В предисловии статьи хочется отметить тот факт, что на просторах бывшего СССР всё ещё пишут на русском языке, обогащая РУНЕТ такими вот статьями.
Уйгуры и их традиции
Автор: А. И. Нарынбаев ()
Дата публикации: 19/03/2004
В нашем доме я все реже слышу уйгурскую речь. Поговорю на родном языке со сверстниками и старшими родственниками, перекинусь парой фраз с детьми, но внуки меня уже не поймут. Внуки мои вполне европейцы, если не по своей восточной внешности, то по усредненным городским привычкам, лишенным ныне всякого национального признака.
Самая большая моя тревога связана с тем прискорбным фактом, что молодые уйгуры практически не знают не только язык, но и собственную историю, не в состоянии внятно объяснить: откуда же взялся такой народ – уйгуры? Где его корни, чем он славен, какие бедствия перенес на пути к двадцать первому веку? Я не снимаю вины с себя, как с человека, который не смог передать внукам свои знания, однако истоки этого беспамятства и исторического невежества лежат в глуби веков.
Сотни лет уйгуры находились под гнетом сменявших друг друга завоевателей – монгольских, джунгарских, маньчжуро-китайских. С начала XVIII века официальная циньская идеология вбивала уйгурам с самого их рождения мысль о том, что китайская нация выполняет благороднейшую миссию – опекает малые народы, которые не в состоянии самостоятельно управлять государством, вести хозяйство, развивать свою духовную культуру. В уйгурских школах преподавали священнослужители, основным учебным пособием был Коран. Не преподавались ни родной язык, ни литература, ни история.
Синьцзян, где жили уйгуры, был одной из самых отсталых окраин государства. Это обстоятельство выглядит особенно красноречиво, если вспомнить, что и сам Китай даже в начале ХХ века был полуколониальной, целиком аграрной страной. Феодальная раздробленность, слабая связь между различными районами Восточного Туркестана, отдаленность этой провинции от экономических и культурных центров страны оказались причиной того странного положения, что в те времена уйгуры имели смутное представление о своей принадлежности к единой нации. На вопрос о национальности многие отвечали: кашгарец, яркендец, кучарец, - то есть указывали на место своего проживания. Наэтот же вопрос отвечали и так: "Я – мусульманин". Большинство китайцев называли уйгуров "чанту" (по-китайски "чан" – завернутая, "ту" – голова) – "человек в чалме" или "таранчи" (крестьянин).
Но полностью стереть самосознание уйгурского народа не удалось ни вековым насилием, ни психологической обработкой. Уйгуры многократно восставали против завоевателей и кровью оплатили право называться самостоятельным народом. До сих пор не умирает память об Ипархан – героине трехлетнего сопротивления против маньчжурских захватчиков, вспыхнувшего в 1757 году. В Кашгарии Ипархан отличалась не только умом и мужеством, но и удивительной красотой, поэтому ей в обмен на жизнь предложили стать женой императора. После того, как Ипархан отказалась, ее подвергли мучительным пыткам и казнили.
Еще при жизни стал легендой Садир Палван (1798 – 1871). Он был известным кошакчи (певец), и даже сегодня не встретишь уйгура, который не знал бы песен Садира. Порою трудно отличить, какие песни народные, а какие принадлежат его авторству. Певец был участником освободительной борьбы уйгуров Илийского края против циньских войск в 1864 – 1867 годах. Он девять раз арестовывался, сидел в подземной тюрьме, был в ссылках, на каторге. Но, как только выходил на свободу, снова оказывался в первых рядах борцов с угнетателями. В этой же славной когорте выдающиеся участники национально-освободительногодвижения Темир Хальфа, Илахун Коккоз, Гени Батур, Ризвангульи многие другие.
Только с 1825 по 1876/7 год уйгуры организовали четыре крупных восстания, не считая мелких выступлений, и лишь отсутствие единства в стане восставших помешало достичь победы. Благодаря упорной борьбе уйгуров в союзе с казахами, киргизами, узбеками пределы Средней Азии оказались недоступными для китайских завоевателей. Особо помогали восставшим уйгурам соседи – конные киргизские отряды смелыми и внезапными ударами громили циньские регулярные части.
Надо сказать, что уйгуры не только воевали, но и смогли создать одну из древнейших культур Центральной Азии. Поражают воображение "каризи" – сооружения для подъема воды из-под земли, построенные жителями Турфана и Комула еще в начале нашей эры. По размерам их можно сравнить с Великой китайской стеной. О высоком развитии архитектуры и изобразительного искусства говорят раскопки древних городов и храмов, скульптура и живопись в пещерах "Мин ой" ("Тысяча домов").
