнатизм может быть резко выражен. Характерная черта тасманийцев – резкая верхняя горизонтальная профилировка. Скуловые дуги тонкие, в отличие от австралийцев. Глазницы имеют сглаженные края, прямоугольной формы, с параллельными верхним и нижним краями, абсолютно очень низкие и среднеширокие, относительно – хамеконхные. Нос очень низкий, но широкий, гиперхамеринный, вследствие чего

относительная ширина носа тасманийцев – одна из величайших в мире, превосходит австралийские значения.

Носовые кости вогнутые и чрезвычайно короткие; отношение их ширины к длине рекордное в мировом масштабе. Ширина носовых костей меньше, чем у австралийцев; при этом кости часто резко сужены к концу, а поперечный профиль их весьма выпуклый. Подносовая ость часто развита крайне слабо, возможно, слабее, чем у всех прочих групп людей, а края носового отверстия (и боковые тоже) закруглены и сглажены; как у всех экваториалов, часто развиты подносовые ямки или жёлобы. Скуловые кости очень маленькие, чем тасманийцы резко отличаются от австралийцев. В отличие от австралийцев, подглазничное пространство небольшое. Клыковые ямки часто глубокие, хотя и слабее развиты, чем у австралийцев. Нижнечелюстные вырезки не очень сильные. Альвеолярный отросток верхней челюсти очень низкий, обычно резко направлен вперёд. Нёбо длинное и среднеширокое, лептостафилинное, мелкое или умеренной глубины, никогда не бывает глубоким, в отличие от объёмистого у австралийцев. Часто на нёбе развит сагиттальный валик. Альвеолярная дуга обычно имеет параллельные ряды заклыковых зубов и спрямлена спереди. На нижней челюсти высота симфиза обычно выше, чем высота тела в задней части. Подбородочный выступ развит средне, восходящая ветвь умеренных пропорций, без чрезмерной расширенности.

Размеры зубов тасманийцев очень большие, близкие к мировому рекорду, хотя, видимо, меньшие, чем у австралийцев. С этим связано и обычно хорошее развитие третьих моляров, которые почти всегда соприкасаются с антагонистами. Зубы имеют усложнённое строение эмали.

Из специфичных черт можно отметить отсутствие бороздки над надглазничным отверстием, типичной для других человеческих рас. В лямбдовидном шве и астерионе почти всегда имеются вставочные косточки.

Ещё уникальнее сравнительно частая встречаемость четвёртого моляра.

В целом, строение черепа тасманийцев, хотя и имеет определённую специфику, весьма напоминает таковое юго-восточных австралийцев: настолько, что многие крупнейшие расоведы считали возможным объединять их в пределах одного типа в качестве локальных вариантов (Hrdlicka, 1928, pp.81-90; Thorne, 1971, p.317). Всё же, отличия тасманийцев от австралийцев превосходят разницу между группами последних (Morant, 1927). Одно из существеннейших отличий тасманийцев от австралийцев – различие в широтных размерах черепа: у первых наибольшая ширина черепа больше, а все остальные величины, включая лицевые – меньше (Morant, 1927). Ясно, что тут мы имеем не просто изменение размеров, а изменение формы, причём весьма существенное. Та же особенность на глаз воспринимается как хорошая выраженность лобных и теменных бугров и, соответственно, пентагоноидность черепа при взгляде сверху у тасманийцев и отсутствие бугров у австралийцев при овоидности их свода (Wunderly, 1939). При этом, ширина лба относительно ширины черепа у тасманийцев заметно меньше, чем у австралийцев. В лицевом скелете обращает на себя внимание резкая разница верхней горизонтальной профилировки: она очень велика у тасманийцев и несколько ослаблена у австралийцев; тасманийцы мезогнатны, а австралийцы – прогнатны.

 

 

Тасмания, вероятно, была заселена уже около 34 тыс.л.н. (например: Jones, 1995), некоторые свидетельства чему были обнаружены в юго-западной части острова на стоянках Фрэзер Кэйв (Kiernan et al., 1983), Блуфф Кэйв и ORS7 (Cosgrove, 1989). О существовании населения на островах Бассова пролива определённо можно судить по орудиям на Хантер Айлэнд – 23 тыс.л.н. (Bowdler, 1984) и Флиндерс Айлэнд – 14 тыс.л.н. (Sim, 1990), но, очевидно, люди жили тут и раньше.

Тасманиец. 							Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl. VIII, XII.
Тасманиец.
Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl. VIII, XII.

С наибольшей вероятностью, люди попали на Тасманию по суше, располагавшейся на месте нынешнего Бассова пролива во времена пониженного уровня моря при очередном ледниковом периоде, пришедшемся на интервал 37-29 тыс.л.н. (Cosgrove et al., 1990). После образования пролива 12-13,5 тыс.л.н. (Chappell et Thom, 1977; Jennings, 1971) люди вряд ли много раз пересекали его, а возможно – не пересекали вообще вплоть до появления европейцев.

