На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Комитас

 

24 апреля 1915 - 24 апреля 2015

Геноцид армян. 100 лет. 

КОМИТАС

 

(Согомон Геворкович Согомонян(8 X 1869КутинаТурция - 22 X1935ПарижЯ был всегда и останусь плененный музыкой Комитаса.

АХачатурян

Выдающийся армянский композиторученый-фольклористпевецхоровой дирижерпедагогмузыкально-общественный деятельКомитас сыграл исключительно важную роль в становлении и развитиинациональной композиторской школыЕго опыт претворения традиций европейской профессиональноймузыки на национальной почве и в частности многоголосные обработки монодийных (одноголосныхпосвоей природе армянских народных песен имели огромное значение для последующих поколенийармянских композиторовКомитас является основоположником армянской музыкальной этнографии,внесшим неоценимый вклад в национальную музыкальную фольклористику, - им была собранабогатейшая антология армянской крестьянской и древнегусанской песни (искусство певцов-сказителей).

Многогранное искусство Комитаса открыло миру все богатство армянской народнопесенной культурыЕгомузыка впечатляет удивительной чистотой и целомудренностьюПроникновенная мелодика,тонкоепреломление ладогармонических особенностей и колорита национального фольклораизысканнаяфактурасовершенство формы характерны для его стиля.

Комитас является автором относительно небольшого числа произведенийсреди которых Литургия("Патараг"), миниатюры для фортепианосольные и хоровые обработки крестьянских и городских песен,отдельные оперные сцены ("АнушЖертвы деликатностиСасунские богатыри"). Благодаря выдающимсямузыкальным способностям и замечательному голосу рано осиротевшего мальчика в 1881 гзачисляютвоспитанником Эчмиадзинской духовной академииЗдесь полностью раскрывается его незаурядноедарование: Комитас знакомится с европейской теорией музыкизаписывает церковные и народные песни,делает первые опыты хоровой (многоголоснойобработки крестьянских песен.

После окончания курса Академии в 1893 гего возводят в сан иеромонаха и в честь выдающегосяармянского гимнотворца VII вприсваивают имя КомитасВскоре Комитаса там же назначают учителемпенияпараллельно он руководит хороморганизует оркестр народных инструментов.

В 1894-95 ггпоявляются в печати первые комитасовские записи народных песен и статья "Армянскиецерковные мелодии". Осознавая недостаточность своих музыкально-теоретических познанийв 1896 г.Комитас едет в Берлин с целью восполнить свое образованиеВ течение трех лет в частнойконсерватории РШмидта он изучает курсы композицииберет уроки игры на фортепианопения ихорового дирижированияВ университете Комитас посещает лекции по философииэстетикевсеобщейистории и истории музыкиРазумеетсяв центре внимания - богатая музыкальная жизнь Берлинагде онслушает репетиции и концерты симфонического оркестраа также оперные спектаклиВо времяпребывания в Берлине он выступает с публичными лекциямипосвященными армянской народной ицерковной музыкеАвторитет Комитаса как фольклориста-исследователя столь высокчто Международноемузыкальное общество избирает его своим членом и публикует материалы его лекций.

 

В 1899 гКомитас возвращается в ЭчмиадзинНачинаются годы его наиболее плодотворной деятельностив различных сферах национальной музыкальной культуры - научнойэтнографической,творческой,исполнительскойпедагогическойОн работает над капитальным "Этнографическим сборником",записывает около 4000 армянскихкурдскихперсидских и турецких церковных и светских напевов,занимается расшифровкой армянских хазов (нотных знаков), изучением теории ладовсамих народныхпесенВ эти же годы он создает отмеченные тонким художественным вкусом обработки песен для хора безсопровождениявключаемые композитором в программы своих концертовПесни эти различны пообразно-жанровой принадлежности: любовно-лирическиешуточныеплясовые ("ВеснаШествуйХодил,сверкал"). Есть среди них трагические монологи ("ЖуравльПесня бездомного"), трудовые ("ЛорийскийоровелПесня гумна"), обрядовые картины ("С утренним приветом"), эпико-героические ("ХрабрецыСипана") и пейзажные ("Луна нежна") циклы.

В 1905-07 ггКомитас много концертируетвозглавляя хорведет активную музыкально-пропагандистскуюдеятельностьВ 1905 гвместе с созданным им в Эчмиадзине хоровым коллективом он направляется втогдашний центр музыкальной культуры Закавказья Тифлис (Тбилиси), где с большим успехом проводитконцерты и лекцииГод спустяв декабре 1906 гв Париже своими концертами и лекциями Комитаспривлек внимание известных музыкантовпредставителей научного и художественного мираВыступленияимели большой резонансХудожественная ценность обработок и оригинальных сочинений Комитаса стользначительначто дала основание КДебюсси сказать: "Если бы Комитас написал только "Антуни"" ("Песнябездомного". - ДА.), "то и это было бы достаточно для тогочтобы считать его крупным художником". ВПариже публикуются статьи Комитаса "Армянская крестьянская музыкаи сборник обработанных им песен"Армянская лира". Позднее состоялись его концерты в ЦюрихеЖеневеЛозаннеБернеВенеции.

