Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Спиричуэлс. Духовные песнопения афроамериканцев.

развернуть

Спиричуэлс. Духовные песнопения афроамериканцев.

Хорас Сильвер исполняет спиричуэлс.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовные песни (spirituals)

Важную роль в формировании афро-американской музыки 

играл процесс обращения в христианскую веру привезенных

из Африки рабов. Черные не возражали против приобщения

к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение.

Именно так и воспринимались догмы христианства, приспосабливаясь к реалиям рабского существования. Церковь трактовалась ими и как

возможность ухода от страшной реальной жизни.

По этим и другим причинаммузыка, звучащая в церкви для негров,

несла в себе и черты канонических европейских церковных

песнопений и всевозможных элементов языческих культов,

пришедших с их исторической родины. Степень проникновения

эстетических и музыкальных элементов африканского происхождения в

храмовую музыку зависела от разновидности христианства.

Как известно, наЮге США в большей степени процветал католицизм 

(испанцы и французы), тяготеющий к культовой символике, театрализации

 церемоний и, с другой стороны, более терпимый к атавизмам

\африканских культов. Строже относились к проявлениям язычества

протестанты, тем более пуритане, недовольные любым проявлением

легкомыслия.

   Не случайно особое развитие жанры афро-американской

духовной музыки получили именно в южных районах США.
Духовные песнопения североамериканских негров, так называемые

"спиричуэлс", возникли в США уже во 2-й половине 18-го века

вследствие обращения негров в христианство. Их первоначальным

источником служили религиозные гимны и псалмы, завезенные в

Америку белыми переселенцами и миссионерами. Спиричуэлс

 сочетают в себе отличительные элементы африканских

 исполнительских традиций (коллективная импровизация,

характерная ритмика глиссандо, нетемперированные

аккорды, особаяэмоциональность) со стилистическими чертами

 пуританских гимнов. В то же время они в меньшей степени 

африканские и в большей - европейские, чем вся остальная

 афро-американская музыка. Они представляли африканца как

мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее

 выразительным средством, благодаря которому весь мир

познакомился с негритянском музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна

и включает такие виды песен, как :
-"ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танцавсех участников

по кругу против часовой стрелки); 
-"сонг-сермон" (песни-проповеди)
-"госпел" и
-"джюбили сонгс" (песни прославления с короткой,

 ритмичной мелодией) 
-собственно "спиричуэлс" с продолжительной, плавной, непрерывной мелодией.

Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут 

(ring shout) - групповой танец поющих в молитве негров.

В своей кульминации этот обряддостигает высокого эмоционального 

накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. В музыкальном отношении ринг-шаут характеризуется развитой

 полиритмией, акцентированием слабой доли, вопрос-ответной формой.

Эта музыка характерна для внецерковных обрядовых собраний. В то же время жанр спиричуэл (spiritual), обладающий многими похожими чертами,

- это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся

существенным изменениям, пришедшим из ринг-шаут.

Как правило, это коллективная молитва с разделением функций проповедника и прихожан. Европейские жанры,

послужившие основой спиричуэл, это в первую очередь гимны,

светский идуховный англо-кельтский фольклор,

 псалмы с текстами, относящимися, главным образом,

к содержанию Ветхого Завета. Ранние спиричуэл исполнялись

без музыкального сопровождения, они существовали,

как вокальное произведение для солиста и хора.

Позже, во второй половине XIX века возникают

концертные образцы культовой музыки, написанные

 композиторами и перенесенные наноты.
Они были включены в первый сборник негритянских мелодий,

который назывался "Песни рабов США" (1867г.).Конечно,

существует большое различие между чисто народной

и аранжированной, концертной формой исполнения спиричуэлс.

После окончания гражданской войны между Севером и Югом

и отмены рабства в 1865 г., когда черные впервые получили

некоторое право поступать учиться в институты, при университете

Фиска в Нэшвилле в 1871 г. был организован негритянский

 вокальный ансамбль "Фиск Джюбили Сингерс", который

вскоре совершил свои концертные гастроли по стране и за границей.
Как и вся остальная афро-американская музыка, спиричуэлс 

представляют собой результат сложного смешивания европейских 

и африканских традиций. Главным здесь были народные

 гимны англиканского происхождения инародный стиль

пения этих гимнов (основанных на библейском материале)