По крайней мере, судя по археологическим данным, на Тасмании впредь не появлялись новые или иные элементы культуры (Jones, 1977); скорее, исчезли некоторые старые.

Относительно предков тасманийцев выдвигалось множество гипотез. Основными можно считать "австралийскую" и "меланезийскую".

"Австралийская" выглядит более обоснованной географически, археологически, этнографически и лингвистически (Кабо, 1975; Macintosh et Barker, 1965; Pardoe, 1991; Pietrusewsky, 1984). Согласно ей, тасманийцы произошли от аборигенов юго-востока Австралии, от которых отличаются очень слабо, в основном курчавой формой волос.

"Меланезийская" гипотеза основывается в основном на курчавоволосости тасманийцев, нетипичной для австралийских аборигенов. Из всех многообразных меланезоидных групп в предки тасманийцам чаще предлагаются новокаледонцы (Howells, 1976; Huxley, 1870; Pulleine, 1929; Jones, 1935; Macintosh, 1949). Однако же, от Новой Каледонии до Тасмании путь неблизкий, и остаётся совершенно неясным, зачем было предпринимать морской вояж более чем в две тысячи километров, если можно было спокойно перейти на Тасманию посуху или, в худшем случае, переплыть не такой уж широкий Бассов пролив? Кроме того, отрывочные описания живых тасманийцев вроде бы свидетельствуют о том, что среди них были и волнистоволосые индивиды, а статистика неумолимо фиксирует курчавоволость у всех групп австралийцев, причём не в таком уж малом проценте.

Тасманийка. 								Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl. VIII, XII.
Тасманийка.
Источник: H. Ling Roth. The Aborigenes of Tasmania. London. Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., Limited, 1890, Pl. VIII, XII.

Согласно промежуточной версии, тасманийцы близки к племенам барринес, живущим в дождевых лесах Квинсленда (Birdsell, 1949, 1967; Tindale et Birdsell, 1941-3). Предполагается, что те и другие являются потомками первой волны миграции на австралийский материк, сохранившимися в самых труднодоступных районах. С одной стороны, эти предки явно имели родство с меланезийцами, с другой – отличие тасманийцев от юго-восточных австралийцев признаётся преувеличенным. Версия красивая, но пока не имеющая особых доказательств, ибо по барринес нет никаких краниологических данных, а по тасманийцам – соматометрических; по обеим группам нет генетических. Сходство сводится опять же к курчавоволосости и субъективному внешнему сходству. Аргументом против выдвигалась капитальная разница в росте – пигмейском у барринес и вполне среднем у тасманийцев; этот признак, впрочем, очевидно мог поменяться за тысячи лет в ходе приспособления к локальным условиям среды.

Кажется, сведение проблемы тасманийцев к "австралийской", "меланезийской" либо же "барриноидной" версиям является неправомерным упрощением.

Сложность, собствено, в том, что на момент заселения Тасмании ни австралоидов, ни меанезоидов в современном виде просто не было. Речь может идти только об общих предках.

Решению вопроса могло бы стать исследование палеоДНК или особенностей генотипа европейско-тасманийских метисов, в некотором количестве живущих в Австралии и на Тасмании, но таких работ пока нет.

 

 

Палеоантропология мало что может дать для решения вопроса. Действительно древние находки были сделаны лишь в трёх местах.

Мужской череп, предположительно тасмано-австралийский метис. 							Morant G.M. Note on Dr. J. Wunderly's survey of Tasmanian crania // Biometrika, 1939, V.30, №3/4, p.346.
Мужской череп, предположительно тасмано-австралийский метис.
Morant G.M. Note on Dr. J. Wunderly's survey of Tasmanian crania // Biometrika, 1939, V.30, №3/4, p.346.

На острове Кинг в Бассовом проливе, в прибрежной пещере (которая, впрочем, в древности находилась в 20-25 км от побережья) в 1989 г. был раскопан скелет человека (Sim et Thorne, 1990; Thorne et Sim, 1994). Датировка погребения – 14,27 тыс. л.н. Впрочем, кости были закопаны обратно практически сразу, так что исследованию фактически не подвергались. Последующие споры о том, был ли человек Кинг Айлэнд мужчиной или женщиной (Brown, 1994a, 1995; Sim et Thorne, 1995), не имеют большого смысла в отсутствие какой-либо дополнительной информации. Было отмечено, что человек с острова Кинг отличается от коусвомпцев, но похож на Кейлор, а также находится в пределах вариаций юго-восточных австралийских аборигенов, почему он и был отнесен к "грацильной" группе. Свод длинный, низкий, округлый, рельеф черепа, в том числе мышечный – сильный. В литературе можно встретить утверждение, что надбровье не выступает вперёд, но из измерений следует, что переносица вдавлена почти на сантиметр, так что развитие надбровья, очевидно, было значительным. Чрезвычайная длина лобной кости в совокупности с очень малой длиной теменной наталкивает на мысль, что череп был деформирован; в отсутствие опубликованных фотографий проверить этот факт проблематично. Форма лица схожа с таковой у аборигенов. Обращает на себя внимание сочетание очень большой верхней ширины лица с умеренной средней; высота лица большая. Лицо заметно уплощено, но скулы не выступают вперёд. Отмечено отсутствие прогнатизма. Межглазничная ширина чрезвычайная, ширина носа очень большая. Нёбо огромной длины и весьма глубокое. Нижняя челюсть, судя по всему, была большой, по крайней мере, это точно в отношении восходящей ветви. Скелет описан как грацильный, с относительно короткой бедренной костью, имеющей большой размер головки.

