На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Спиричуэлс. Духовные песнопения афроамериканцев.

Хорас Сильвер исполняет спиричуэлс.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовные песни (spirituals)

Важную роль в формировании афро-американской музыки 

играл процесс обращения в христианскую веру привезенных

из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения

к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение.

Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как

возможность ухода от страшной реальной жизни.

По этим и другим причинаммузыка, звучащая в церкви для негров,

несла в себе и черты канонических европейских церковных

песнопений и всевозможных элементов языческих культов,

пришедших с их исторической родины. Степень проникновения

эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в

храмовую музыку зависела от разновидности христианства.

Как известно, наЮге США в большей степени процветал католицизм 

(испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации

 церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам

\африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества

протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением

легкомыслия.

   Не случайно особое развитие жанры афро-американской

духовной музыки получили именно в южных районах США.
Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые

"спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века

вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным

источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в

Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс

 сочетают в себе отличительные элементы африканских

 исполнительских традиций (коллективная импровизация,

характерная ритмика глиссандо, нетемперированные

аккорды, особаяэмоциональность) со стилистическими чертами

 пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени 

африканские и в большей - европейские, чем вся остальная

 афро-американская музыка. Они представляли африканца как

мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее

 выразительным средством, благодаря которому весь мир

познакомился с негритянском музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна

и включает такие виды песен, как :
-"ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танцавсех участников

по кругу против часовой стрелки); 
-"сонг-сермон" (песни-проповеди)
-"госпел" и
-"джюбили сонгс" (песни прославления с короткой,

 ритмичной мелодией) 
-собственно "спиричуэлс" с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.

Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут 

(ring shout) - групповой танец поющих в молитве негров.

В своей кульминации этот обряддостигает высокого эмоционального 

накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой

 полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой.

Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами,

- это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся

существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут.

Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры,

послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны,

светский идуховный англо-кельтский фольклор,

 псалмы с текстами, относящимися, главным образом,

к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись

без музыкального сопровождения, они существовали,

как вокальное произведение для солиста и хора.

Позже, во второй половине XIX века возникают

концертные образцы культовой музыки, написанные

 композиторами и перенесенные наноты.
Они были включены в первый сборник негритянских мелодий,

который назывался "Песни рабов США" (1867г.).Конечно,

существует большое различие между чисто народной

и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс.

После окончания гражданской войны между Севером и Югом

и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили

некоторое право поступать учиться в институты, при университете

Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский

 вокальный ансамбль "Фиск Джюбили Сингерс", который

вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Как и вся остальная афро-американская музыка, спиричуэлс 

представляют собой результат сложного смешивания европейских 

и африканских традиций. Главным здесь были народные

 гимны англиканского происхождения инародный стиль

пения этих гимнов (основанных на библейском материале)

при этом роль западноафриканского ритма постепенно

сокращалась, мелодияудлинялась и развивалась гармония. 
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование

и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми

музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны

из их числа среди джазменов - это “Swing Low, Sweet Chariot“,

"Go Down, Moses", "Nobody Knows The Trouble I've Seen" и

"Down By The Riverside", а тeма "When The Saints Go

Marching In" попросту является своего рода гимном

традиционного джаза(диксиленда).
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает

служить источником вдохновения для всей джазовой традиции 

в целом. Тому примером фрагменты из оперы "Порги и Бесс" 

Джорджа Гершвина, "Концерты священной музыки"Дюка Эллингтона,

"Джазовая месса" Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку

стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от

английского слова "Евангелие" (Gospel). Госпел основывается

на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются.

Вгоспел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике,

в характеревокала, исполнителю госпел-сонгов нередко

аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют

не только специализировавшаяся на них великолепная

 исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson),

но и джазовые музыканты от Луи Армстронга (Louis Armstrong)

и Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до Хораса Сильвера (Horace Silver)

и Чарли Хэйдена (Charlie Haden).

 

http://www.jazzpla.net/history/Spirituals.htm

Махалия Джексон

 

Очень интересна не только музыка,

но и тексты спиричуэлс. В их В основе чаще всего лежат библейские

тексты, но нередко они имеют определенный подтекст.

Например, среди чернокожих рабов, работавших на южных

плантациях, были очень популярны спиричуэлс о пророке

Моисее, который ввывл свой народ из рабства:

(певец начинал) Сверакла молния, гром гремел,

И Господь воззвал с небес:

«О, Мой пророк, будь мудр и смел,

Не оставайся здесь».

«О, что б ни случилось, - ответил пророк, -

Я не останусь здесь.

Пусть будет дорога моя тяжела –

Я не останусь здесь».

(все прихожане подхватывали: Я не оснанусь здесь.

Певец пел на разные лады, как Моиесей и его народ

брели через пустыню и пр., а община каждый раз подхватывала: Я не останусь здесь).

Были духовные песнопения и без «подтекста»,

например, о Самсоне и погубившей его красавице

Далиле, начинавшейся словами:

«Далила женщиной прекрасною была,

Черны кудри, а кожа так бела»

(и далее изложение грустной библейской истории).

В спиричуэлс часто повторяюстя слова и целые строки-фразы,

вроде: «Где ты был, когда Спасителя нашего распинали на кресте?»

 

Чарли Хейдон

И, как правило, в них сквозит глубокая грусть, как

в знаменитом: «Sometimes I feel like a motherless child@

(Иногда я чувствую себя, как дитя без матери).

Перец опять же многократно повторял по ходу песни

«Faraway, faraway is thy home» (Далеко-далеко твой дом

и призывал стремиться туда, а прихожане подхватывали:

Believe it! (Верь в это), повторяя эти слова многократно.

 

 
 

 

Картина дня

наверх