Хорас Сильвер исполняет спиричуэлс.
| Духовные песни (spirituals) Важную роль в формировании афро-американской музыки играл процесс обращения в христианскую веру привезенных из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение. Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. По этим и другим причинаммузыка, звучащая в церкви для негров, несла в себе и черты канонических европейских церковных песнопений и всевозможных элементов языческих культов, пришедших с их исторической родины. Степень проникновения эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в храмовую музыку зависела от разновидности христианства. Как известно, наЮге США в большей степени процветал католицизм (испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам \африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением легкомыслия. Не случайно особое развитие жанры афро-американской духовной музыки получили именно в южных районах США. "спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особаяэмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени африканские и в большей - европейские, чем вся остальная афро-американская музыка. Они представляли африканца как мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянском музыкой. и включает такие виды песен, как : по кругу против часовой стрелки); ритмичной мелодией) Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут (ring shout) - групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряддостигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой. Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами, - это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут. Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры, послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны, светский идуховный англо-кельтский фольклор, псалмы с текстами, относящимися, главным образом, к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись без музыкального сопровождения, они существовали, как вокальное произведение для солиста и хора. Позже, во второй половине XIX века возникают концертные образцы культовой музыки, написанные композиторами и перенесенные наноты. который назывался "Песни рабов США" (1867г.).Конечно, существует большое различие между чисто народной и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс. После окончания гражданской войны между Севером и Югом и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили некоторое право поступать учиться в институты, при университете Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский вокальный ансамбль "Фиск Джюбили Сингерс", который вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей. представляют собой результат сложного смешивания европейских и африканских традиций. Главным здесь были народные гимны англиканского происхождения инародный стиль пения этих гимнов (основанных на библейском материале) при этом роль западноафриканского ритма постепенно сокращалась, мелодияудлинялась и развивалась гармония. и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны из их числа среди джазменов - это “Swing Low, Sweet Chariot“, "Go Down, Moses", "Nobody Knows The Trouble I've Seen" и "Down By The Riverside", а тeма "When The Saints Go Marching In" попросту является своего рода гимном традиционного джаза(диксиленда). служить источником вдохновения для всей джазовой традиции в целом. Тому примером фрагменты из оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина, "Концерты священной музыки"Дюка Эллингтона, "Джазовая месса" Лало Шифрина и т.п. стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от английского слова "Евангелие" (Gospel). Госпел основывается на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются. Вгоспел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике, в характеревокала, исполнителю госпел-сонгов нередко аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют не только специализировавшаяся на них великолепная исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson), но и джазовые музыканты от Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до Хораса Сильвера (Horace Silver) и Чарли Хэйдена (Charlie Haden).
http://www.jazzpla.net/history/Spirituals.htm Махалия Джексон
Очень интересна не только музыка, но и тексты спиричуэлс. В их В основе чаще всего лежат библейские тексты, но нередко они имеют определенный подтекст. Например, среди чернокожих рабов, работавших на южных плантациях, были очень популярны спиричуэлс о пророке Моисее, который ввывл свой народ из рабства: (певец начинал) Сверакла молния, гром гремел, И Господь воззвал с небес: «О, Мой пророк, будь мудр и смел, Не оставайся здесь». «О, что б ни случилось, - ответил пророк, - Я не останусь здесь. Пусть будет дорога моя тяжела – Я не останусь здесь». (все прихожане подхватывали: Я не оснанусь здесь. Певец пел на разные лады, как Моиесей и его народ брели через пустыню и пр., а община каждый раз подхватывала: Я не останусь здесь). Были духовные песнопения и без «подтекста», например, о Самсоне и погубившей его красавице Далиле, начинавшейся словами: «Далила женщиной прекрасною была, Черны кудри, а кожа так бела» (и далее изложение грустной библейской истории). В спиричуэлс часто повторяюстя слова и целые строки-фразы, вроде: «Где ты был, когда Спасителя нашего распинали на кресте?»
Чарли Хейдон И, как правило, в них сквозит глубокая грусть, как в знаменитом: «Sometimes I feel like a motherless child@ (Иногда я чувствую себя, как дитя без матери). Перец опять же многократно повторял по ходу песни «Faraway, faraway is thy home» (Далеко-далеко твой дом и призывал стремиться туда, а прихожане подхватывали: Believe it! (Верь в это), повторяя эти слова многократно. |
Свежие комментарии