Ведды
Шри-Ланка: племя веддов – жизнь вне цивилизации
Кажется, и в индустриальную эпоху ведды, исконные обитатели острова Шри-Ланка, продолжают дружить с духами джунглей. Дикие пчелы делятся с веддами медом, а рыба и мелкая дичь сама идет им в руки.
Еще недавно ведды кочевали по лесам, не вступая в контакты с окружающим миром. Сейчас они перешли к оседлой жизни – кочевать им больше некуда, диких лесов на острове почти не осталось.
Когда-то остров Цейлон называли жемчужиной Индийского океана. И сегодня Шри-Ланка — одна из красивейших стран Южной Азии. Ее столица Коломбо — город современный и в то же время по-азиатски колоритный. Широкая праздничная набережная заполнена беззаботными парочками. Но стоит сделать шаг в сторону, и вы попадаете совсем в другой мир. Самые первые жители Цейлона — это лесные племена веддов. Сегодня почти все они забыли родной язык и смешались с остальным населением острова. Традиционный уклад жизни веддов сохранился лишь в нескольких деревнях на юге.
Жители рядом стоящих деревень всегда считали веддов лесными духами, принявшими человеческое обличье, и старались держаться от них подальше. Да и сами ведды не очень-то стремились контактировать с теснившими их новыми соседями. Они отступали от цивилизации все дальше на юг, в покрытые лесами горы. Сейчас ведды живут совсем недалеко от крупного города Махиянгана. Деревня веддов находится всего в 10 минутах езды от цивилизации. Но сами ведды эту цивилизацию игнорируют. Они не хотят становиться обычными крестьянами. Ведды считают, что это привнесет в их жизнь много лишних проблем.
Одна из деревень веддов называется Дамбана. Это одно из поселений анклава, в котором проживает почти две тысячи веддов. Раньше ведды не обременяли себя сооружением жилищ. Они постоянно кочевали, устраивая стоянки в пещерах — таких естественных укрытий в горах великое множество. Но со временем ведды перешли к оседлой жизни и стали строить глинобитные хижины без окон и дверей. Дамбана считается столицей лесных людей. Главный в деревне — вождь Уруариге Ванниялетте: «Раньше джунгли давали все, что нам было нужно. Когда хотели есть — мы шли на охоту, если надо было срубить дерево — мы его рубили. Сейчас зверя стало мало, да еще правительство объявило наши леса заповедником. Мне это не нравится. Если бы я мог увести свой народ подальше от цивилизации, я бы это обязательно сделал».
На рыбалку ведды берут топор, который носят на плече постоянно. Годам к тридцати у мужчин даже образуется профессиональная мозоль. Рыбу они ловят практически голыми руками. По пути мужчины собирают похожие на дикие груши плоды баррингтонии. Их сок дурманит рыбу. Плоды они измельчают булыжниками, заворачивают в кусок ткани и полощут в воде. Пока яд не подействовал, можно заняться приготовлением бетеля. На Цейлоне бетель жуют чуть ли не поголовно, но ведды просто жить не могут без этого легкого стимулятора. Готовится бетель просто: орех арековой пальмы заворачивают в намазанный известью и посыпанный табаком лист бетелевого перца. Все, можно жевать! Главное, это зелье не глотать, а то можно и отравиться. Минут через пятнадцать рыба, одурманенная ядом баррингтонии, всплывает на поверхность. Остается только собирать ее, предварительно оглушив ударом мачете. Рыбешка конечно, мелковата, но веддам на рыбалке важен не размер, а количество.
Уруариге Ванниялетте: «По преданиям нашего народа, когда-то мы добывали пропитание только охотой, а рыбу ловить не умели. Но в один злосчастный год на зверя напал страшный мор, ведды начали голодать. И тогда добрые духи научили нашего тогдашнего вождя искусству рыбной ловли. Но все равно, дело настоящего мужчины — охота». Хотя правительство и запрещает убивать диких животных, время от времени ведды позволяют себе побраконьерствовать. Перед тем как отправиться на охоту, они обращаются за поддержкой к потусторонним силам — экстатическими плясками и заклинаниями призывают духов. Ведды искренне считают себя буддистами, что отнюдь не мешает им, как и сотни лет назад, исповедовать культ умерших. Мелкую живность вроде мангустов охотники ловят в капканы — незамысловатые конструкции из веток и камней. Внутрь такого шалаша кладут приманку, завернутую в листья.
История племени веддов насчитывает около 16 тысяч лет, но последние две с половиной тысячи лет им пришлось потесниться, чтобы сохранить свой первобытный уклад.
Ведды признаны единственным коренным населением Шри-Ланки и находятся под защитой государства.
Аюрведа – основная наука, которой они владеют, потому и все болезни излечивают самостоятельно.
Ведды не смешиваются с местным населением, не вступают в браки с людьми других национальностей, наоборот, чем больше к ним подбирается цивилизация, тем более они замыкаются в собственных общинах.
Быт и жизненный уклад этого народа такой же, как и много веков или даже тысячелетий назад.
Но они не прочь и подзаработать, принимая гостей Шри-Ланки. Туристы могут увидеть традиционный свадебный обряд, поучаствовать в охоте с веддами.
