На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Любовь резидента? ( Тургенев и Виардо)

Эту сенсационную историю озвучил несколько лет назад от известного питерского журналиста Андрея Константинова, автора сценария сериала "Бандитский Петербург". На семинаре по журналистским расследованиям он рассказывал нам о работе российских спецслужб и вдруг вспомнил про великого русского писателя Ивана Тургенева: "А вы знаете, что он тоже был разведчиком?". От удивления у моих коллег-журналистовокруглились глаза. "Да, - уверенно продолжал Константинов. - Поэтому и жил всё время за границей... А вовсе не из-за любви к Полине Виардо, как нам в школе рассказывали...". Неужели это правда?

 

 

Роковая Полина

 

 

Будущий классик русской литературы познакомился с любовью всей своей жизни, когда ему было 24 года. 22-летняя оперная певица-испанка Полина Виардо в жизни, говорят, была не красавица: "сажа да кости", как писал о ней известный русский марксист Герман Лопатин. Зато на сцене невзрачная брюнетка на глазах перевоплощалась в богиню с волшебным голосом...

 

 

По рассказам, увидев и услышав её на концерте в Санкт-Петербурге, молодой Тургенев влюбился наповал. Говорят, он так шумно восторгался Полиной в разговорах с друзьями, что многих даже раздражал! Критик Виссарион Белинский однажды якобы сказал ему: "Ну, разве может настоящая любовь быть такой крикливой, как ваша?".

 

 

Полина, несмотря на свою молодость, уже успела к тому времени выскочить замуж за директора театра, француза Луи Виардо, который был старше её на целых 20 лет. Поэтому, чтобы познакомиться с певицей, молодой Тургенев сначала пробился к её мужу. Они быстро нашли общий язык на почве любви к охоте и литературе.

 

 

Так было положено основание для многолетнего любовного треугольника. Говорят, что за Полиной молодой русский писатель без всякой взаимности ухаживал около двух лет. Она долго не воспринимала его всерьёз и не выделяла из целого сонма своих поклонников. Но потом лёд в сердце певицы растаял...

 

 

Завоевав Полину, Иван Сергеевич, как пишут мемуаристы, стал членом семьи Виардо. Вслед за ней он уехал сначала в германский Баден-Баден, потом в Лондон, а потом во Францию, где осел надолго, купив собственную виллу по-соседству с домом Виардо в Буживале.

 

 

По словам самого писателя, он больше сорока лет прожил "на краюшке чужого гнезда". "Судьба не послала мне собственного семейства, - писал Иван Тургенев, - и я прикрепился, вошёл в состав чужой семьи. Она переменяет место жительства - и я с нею..."

В Россию Иван Сергеевич ненадолго приезжал лишь один-два раза в году. Как считалось - для того, чтобы напитаться "русским духом", повидаться с друзьями, осмотреть своё имение в Спасском-Лутовинове.

 

 

"Мне жутко было видеть в таком писателе, как Иван Сергеевич какую-то добровольную отчуждённость от родины", - писал его друг, литератор Пётр Боборыкин. В этой отчуждённости русские винили Полину, оторвавшую писателя от корней.

 

 

Ещё в упрёк Виардо ставили то, что в её семье великий русский писатель играл"подчинённую, покорную роль". Он якобы тратил на Полину огромные деньги, доставшиеся ему в наследство после смерти матери, возился с её детьми от брака с Луи Виардо, писал пьески для их домашних спектаклей и развлекал гостей.

 

 

"Его просто забрали в руки", - писал про Тургенева историк и философ Борис Чичерин. Добровольное рабство великого русского писателя современники объясняли его сумасшедшей многолетней любовью к Полине.

 

 

Но была ли это любовь?

 

 

Наш человек в Париже

 

 

Слухи о том, что Иван Сергеевич Тургенев являлся резидентом русской разведки, а роман с Полиной Виардо был лишь удачной легендой для него, появились в прошлом веке, во время перестройки и гласности. А главным источником их стали... сотрудники советского КГБ.

 

 

Одним из первых про Тургенева заговорил покойный ныне историк Николай Яковлев, автор известной книги "ЦРУ против СССР". По его словам выходило, что Иван Сергеевич был чуть ли не генералом разведки! А в обязанности его якобы входило присматривать за эмигрантами из России.

 

 

Правда, эта информация вызывала большие сомнения. Николай Яковлев рассказывал журналистам, что о "шпионской" работе Тургенева ему якобы проговорились в интервью бывшие первые лица КГБ - Юрий Андропов и Филипп Бобков.