при этом роль западноафриканского ритма постепенно

сокращалась, мелодияудлинялась и развивалась гармония. 
Спиричуэлс значительно повлияли на зарождение, формирование

и развитие джаза, многие из них до сих пор используются джазовыми

музыкантами в качестве тем для импровизаций. Наиболее популярны

из их числа среди джазменов - это “Swing Low, Sweet Chariot“,

"Go Down, Moses", "Nobody Knows The Trouble I've Seen" и

"Down By The Riverside", а тeма "When The Saints Go

Marching In" попросту является своего рода гимном

традиционного джаза(диксиленда).
Религиозная музыка негров по-прежнему продолжает

служить источником вдохновения для всей джазовой традиции 

в целом. Тому примером фрагменты из оперы "Порги и Бесс" 

Джорджа Гершвина, "Концерты священной музыки"Дюка Эллингтона,

"Джазовая месса" Лало Шифрина и т.п.
Модификацией спиричуэл в применении к новому веку

стал жанр госпел-сонг. Его название происходит от

английского слова "Евангелие" (Gospel). Госпел основывается

на евангелических текстах, но отличия этим не исчерпываются.

Вгоспел проникли многие элементы джаза, в том числе в ритмике,

в характеревокала, исполнителю госпел-сонгов нередко

аккомпанируют джазовые музыканты. Этот жанр представляют

не только специализировавшаяся на них великолепная

 исполнительница госпел Мэхэлия Джексон (Mahalia Jackson),

но и джазовые музыканты от Луи Армстронга (Louis Armstrong)

и Дюка Эллингтона (Duke Ellington) до Хораса Сильвера (Horace Silver)

и Чарли Хэйдена (Charlie Haden).

 

http://www.jazzpla.net/history/Spirituals.htm

Махалия Джексон

 

Спиричуэлс. Духовные песнопения афроамериканцев.Очень интересна не только музыка,

но и тексты спиричуэлс. В их В основе чаще всего лежат библейские

тексты, но нередко они имеют определенный подтекст.

Например, среди чернокожих рабов, работавших на южных

плантациях, были очень популярны спиричуэлс о пророке

Моисее, который ввывл свой народ из рабства:

(певец начинал) Сверакла молния, гром гремел,

И Господь воззвал с небес:

«О, Мой пророк, будь мудр и смел,

Не оставайся здесь».

«О, что б ни случилось, - ответил пророк, -

Я не останусь здесь.

Пусть будет дорога моя тяжела –

Я не останусь здесь».

(все прихожане подхватывали: Я не оснанусь здесь.

Певец пел на разные лады, как Моиесей и его народ

брели через пустыню и пр., а община каждый раз подхватывала: Я не останусь здесь).

Были духовные песнопения и без «подтекста»,

например, о Самсоне и погубившей его красавице

Далиле, начинавшейся словами:

«Далила женщиной прекрасною была,

Черны кудри, а кожа так бела»

(и далее изложение грустной библейской истории).

В спиричуэлс часто повторяюстя слова и целые строки-фразы,

вроде: «Где ты был, когда Спасителя нашего распинали на кресте?»

 

Спиричуэлс. Духовные песнопения афроамериканцев.

Чарли Хейдон

И, как правило, в них сквозит глубокая грусть, как

в знаменитом: «Sometimes I feel like a motherless child@

(Иногда я чувствую себя, как дитя без матери).

Перец опять же многократно повторял по ходу песни

«Faraway, faraway is thy home» (Далеко-далеко твой дом

и призывал стремиться туда, а прихожане подхватывали:

Believe it! (Верь в это), повторяя эти слова многократно.

 

 
 

 


Опубликовала , 09.09.2015 в 23:36
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Даниил Носков
Даниил Носков 10 сентября 15, в 22:09 Прекрасный материал. Георгий был бы в восторге. Я обязательно пстараюсь,чтобы он это увидел. Текст скрыт развернуть
0
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Даниил Носков 10 сентября 15, в 22:41 Буду очень рада. Еще бы и музыку как-то тут послушать... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2

Поиск по блогу

Последние комментарии

Сергей Краснов
Владимир Шебзухов
Oleg Modestov
Очень хочется сохранить как можно больше генеральских должностей.
Oleg Modestov Нужна ли России профессиональная армия?
Rossi
Спасибо за интересную статью!
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Щит ингушей:
https://23021944.livejournal.com/31077.html
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Григорий Самолов
Юлия ******* (+++++++)
константин мельников
Александр