На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Штандарты и флаги воинов Месоамерики

   
 


В каждом обществе,
по мере развития его военной организации,
небольшие группы воинов постепенно превращаются
в значительные воинские формирования.
В связи с этим возникает необходимость в различных воинских знаках, средствах сигнализации
и опознавания, необходимых военачальникам
для руководства своими войсками на поле боя.

Не явилась в этом смысле исключением
и территория Месоамерики(1).

 

* * *

Очень часто в Месоамерике, наряду с флагами, использовались различные заспинные украшения. Подобрать адекватный термин для данных предметов достаточно проблематично. По мнению испанского историка XVIII века Ф. Х. Клавихеро (1731-1787) “Штандарты (estandartes), больше похожие на “знаки” (signum) римлян, чем на европейские флаги, были восьми-десяти футов (pies, ступней) в длину, на которых помещались доспехи или инсигния государства, сделанная из золота, перьев или другого ценного материала”(2). В самом деле, большинство из них сильно отличаются от привычных для нас знамен, флагов и штандартов. Но так как в русском языке другого более подходящего слова нет, большинство специалистов используют термин “штандарт”. В испанских источниках и исторических работах они называются bandera, divisa, guione, estandarte, insignia militares, в англоязычных исследованиях body standard, battle standard, banner, backbanner. Астеки всю совокупность доспехов, военных инсигний и почетных украшений, а также и оружия называли тлауистли (tlahuiztli). Миштекский аналог – ндаийеку (ст. миш. яз. nday yecu – divisa, armas de la guerra) и возможно тнунийеку (ст. миш. яз. tnuni yecu – divisa). Так как наибольшее количество изображений и описаний штандартов сохранилось из района астеков, мы в нашем обзоре будем в основном опираться на их типологию и терминологию. Кроме особо оговариваемых случаев, названия штандартов будут даваться на науатль, языке на котором разговаривали астеки…

* * *

Заспинные штандарты


Традиция прикрепления к спине различных украшений из перьев была широко распространена в Месоамерике с древнейших времен. Некоторые из них представляли собой довольно внушительные конструкции. Мы рассмотрим лишь ту часть этих украшений, которая имела или могла иметь отношение к военным регалиям, исключив заспинные украшения (англ. backrack) правителей и танцоров, которые могли достигать довольно больших размеров и вряд ли были уместны на поле боя. Предметы, представленные на заспинных штандартах очень разнообразны – это головные уборы, изображения животных или людей, хозяйственные и бытовые предметы, элементы вооружения, макеты зданий и домов и прочее.

 


Пацактли


Штандарт пацактли (patzactli) представляет собой большой гребень, очень часто водруженный на шлем, и прикрепленный перпендикулярно к плоскости спины. Слово patzactli происходит от глагола patzoa («жать, сжимать») и чаще переводится как «сплющенный». Пацактли – один из примеров того, как головной убор становился штандартом. Существовало несколько разновидностей пацактли, отличающихся в основном цветом доминирующих перьев.
Кецальпацактли (quetzalpatzactli) состоит из каски или конструкции в форме головы, покрытой перьями, с большим гребнем из зеленых перьев кецаля, и «украшен золотом»1. Этот штандарт, достаточно высокого ранга, упоминается в перечне штандартов правителей в двенадцатой главе VIII книги Флорентинского кодекса. Его носили также правители более мелких городов. Дон Франсиско де Сандоваль Акаситли (don Francisco de Sandoval Acazitli), правитель города Тлальманалько (Tlalmanalco) провинции Чалько, в своем сообщении, относящемся к 1541 г., дважды упоминает этот штандарт. В одном месте он описывает его как «череп (calavera) из перьев со своими зелеными гребнями (sus penachos verdes)», во втором прямо называет «кецальпацактли из зеленых перьев»2.
Согласно кодексу Мендосы, 9 комплектов военных костюмов с этим штандартом (рис.1) взимались в качестве дани с девяти подконтрольных Теночтитлану провинций. В «Льенсо де Тлашкала» этот штандарт изображается без каски – сцены 14, 48, 52 (рис.2), 53, 56, 77, впрочем, как и в Primeros Memoriales (Илл. I). В «Льенсо де Куаукечоллан» 3 представлено несколько вариантов изображения этого штандарта.
Следует отметить, что в некоторых современных исследованиях термин «кецальпацактли» порой употребляется, не как название конкретного вида пацактли, а в качестве общего названия всех пацактли...

 

© Правами на статьи обладают авторы.
© Правами на оформление - редакция.


Картина дня

наверх