На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Крик Петуха. Не совсем про этносы. Но что- то напоминает.

Крик петуха

К. ФАБРИ, кандидат биологических наук

Крик петуха ученые-этологи относят к так называемым территориальным акустическим (звуковым) сигналам. В общении птиц друг с другом большую роль играют звуки. Звуки эти очень разнообразны, в частности у диких кур, живущих в кустарниковых зарослях, где кругозор крайне ограничен.

Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона.

Кукареканье – это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники – петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом.

Но о чем же перекликаются петухи, разделенные большим расстоянием и не видящие друг друга?

О территориях, занимаемых петухом и его «гаремом». В природе у каждой такой группы птиц свой участок. Здесь они находят корм, здесь же отдыхают, спят. Этот участок защищается от вторжения других пернатых того же вида.

Агрессивность животных препятствует перенаселению, ведет к распространению популяции, к освоению новых мест обитания. Но вместе с тем ожесточенные бои, влекущие за собой увечья или даже смерть одного из соперников, вредны для популяции и в целом для вида, так как сокращают число особей, особенно самцов-производителей.

Так вот, с помощью кукареканья достигается биологически полезный результат – захват, освоение и защита участков, а в конечном итоге – расселение вида безвредным путем, ибо дело ограничивается только запугиванием. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное «место под солнцем». И только если заселены все пригодные места, начнутся бои. В этом случае победитель – животное более сильное не только в физическом, но и психическом отношении, – станет продолжателем рода, что, конечно, тоже выгодно для процветания вида, для его прогрессивной эволюции.

Все сказанное относится к дико живущим птицам. Но эта же форма территориального поведения сохранилась и у домашней курицы, хотя и потеряла свое биологическое значение: ведь человек обеспечивает все потребности домашних животных и управляет эволюцией вида.

Крик петуха. Перекличка петухов со своих участков

Перекличка петухов со своих участков. Между участками «ничейная земля». Центром участка (не геометрическим) является курятник. Куры удаляются от него или от ближайшего укрытия на открытое пространство (луг) не более чем на 50 метров.

Однако крестьянский двор и прилегающие места остаются для петуха его участком, о чем он непрестанно напоминает криком. Надо думать, что чрезвычайная близость участков домашних петухов заставляет их кукарекать интенсивнее, так как в селе популяция кур сверхплотная. Остается еще один вопрос: почему первый крик петуха раздается на рассвете примерно в одно и то же время?

Вполне естественно, что, проснувшись, хозяин участка спешит оповестить мир о своих правах. Потом его предостерегающий крик раздается уже периодически в течение всего дня.

Пробуждение кур, как и других животных, в определенное время связано с так называемыми биологическими часами. Речь идет о сложных суточных ритмах, основанных на активности центральной нервной системы на разных ее «этажах» – от стволовой части мозга до больших полушарий.

Помимо ритма сна и бодрствования, на поведение животных влияют и ритмы, многократно повторяющиеся в течение дня. Немецкий этолог В. Шлейдт установил, что у индюка (тоже представителя куриных) соответствующее кукареканью громкое клохтанье самца повторяется периодически и в том случае, если птицу полностью изолировать от внешнего мира или лишить слуха.

В нормальных условиях внутренние ритмы подвергаются, конечно, внешнему воздействию (условия освещения, слуховые, зрительные и прочие раздражения и т.д.), а также взаимодействуют с разнообразными внутренними факторами, определяющими физиологическое состояние животного. Разные элементы поведения тесно связаны друг с другом. Крик петуха, по данным другого исследователя поведения животных Э. Хольста, раздается после того, как некоторое время искусственно раздражать ряд нервных центров, не имеющих отношения к этой звуковой реакции. Так, кукареканье стимулируется продолжительным кудахтаньем, «руганьем», повторными предостерегающими криками, а также некоторыми подряд выполняемыми движениями: нагибанием головы, отскакиванием и др. Если такие действия выполнялись петухом неоднократно (в результате электрического раздражения соответствующего мозгового центра), то он спустя 5...10 секунд начинал без видимой причины кукарекать.

Как это ни странно, именно благодаря своему кукареканью петух стал домашним животным.

Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу.

 

Ранее опубликовано:

Наука и жизнь. 1972. №9.

Дата публикации:

31 января 2003 года

Электронная версия:

© НиТНаучные журналы, 2002

Картина дня

наверх