Для путешествия к веддам гиду необходимо встретиться с одним из вождей их племени и, после переговоров, возможно, ведды разрешать ознакомиться с их жизнью.
- Ведды
-
Никто не может ответить на вопрос "откуда взялись племена Веддов?" И это не удивительно, потому что первые завоеватели Шри-Ланки пришли в V столетии до н.э., а Ведды там уже жили. Кто они и откуда появились? Бытует мнения, что они наидревнейшие люди на Земле, которые пришли из «ниоткуда». Точно известно, что «дикие люди», как они себя называют, существуют уже более 16000 лет. Несмотря на то, что население Шри-Ланки, хоть и состоит из разлычных народностей, но все они, взаимодействуя друг с другом, перенимают друг у друга часть культуры. Ведды же живут совершенно обособленно.
Итак, держим дорогу на восток от Канди километров на 60 в деревню Дамбана. По дороге наблюдаем деревушки тамилов и синегалов. Они стараются подальше держаться от «духов леса», принявших обличие людей, поэтому не контактируют с ними. Тоже можно сказать и про Веддов, они не стремятся общаться с завоевателями их территории. Именно из-за усиленной колонизации, Веддам пришлось переместиться вглубь лесов. Добираемся до древнейшего племени по серпантинным дорогам в гору.
К слово сказать, их деревушка находиться в 10 мин езды от вполне цивилизованного города Махиянгана. Но этот факт никак на них не влияет, у Веддов абсолютно отсутствует желание принимать дари цивилизации. Если спросить у них причину, ответ прост: ми не хотим лишних проблем. Первая встреча и мы видим мужчин одетых в одну набедренную повязку.
Удивляет? Нет, это ожидалось увидеть, а вот увидеть, как они добывают мед диких пчел, зрелище не для слабонервных. Они подходят к стволу, вокруг которого кружить туча диких пчел, бьют палкой, делая дырку, и лезут голыми руками! за сотами. И это еще ничего, а вот что совсем не понятно, так это почему пчелы их не кусают? Ну что тут скажешь «духи леса». Кстати, мед основная пища племени в прямом и переносном смысле. Они его едят и продают. Можно купить прям у них на месте. Еще они продают его на базаре, а потом покупают рис и соль. Мед по вкусу совсем не похож на наш, он не сладок и может чуть горьковат, но попробовать советую, как экзотику.
Двигаемся дальше, а кушать хочется, а что предложат Ведды? Говорят "Пойдемте, там деревья, а в них питательные жучки...." Собираем, то есть они собирают, и на «кухню» приносим добычу. Стоит заметить, что никого будь то туристы, будь то местные, ведды к себе в деревню не пускают, кухня это импровизированный очаг который разжигается прямо посреди леса на тут же собранном хворосте.
Вся наша собранная «вкуснятина» жарится на открытом огне, а потом на тарелочку(благо запасают для туристов) и вуаля, кушать подано. Подкрепились, а теперь на охоту. Основным орудиями охоты является молоток и лук со стрелами. С молотком они вообще не расстаются, о чем свидетельствует мозоль на плече у мужчин. Но охотиться на зверя государство запрещает, хотя они себя иногда балуют, поэтому напрасились с ними на рыбалку. А где же сети или копья или что-то чем можно рыбалить? Ничего нет! А вот по дороге мужчины собирают какие-то фрукты, называются баррингтонии. Их они измельчают, заворачивают в ткань и полощут в воде. И ждут, но время можно провести с удовольствием, поэтому самое время сделать бетель. Бетель – это стимулятор и самый древний легкий типа наркотик (но это не наркотик). Историю его происхождения опишу в другой истории, а пока скажу про состав: лист бетелевого перца посыпают табаком и намазывают известью и в него заворачивают орех арековой пальмы. Все, готово, можно релаксировать. Вот и пятнадцать минут прошло, рыбка сама всплыла наверх, одурманена ядом фрукта, можно собирать голыми руками, ну чуть оглушить «непослушную». Все знакомство прошло, теперь в гости, как говорится «на чай». Из истории: Ведды кочевой народ и раньше они жили в пещерах, которые служили им естественным укрытием. Сейчас они ведут оседлый способ жизни, а жилье их хижинки из глины без окон, покрытые соломой. Спят они на полу, и опят же таки, их не кусают ни пиявки ни змеи ни комары. А теперь немного потанцуем. Этот ритуал они исполняют с серозным лицом. Все стают в круг, берут веточки с листьями, а посредине мыска с водой. Эти веточки мочат в воде и танцуют по кругу, покачиваясь вперед назад, а главный поет-приговаривает, то ли заклинания, в общем не понятно, но весело. И последнее без чего никто не проживет в джунглях Шри-Ланка – добыча огня при помощи двух камней. И помните туристы, что они хоть и дети природы, а деньги за все надо платить, но поверьте это копейки в сравнении с полученными ощущениями. Удивительно, как среди наступающей цивилизации, сохранился кусочек доисторической культуры. Они столетиями не меняют свой быт и не хотят этого делать и, наверное, никогда не сделают.
Свежие комментарии