Возвратившись в Эчмиадзин (1907), Комитас в течение трех лет продолжает свою интенсивнуюмногогранную деятельностьЗреет план создания оперы "Ануш". Вместе с тем взаимоотношения междуКомитасом и его церковным окружением все более ухудшаютсяОткрытая вражда со стороныреакционного духовенстваполное непонимание ими исторического значения его деятельностизаставляют композитора покинуть Эчмиадзин (1910и обосноваться в Константинополе с надеждойсоздать там армянскую консерваториюХотя реализовать этот план ему не удаетсятем не менее Комитасс прежней энергией занимается педагогической и исполнительской деятельностью - в городах Турции иЕгипта он проводит концертывыступая в качестве руководителя организуемых им хоров и солиста-певца.Граммофонные записи пения Комитасаосуществленные в эти годыдают представление о его голосемягкого баритонального тембраманере пенияисключительно тонко передающей стиль исполняемойпесниПо существу он явился создателем национальной школы пения.

По-режнему Комитаса приглашают для чтения лекций и докладов в крупнейшие музыкальные центрыЕвропы - БерлинЛейпцигПарижДоклады об армянской народной музыкесостоявшиеся в июне 1914гвПариже на конгрессе Международного музыкального обществапроизвелипо его словамгромадноевпечатление на участников форума.

Творческую деятельность Комитаса прервали трагические события геноцида - массовой резни армян,организованной турецкими властями11 апреля 1915 гпосле тюремного заключения он вместе с группой крупных армянских деятелей литературы и искусства ссылается в глубь ТурцииПо ходатайствувлиятельных лиц Комитаса возвращают в КонстантинопольОднако увиденное настолько тяжелоотразилось на его психикечто в 1916 гон оказывается в больнице для душевнобольныхВ 1919 г.Комитаса перевозят в Парижгде он умираетОстанки композитора погребены в Ереванском пантеонедеятелей науки и искусстваТворчество Комитаса вошло в золотой фонд армянской музыкальнойкультуры

 

О его кровной связи со своим народом прекрасно сказал выдающийся армянский поэт ЕгишеЧаренц:

Певецнародом ты вскормлен,

воспринял песню от него ты,

о радости мечталкак он,

его страданья и заботы

ты разделял в своей судьбе -

за токак мудрость человечья,

с младенчества далось тебе

народа чистое наречье.

 

http://classic-online.ru/ru/composer/Komitas/3746

 

 

Комитас

Комитасу и скорбным событиям того года посвящена и поэма Паруйра Севака "Неумолкаемая колокольня":

ПРЕРВАННЫЙ ЗВОН

Опять вернулся из Европы он домой
К молчавшим хазам и ГУСАНУ своему,
Опять Ануш его звала порой ночной
И горделиво басом пел Вардан ему.

Он должен памятник из звуков изваять,
Чтоб тот возвышенностью чувств и красотой
Горе Сасунской величавой был под стать,
Он должен в песне и сердечной, и простой
О Багдасаре, Санасаре спеть тепло,
Из Мсра идущее, проклясть он должен зло,
Чтоб с песней пахаря Давид - совсем юнец -
Один, без упряжи
И даже без волов,
Мог плуг тащить по полю из конца в конец,
Чтоб на виду у всех друзей и всех врагов
Владельца Мсра сразил мечом своим храбрец…

Он должен был…

Под черной ризою ночной
Вставало утро,
Озарив голубизной,
И становилось все теплее и ясней,
Все чище, ярче становилось и нежней.
И сердца - гул в груди.
Он об одном твердит -
Твори мелодию!
Пускай нас зной палит,
Пусть истощает нас - 
Ты музыку твори!
Перед лицом врага,
Что нас берет в кольцо,
Напевам чудным вопреки,
Ему в лицо
Своею музыкой в ответ ты говори,
До часа смертного
Ты музыку твори!

И он творил, за инструментом день встречал,
Родник обильный, он обязан был творить,
Печалясь песнею - он разгонял печаль,
Пел о надежде, чтобы веру возродить,
Но… в ночь ужасную, что налетела вдруг,
Оделись в кровь поля зеленые вокруг,
Надежды, вера, грезы, жизнь и прочный дом - 
Средь бела дня вдруг оказались скверным сном.

На мир беспомощный надвинулась, грозна,
Мир пожирающая, черная война…

ЗВОН ТРЕВОГИ

Война мир пожирала. 
А была весна…

Снег на вершинах
Обожгла голубизна,
Слезился он прозрачно, 
Порванный в клочки,
И, с гор сбегая,
Превращался в ручейки,
С высот, таких любимых,
Он срывался вниз,
И с ревом вдаль его рыдания неслись,
С тоски он, как змея вишап, кататься стал,
Себя в ущелья и на скалы он бросал
И, став рекою новой, вдаль валы катил,
Но для прощения он слов не находил,
Как женщина, когда покинута она.

 

Смерть, кровь
Царили в мире,
А была весна…

 

Всю поэму можно читать здесь - 

http://www.genocide.ru/lib/sevak-p.htm

 

Картина дня

наверх