Уйгуры могут гордиться своей древней музыкой, особенно шедевром "12 мукамов", который талантливые предки создавали в течение многих веков. Это произведение является настоящей энциклопедией уйгурской музыки, включающей в себя сотни напевов и песен.
Среди народов Средней Азии и Восточного Туркестана уйгуры одними из первых создали развитую литературу. Известное тюркоязычное произведение мусульманской письменности – дидактическая поэма "Кудадгу билиг" ("Благодатное знание") Юсуфа Баласагунского – было написано в 1069 – 1070 годах. Другая выдающаяся книга – "Диван Лугат-ат-тюрк" ("Словарь тюркских языков") крупного ученого XI века Махмуда Кашгари. В этой книге он собрал богатейший этнографический и географический материал по истории многих тюркских народов. Одновременно это произведение является первым трудом по сравнительной грамматике тюркских языков.
Наш народ не раз создавал свое государство. Уйгурский каганат на Орхоне просуществовал почти сто лет (745 – 840), а в Притяньшанье – более 500 лет (X – XIV века). Уйгуры были одним из народов, создававших Караханидское государство, которое оставило заметный след в истории Кыргызстана.
Но я хочу перекинуть мостик из глубин прошлого в наше сегодня. Каким же образом уйгуры оказались на территории Кыргызстана? Одной из причин переселения уйгуров из Восточного Туркестана было его стремление избежать репрессий со стороны маньчжурских захватчиков. Массовое переселение в Среднюю Азию и Казахстан происходило с конца 20-х до середины 80-х годов ХХ века. Кроме того, в пределы Российской империи постоянно прибывали – пешком или нанимаясь погонщиками верблюдов – обнищавшие уйгуры-дехкане. К примеру, за четыре года отходничество уйгуров из Кашгарии в Фергану возросло с 7000 в 1913 году до 20000 в 1917. многие из них отправлялись на фронты первой мировой войны, участвовали в тыловых работах. Число уйгуров на таких работах составляло одну четверть всех мобилизационных из Средней Азии.
Переселившиеся в Семиречье уйгуры основали здесь еще в XIX веке город Джаркент и около 80 других населенных пунктов.
В конце 50-х годов ХХ века в СУАР начала проводиться политика "большого скачка" и "коммунизации" деревни, последняя стала особенно пагубной. Действовали по принципу "быстрее и больше". В течении сентября и октября 1958 года 5800 кооперативов были реорганизованы в 451 коммуну. Земля, все орудия производства кооперативов, а также приусадебные участки крестьян перешли в собственность коммун. Последние создавались как военизированные единицы. "Коммуна отобрала у людей все, включая кастрюли, тарелки и даже чашки и ложки. Люди работали по 14 – 16 часов в сутки, хотя многие едва держались на ногах от голода. А поздно вечером всей семьей стояли в очереди за похлебкой", - рассказывала бывшая жительница Синьцзяна. Начался голод, приведший к гибели сотен тысяч людей. В это время центральные власти стали переселять в СУАР крестьян-китайцев из внутренних районов Китая. Местных жителей переселяли в пустынные районы, а обжитые земли отдавали ханьцам. Кадровые работники-уйгуры были обвинены в национализме, отстранены от занимаемых должностей или репрессированы. В подобной обстановке переход более 200 тысяч жителей Восточного Туркестана в Советский Союз спас их от возможной голодной смерти и национальной дискриминации.
Вспоминаю собственную радость при появлении одноплеменников в Кыргызстане. Ведь мы, которые всю жизнь прожили здесь, в отрыве от основной массы уйгурского населения, постепенно забывали родной язык, обычаи, традиции. А тут такое пополнение! Именно тогда, после резкого увеличения численности уйгуров в СССР, в Алма-Ате были созданы межреспубликанская газета на уйгурском языке, институт уйгуроведения.
Пришельцы столкнулись с трудностями адаптации к совершенно новым для них условиям жизни. Они не знали русского, кыргызского и казахского языков, почти все не имели специального образования и поэтому большая их часть осела в колхозах и совхозах, где они занялись привычным крестьянским трудом. Сейчас, конечно, различия между "кыргызскими" уйгурами и переселенцами практически сгладились, они равно представлены во всех областях культуры и народного хозяйства.