 

 

Спустя несколько лет другой российский историк - Иосиф Линдер, автор книги "История спецслужб России Х-ХХ веков", в интервью "Комсомольской правде" заявил, что "Иван Сергеевич Тургенев был чиновником по особым поручениям", и занимался в Париже тем, "что на современном профессиональном сленге разведчиков называется "активными мероприятиями".

 

 

"В его задачу входило отслеживание в зарубежной прессе всей неправдивой информации о России, а также создание благоприятного имиджа нашего государства на Западе, -рассказывал Иосиф Линдер. - У него была очень большая агентура, в том числе и среди французов. Его агенты публиковали "правильные" статьи о России".

По словам историка, как любой агент, писатель "сидел на зарплате" у российского правительства. Глава Третьего отделения граф Орлов в тайной переписке якобы упрекал Тургенева в том, что он расходует мало казённых денег, а тратит свои. На что писатель ему отвечал: "Отчёт о своих деяниях я даю государю, отчёт о деньгах - никому".

"Тургенев понимал, что не может тратить денег больше, чем положено русскому барину за границей, - объяснял это Иосиф Линдер. - Французская контрразведка могла его заподозрить: либо он - игрок и шарлатан, либо - шпион..."

 

 

В своих мемуарах помянул Ивана Тургенева также известный советский разведчик Юрий Дроздов. "Среди российских разведчиков-нелегалов насчитывается много выдающихся людей: дипломат и писатель Грибоедов, химик Менделеев, путешественник Пржевальский, писатель Тургенев, - писал он. -Для их работы требовались огромный объём знаний, большая выдержка и терпение".

Что любопытно, практически все историки и сотрудники спецслужб, утверждающие, что Тургенев работал на разведку, не приводят никаких доказательств. Правда, некоторые упоминают о существовании секретных документов, которые якобы стали известны лишь недавно. Однако содержание их не раскрывают.

 

 

Поэтому невольно закрадывается сомнение: а был ли писатель разведчиком?

 

 

Превращение в резидента

 

 

Некоторые обстоятельства жизни Ивана Сергеевича косвенно указывают на то, что он действительно мог работать в разведке.

 

 

Начать с того, что великий русский писатель свободно разговаривал на пяти европейских языках. "Тургенев говорил по-немецки совершенно бегло, - писал немецкий филолог, профессор Людвиг Фридлендер. - Очень редко прибегал он к английским или французским словам, когда не мог подыскать сразу соответственного немецкого".

 

 

"А как хорошо он говорил по-французски! - писал Сергей Львович Толстой, брат знаменитого писателя. - Известно, что сами французы любовались его выговором и оборотами речи".

 

 

Благодаря блестящему знанию языков и образованию, Иван Сергеевич свободно общался с лучшими умами Европы. В друзьях-приятелях у него были писатели Жорж Санд, Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Альфонс Доде. Безусловно, при таких связях Тургенев мог влиять на общественное мнение и формировать положительный образ России в прессе!

 

 

Обширные связи у Ивана Сергеевича были и в среде русской эмиграции. "Редко можно было застать Ивана Сергеевича одного, - вспоминала писательница Александра Будзианик. - В приёмные часы всегда приходилось заставать у него одного или нескольких человек за беседой...".

 

 

"Слабость к быстрым и обширным знакомствам с самыми разнообразными людьми объясняется его скукой и сознанием одиночества", - утверждал один мемуарист. Однако можно предположить, что писатель от этих людей получал информацию, необходимую для работы.

 

 

В этом смысле весьма полезна для него была и любимая Полина Виардо, которая водила дружбу со многими влиятельными людьми. В её салон в Баден-Бадене запросто приходили немецкие король Вильгельм и королева Августа, голландские и бельгийские принцы и принцессы. В Париже дом Виардо также был открыт для аристократов, политиков и интеллигенции.

 

 

Безусловно, имея возможность ужинать за одним столом с такими людьми, русский писатель Иван Тургенев мог узнать много ценной информации. Безусловно, это вовсе не означает, что писатель использовал связи своей любимой женщины в корыстных целях. Тем более нет никаких поводов, чтобы сомневаться в неискренности его чувств к Полине.

 

 

Директор музея-заповедника "Спасское-Лутовиново" Николай Левин, например, в гипотезу о Тургеневе-разведчике вообще не верит.

 

 

"В архивах должны были остаться следы этой деятельности, -справедливо заметил он. - Но их там никто не нашёл. Видимо, руководителям КГБ было просто приятно думать, что их предшественниками были такие люди, как Тургенев".

 

 

Кто из исследователей прав, покажет время. 

Картина дня

наверх