На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Туземцы долины Омо

Туземцы долины Омо

 
Долина реки Омо в Эфиопии – мекка для антропологов и обеспеченных туристов, мечтающих увидеть настоящих «африканских дикарей» из приключенческих книг – с костью в носу и блюдцами в ушах. Добраться туда непросто: от Аддис Абебы до посёлка Джинка, из которого возят экскурсии, бежит асфальтовая полоса, сперва прямая и ровная, ближе к югу она начинает криветь и покрываться дырами, а после городка Арба Минч и вовсе превращается в грунтовку, покрытую камнями и песком – серьёзное испытание для чресел неподготовленного пассажира.
Но вот, наконец, и посёлок Джинка – ворота в национальный парк Маго, огромную территорию с рекой Омо, горами и тропическим лесом, уходящим границами в соседние страны. В этом лесу заблудился бы даже Чингачгук, попади он туда самостоятельно, но для организованных туристов предусмотрены услуги гидов (бывших аборигенов, получивших школьное образование). Помимо гидов в посёлке нужно нанять скаута – деда с берданкой, который теоретически будет защищать вас от «дикарей», непредсказуемых и вооружённых автоматами Калашникова.
В долине Омо проживает около 16-ти племён, причём не все дружат между собой. Этнические конфликты случаются довольно часто и связаны, как правило, с кражей коров, выполняющих в здешних местах роль валюты. Обменный курс таков: за АКМ с полным рожком патронов дают 4 коровы. Это в два раза больше, чем возле суданской границы, где вооружиться можно всего за 2 коровы. Невесту в среднем можно купить за цену от 10 до 20 коров, в зависимости от красоты и здоровья девушки.
Племена живут в лесу фактически независимо от эфиопского правительства и внешнего мира. Самые необычные из аборигенов – мурси, чьи женщины режут себе губы и вставляют в них глиняные диски – уже вкусили плодов цивилизации. Посмотреть на мурси в национальный парк Маго приезжают туристы со всего мира. Иностранцы платят деньги за фотографии, а мурси – позируют, только успевай раскошеливаться. На полученные быры (эфиопские деньги) племя покупает алкоголь и оружие (в этом смысле деньги удобнее коров). Свободное время аборигены проводят в ожидании джипов с богатыми белыми иностранцами. В пик туристического сезона джипы идут караванами, и мурси богатеют. Такса следующая: 100 быров вождю (около 10 долларов) за каждое транспортное средство и 5 быров за снимок каждому мурси попавшему в кадр камеры. Это тот случай, когда фотография из удовольствия превращается в пытку. Мурси визжат, дергают за руки, трясут автоматами: фотографируй и плати, плати и фотографируй.
По случаю приезда иностранцев женщины вставляют в губы глиняные диски – в обычное время страшные рваные губы просто висят на чёрных подбородках. Мужчины мурси губы себе не режут – это удел заботящихся о своей красоте женщин. Украшать себя подобным образом – дело добровольное, но женщины мурси редко отказываются от этого обычая, разве что в юном возрасте уезжают учиться в город и уже не возвращаются в племя. Чтобы быть похожими на взрослых маленькие девочки вставляют себе поперёк рта палку, таким образом растягивая губы.
Надеть чисто женский атрибут для мужчины немыслимо. Но ради «бизнеса» туземцы готовы изобразить что угодно: нацепить все имеющиеся в соломенном доме украшения, приставить к небритому подбородку глиняный диск, и даже позировать с автоматом Калашникова в одной руке и орущим ребенком в другой (за ребенка можно выпросить еще несколько быров).
Старейшины племени в фотографической вакханалии не участвуют – спокойно сидят в тени деревьев и ждут, когда визитёры уедут, чтобы забрать себе деньги заработанные «мурси-моделями».
Настоящие антропологи стараются держаться подальше от деревень, испорченных пакетным туризмом. Если нанять гида и отправиться пешком в глубины парка Маго, то через 2-3 дня можно попасть в племя боди. Раз в год боди выбирают себе короля. Взвешивают всех мужчин племени – самый тяжёлый становится королём. Мужчины этого племени готовятся к выборам за год – пьют в большом количестве коровью кровь, смешанную с молоком. Кстати, подобная диета характерна для многих племён долины Омо. Говядину здесь практически не едят – коровы слишком ценны. Из коров делают доноров – аккуратно разрезают им жилку на шее, сцеживают кровь и замазывают ранку навозом. Через неделю-другую животное снова здорово и готово дать кровь.