С давних пор наш народ славился художественными ремеслами. Ювелиры Султан Миррахимов, Акбар Акимов, Шавкат Айсаев продолжают традиции старых мастеров, которые создавали великолепные изделия из яшмы, жемчуга, нефрита, алмазов. И сегодня пользуются повышенным спросом богато украшенные сундуки мастера Фархада Ашимова, конская сбруя Закирджана Умарова и Аблимита Махмутова. Не умирает искусство изготовления национальных музыкальных инструментов: дутара, тамбира, ная, сатара, гиджака, нагры. Правда стоят эти инструменты довольно дорого – ведь каждый мастер делает их индивидуально от начала до конца. Уйгурские мастерицы заняты вышивкой занавесок, ковриков (когда-то хотанские ковры можно было встретить за тысячи верст от Средней Азии), украшений для одежды, мужских и женских тюбетеек.
Хотим мы этого или нет, но еда занимает важнейшее место в повседневном бытие каждого из нас. Более того, я убежден, что даже национальный характер отчасти зависит от состава кухни и способов приема пищи. В рационе уйгуров особое место занимают различные приправы, зелень, овощи, лекарственные растения, семена цветов.
Но не только национальная кухня является отличительной особенностью быта уйгуров. Старинные обычаи сохраняются свято, даже если мои соплеменники живут в городе. В похоронах моих родителей участвовали наши близкие друзья – кыргызы. Их удивило то, что вернувшись после погребения в дом умершего, участники похорон выразили членам семьи и родственникам соболезнования и сразу разошлись. Не было никакого угощения, как это принято у других народов, не резали ни корову, ни барана. Я думаю, это связано с тем, что уйгуры уже сотни лет ведут оседлый образ жизни. А может быть здесь влияют традиции ислама. Так или иначе, обычай этот хороший и его обязательно надо поддерживать. Ведь в день похорон, когда близким покойного и без того хватает забот, они благодаря этому обычаю освобождаются от лишних хлопот по устройству угощения и ненужных расходов.
Живые традиции, пожалуй, особенно ярко проявляются в уйгурской свадьбе. Уйгуры никогда не знали калыма. Хотя расходы на проведение свадьбы полностью берет на себя сторона жениха, калым в виде денег или дорогих вещей как таковой отсутствует. Подготовка к свадьбе делится на несколько этапов, строго соблюдается очередность обрядов, пиров.
Сразу после объявления о предстоящей свадьбе собирается "маслахат-чай" (т. е. чай-совет) – помолвка. На нее приглашаются родственники и близкие друзья молодых. Затем в дом девушки привозят продукты на свадьбу – "мал тапшуруш". Это тоже происходит шумно – с застольем и музыкой. На третий день свадьбы в домах жениха и невесты, где одновременно (но по отдельности!) проходят торжества, приглашаются близкие отцов жениха и невесты для обряда "савзи-калям" (дословно, "морковь, нарезанная соломкой для плова"). На четвертый день проводятся "кыз-чай" – вечер у невесты и "жигит-базми" – вечер в доме близкого друга жениха. На первый приходят только девушки – подружки невесты, а к жениху, соответственно, только парни. Происходит прощание с прошлой жизнью и проводы в супружескую жизнь.
В день регистрации брака начинается "той". Утром – для мужчин, днем – для женщин. Пиры, как и прежде, проводятся раздельно – в домах жениха и невесты. Последние ступени свадебного торжества – "чирлак" – знакомство родственников молодых и "адых-чай" – чай-отдых. Но и на этом длительная церемония свадьбы еще не заканчивается, и молодожены обязаны в течении долгого времени посещать дома родственников для "салама" (поклона), которые устраивают в их честь своеобразные маленькие торжества.
Еще один старинный обычай – машряп – вечера отдыха, которые обычно начинаются поздней осенью и продолжаются до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе. Участников таких собраний называют "отуз-огул" – "30 джигитов". Машряп – это своего рода школа этического и эстетического воспитания, она выявляет людей, одаренных музыкальными или поэтическими способностями.
В самом начале собрания его участниками избирается глава – жегит-беши, который имеет право назначать музыканта, танцора, повара. Машряпы сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Каждый участник таких встреч может почерпнуть для себя что-то полезное. Может быть, именно поэтому уйгуры, встречая людей невежественных, обычно говорят "машряп кормиган", что означает "он никогда не видел машряпа".