Вышеприведённое описание больше соответствует облику австралийцев, чем современных тасманийцев, но проблема в том, что мы не знаем столь же древних тасманийских черепов. Учитывая, что во время жизни человека Кинг Айлэнд Бассов пролив был сушей, можно предположить, что он является представителем предков тасманийцев. Таким образом, характерные черты тасманийцев должны были сформироваться после четырнадцати тысяч лет назад.

На самой Тасмании сделано лишь несколько палеоантропологических находок. Древнейшей является чешуя затылочной кости из пещеры Нанвун в долине реки Флорентине, имеющая возраст более 16 тыс.л.н. (Jones et al., 1988). Кость имеет округлую форму, небольшую толщину и слабый рельеф, то есть типична для тасманийцев. Формой она схожа с таковыми у людей Манго и Кейлора (Webb, 1988), но говорить на этом основании о близком родстве было бы слишком рискованно.

Фрагментарный череп был найден на маленьком островке Нью Йир, расположенном у северо-западного берега гораздо более крупного острова Кинг в Бассовом проливе (Murray et al., 1982). Находка имеет неопределённый возраст – от позднеплейстоценового до середины XIX века, но стратиграфически наиболее достоверно датируется от 12 до 6 тысяч лет назад. Череп маленького объёма, очень длинный, но очень узкий и очень низкий, при этом с очень широким лбом и широким затылком. Наибольшая ширина черепа расположена высоко. Лобная кость короткая, крайне покатая, со слабым надбровным рельефом. Продавленность её продольного контура обусловлена, скорее всего, посмертной или же прижизненной искусственной деформацией, которая, думается, ответственна за преувеличенную длину всего черепа и чрезмерную покатость лба. Теменная и затылочная кости плавно закруглены, теменные бугры умеренные, затылочный рельеф слабый. Нос был широкий; имеется подносовой жёлоб. Альвеолярный отросток верхней челюсти маленький, что косвенно указывает на небольшую высоту лица. Нёбо широкое и мелкое. Подбородочный выступ умеренный; высота симфиза нижней челюсти выше, чем её тело в задней части. Зубы большие.

Морфологический комплекс в наибольшей степени соответствует чертам тасманийцев, отличаясь формой лобной кости. Если череп действительно древний, он может олицетворять переход от "протоавстралоидного типа" к собственно тасманийскому.

Череп из Маунт Камерон Вест или Премингана на крайней северо-западной оконечности Тасмании был найден в окружении обугленных остатков конструкции типа "вигвама", известной из этнографии в качестве типичной для тасманийской погребальной практики. Череп был датирован 4,26 тыс.л.н.. Череп упоминается как относящийся к "тасманийскому типу" и одновременно входящий в рамки изменчивости австралийских аборигенов (Flood, 2004).

По доброй традиции австралийской науки, находка была уничтожена, так что узнать реальные её особенности невозможно.

Кремированные останки были найдены в Вест Пойнт Мидден, в 60 км западнее от Роки Кэйп (Jones, 1964a,b). Кремации были датированы от 1800 до 800 лет назад. В силу фрагментарности, эти обломки ничего не дают для решения вопроса о происхождении тасманийцев.

 

Подводя итог, приходится в очередной раз констатировать, что история сложения тасманийской расы покрыта густым туманом древности. Всё же, усилия археологов, антропологов, лингвистов, этнографов, геологов и других специалистов не остались безрезультатными. Можно уверенно утверждать, что Тасмания была заселена около 34 тысяч лет назад или даже несколько раньше. Вероятнее всего, люди пришли сюда с юго-восточной оконечности Австралии по суше, в период, когда на месте нынешнего Бассова пролива простиралась обширная суша. В это время антропологической разницы населения Австралии и Тасмании, видимо, не было; это население можно назвать "протоавстралоидным". После двенадцати тысяч лет назад, когда образовался пролив, контакты австралийцев и островитян прекратились. В условиях изоляции биологические черты тасманийцев трансофрмировались своим чередом.

Существенно, что по сравнению с исходными "протоавстралоидами" тасманийцы изменились гораздо сильнее, чем австралийцы.

Скорее всего, это объясняется, во-первых, адаптацией к новому специфическому климату, во-вторых, малой численностью и изолированностью островитян в сравнении с материковой "суперпопуляцией": в таких условиях генетико-автоматические процессы приводят к быстрым изменениям.

Картина дня

наверх