Чтобы познакомиться с жизнью других племён, необязательно углубляться в парк. В посёлке Дер Афер, неподалёку от Джинки, можно встретить представителей племени бенна. Это племя сравнительно миролюбиво, хотя иногда схлестывается с мурси из-за коров. Мужчины ходят в коротких юбочках и, часто, в серых фотографических жилетах со множеством карманов (откуда они их только берут?). Волосы у них вымазаны глиной – знак того, что это мужчина – охотник, самостоятельно убил хищное животное, например леопарда. Из-за распространения в долине Омо автоматического оружия в последнее время крупных хищников становится всё меньше. Поэтому современные бенна делают себе поблажки: засчитывают за добычу дикую свинью или даже антилопу. На шее у мужчин ожерелья (сделанные из бисера, монет или колпачков от шариковых ручек), в ушах серьги, в руках копьё или автомат Калашникова. Дополняет образ мужчины деревянная боркотто – табуретка особой формы. Бенна всегда берут её с собой, когда отправляются пасти скот или торговать. Боркотто удобна тем, что мало весит, на неё можно сесть или подложить под голову в качестве подушки.
Женщины бенна носят козьи шкуры, цветные платки или китайские футболки. На голове половина пустой тыквы – шапка и миска для еды одновременно. Молодые женщины украшают себя поясами и накидками с нашитыми на них речными ракушками. Замужние носят на шеях металлические кольца. Количество колец показывает, какая она по счету жена. Одно кольцо на шее – старшая жена, всё хозяйство на ней.
В племени бенна мужчина может иметь до пяти жен. За каждую нужно платить выкуп: 20 коров, 20 коз и 20 тыкв с диким медом. Если у молодого мужчины не хватает коров для женитьбы, ему помогут богатые родственники или друзья. Но для этого ему придется доказать, что он достоин звания мужа, и перепрыгнуть через всех «выкупных» коров и быков, выставленных перед ним. Количество прыжков зависит от возраста прыгуна: чем старше, тем больше придётся прыгать.
Помолвки совершаются во время праздников. За неимением обручальных колец юноша мажет руку или плечо понравившейся ему девушки навозом. Если девушка принимает это действие с благосклонностью – жених может начинать тренироваться в прыжках через коров. Если девушка не рада ухажеру, то убегает прочь. Проявлять настойчивость, кидая ей вслед комьями навоза, у бенна не принято.
На свадьбу собираются гости со всех окрестных деревень, принося обязательные подарки для родителей жениха: бутыль самогона и мешок кофейных очисток (из них тоже варят кофе, но дешёвый).
Молодая жена становится собственностью мужа, и ей не позволено много разговаривать. Она должна молча прислуживать супругу: варить кофе, снимать с него сандалии, когда он приходит домой. Считается, что хорошая жена держит котёл на огне, даже если муж ушёл куда-то на несколько дней – ведь он может вернуться голодный в любой момент. За каждую провинность муж обязан бить жену хлыстом. Наличие шрамов на спине у женщины почитается за достоинство, в то время как жена, не позволяющая себя бить, считается трусливой и слабой.
Лишь после рождения первого ребёнка отношения между супругами налаживаются, и жене позволено заговаривать с мужем первой. Если женщина не может родить, то должна настоять, чтобы муж привёл в дом ещё одну жену. В этом случае первая жена становится главной, а дети второй жены становятся её детьми. У каждой жены, как правило, есть отдельная хижина, но стоят они рядом, чтобы женщины могли помогать друг другу.
Если у женщины наступает климакс, и она больше не может иметь детей, то её считают старой. С этого момента к ней больше не обращаются по имени, а только – gecho, «старая женщина». Теперь ей не надо работать в поле или пасти скот, она занимается только воспитанием детей и распоряжается раздачей еды и молока.
Обитатели долины Омо живут в плетеных избушках, укреплённых навозом. Срок жизни таких избушек не превышает 10 лет. Когда старая изба разваливается, строят новую.
В рыночные дни туземцы выбираются в ближайшие посёлки, где продают или покупают овощи, табак, мёд, металлические наконечники для копий, китайские резиновые тапки. Для перевозки товара торговцы используют самодельные деревянные тачки, которые по эфиопским законам должны иметь регистрационные номера. Торгуют, сидя на земле и разложив свой товар на тряпках.
В такие дни можно встретиться и пообщаться с представителями разных племён. Если, конечно, знаете местные языки: в долине Омо их не меньше дюжины. В крайнем случае можно объясниться при помощи рук, широкой улыбки и какого-нибудь подарка – это любят все эфиопы. И тогда на короткое время контакт между двумя цивилизациями будет установлен.
 

Комментариев нет:

 

 

Картина дня

наверх