Уйгуры – народ жизнерадостный. Причина этого, я уверен, в любви к музыке – не найти уйгурской семьи, в которой не было бы национальных инструментов или фортепьяно, гитары, мандолины. Редко какой праздник обходится без приглашения музыкантов.
Некоторые обыватели считают, что уйгуры заняты "спекуляцией" на рынках. Достойно сожаления, что нередко представление о народе складывается из отдельных фактов повседневной жизни, чаще всего отрицательных. Основная масса уйгурского населения Кыргызстана и в самом деле занята в сфере услуг, а не в материальном производстве, среди "кыргызских" уйгуров мало представителей интеллигенции. Так получилось, что приехавшие из Китая артисты, ученые по большей части осели в Ташкенте, поэты, писатели – в Алма-Ате. Но вот малочисленность национального рабочего класса объясняется иначе – тем, что уйгурские юноши и девушки не стремятся поступать в профессионально-технические училища.
Не ошибусь, если скажу, что сказывается наследие многовековых, и не всегда полезных традиций, языковой барьер (молодежь не только не знает литературного уйгурского языка, но и недостаточно хорошо владеет русским), а отсюда и низкий общеобразовательный уровень. Доля образованных женщин еще меньше. Прошлая экономическая, политическая и культурная отсталость продолжает сказываться и сегодня. Сыграло свою негативную роль и то, что прежде в ВУЗы республики принимали преимущественно молодежь коренной национальности.
Но есть причины и субъективного порядка. Мне не раз приходилось разговаривать с юношами, которые жаловались на своих родителей, запрещающих детям получать высшее образование. Отец доказывал это следующим образом: инженер с дипломом зарабатывает всего 130 рублей в месяц. Это после пяти лет обучения! Тогда как работая в столовой, человек в состоянии зарабатывать в несколько раз больше. Что ж, вполне распространенные мысли. В них нет места тревоге за духовные потребности детей, обладатели подобных взглядов не видят дальше своего носа. Но это приносит горькие плоды, многие молодые люди уйгурской национальности, окончив школу, сами не изъявляют желания продолжать учебу.
И это не единственная проблема. Известный врач Назым Камбаров озабоченно рассказывал мне о распространении знахарства, когда невежественные лекари наносят больше вреда, чем облегчают страдания доверившихся им больных. Не меньшую тревогу вызывает и "расцвет" азартных игр. Тысячи сомов выбрасываются за один вечер, обрекая семьи на скудное существование. Кроме того, это ложится тяжелым грузом на плечи женщин, чье положение и без того незавидно из-за встречающихся домостроевских пережитков.
Но я хотел бы рассказать о тех своих соплеменниках, деяния которых позволяет мне с гордостью носить имя "Уйгур". Почитаемы в народе Герои Советского Союза Дадаш Бабажанов, Сулхи Лутпуллаев и Масим Якубов; награжденный польским орденом "Золотой крест" участник партизанского движения в Польше Кахар Шарипов. На полях добросовестно трудились Герои Социалистического Труда Т. Ахунова, М. Ниязова, Р. Сеитова, К. Халиков; известно земледельческое искусство уйгурских бахчеводов в Чуйской области.
Многие зрители являются почитателями таланта известной киноактрисы Айтурган Темировой. В 1962 году вместе с родителями она приехала из СУАР во Фрунзе, а потом училась в киргизской школе-интернате. Когда Айтурган была в девятом классе, в школу пришел кинорежиссер Болот Шамшиев – он искал девушку на главную роль Халичи в фильме "Алые маки Иссык-Куля". В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале Айтурган была названа лучшей за исполнение женской роли.
Среди писателей и поэтов, живущих в Кыргызстане, можно назвать имена М. Норузова, Ж. Касымова, А. Розиева. Но, по иронии судьбы им приходится публиковать свои книги в Алма-Ате.
Известно, что невозможно воспитывать у молодежи чувство патриотизма и дружбы народов, если она не знает прошлого своего народа, его истории и культуры. По выражению Абдураима Откура "Нация, не знающая свою историю, похожа на ребенка, не помнящего своего отца и деда". Вообще, сегодня мы становимся свидетелями того процесса, когда объектом внимания становятся малые нации и народности Кыргызстана. Впрочем, я ошибаюсь, употребив слово "малые". Нет, надо говорить "равноправные нации и народности". Так, пожалуй, будет гораздо вернее.
А. И. Нарынбаев – Доктор философских наук, профессор,
Почетный академик НАН КР,
Заслуженный деятель Кыргызстана
Свежие комментарии