На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Херсонес в составе Византийской Империи

Херсонес (Херсон) в составе Византийской империи

 

После разделения Великой Римской империи на Западную и Восточную Херсон (сокращенная форма названия города окончательно вытеснила старое приблизительно к концу VI в.) становится одним из пограничных рубежей Византийской империи и на протяжении всего средневекового периода остается главным форпостом Византии в Северном Причерноморье. Византийская администрация прилагала все усилия для сохранения контроля над этим стратегически важным пунктом, через который Константинополь осуществлял наблюдение за передвижениями степных народов и проводил политику нейтрализации наиболее опасных соседей путем натравливания одних племен на другие. Самому городу соседство с варварами обеспечило роль экономического, торгового и культурного центра Крыма. Однако, жители центральных районов Византии всегда воспринимали Херсон как далекий, провинциальный город, расположенный "в самой крайней точке римского мира" (Прокопий Кессарийский, VI в.), как место ссылки неугодных Константинополю политических и церковных деятелей (среди сосланных в Херсон были папа Мартин I (655 г.), Юстиниан II (695г.), кесари Никифор и Христофор (775 г.) и др.).

 

 

Политическая история Херсона[вверх]

 

Удаленность от Константинополя способствовала усилению в городе сепаратистских настроений. До середины IX в. византийские чиновники вынуждены были делить власть с представителями местного самоуправления, которые стремились проводить свою, независимую от центрального правительства политику. Одна из самых ярких страниц истории города - участие в борьбе за престол, развернувшейся между императором Юстинианом II и ставленником херсонеситов Варданом-Филиппиком и победа в ней последнего (начало VIII в.). Стремление Херсона к независимости всегда беспокоило центральное правительство, и в 841 году Херсон становится центром фемы - военно-административного округа во главе с назначаемым из Константинополя стратегом. Однако, это не укротило мятежный дух города и в конце Х в. херсонеситы, вероятно, присоединились к восстанию малоазийских феодалов Варды Фоки и Варды Склира. Подавить восстание в Малой Азии Василию II помог 6-тысячный русский корпус, а мятежный Херсон усмирил киевский князь Владимир. За помощь византийцы вынуждены были отдать Владимиру в жены дочь Романа II, принцессу Анну. В древнерусских летописях Херсон (Корсунь) упоминается как место крещения киевского князя Владимира.

 

Христианский Херсон [вверх]

 

Особую страницу составляет церковная история Херсона. Агиографические легенды относят начало христианизации города к I в. н.э. и связывают её с именами Андрея Первозванного и Климента Римского. Согласно другому агиографическому источнику, Житиям епископов Херсонских, первые христианские проповедники прибыли в Херсон из Иерусалима, а победа христианства в городе стала возможной благодаря вмешательству самого Константина Великого, который в помощь епископу Капитону присылает отряд баллистариев. Однако, археологические и эпиграфические источники позволяют несколько скорректировать эту легендарную реконструкцию. Самые ранние христианские памятники города датируются только второй половиной IV в. и говорят о проникновении христианства в Херсон не из Палестины, а из Малой Азии; фигурирующий в Житиях военный гарнизон появляется здесь значительно позднее времени правления Константина - при Валенте, который к тому же присылает его не с целью насильственного внедрения христианства, а для обеспечения безопасности города во время затеянной императором войны с готами; подпись же епископа Эферия, который, согласно Житиям, был современником Диоклетиана, стоит под актами Второго Вселенского собора, проходившего в 381 году в Константинополе. Приписывая инициативу образования херсонской епархии иерусалимскому епископу и выводя на сцену основоположника христианской империи Константина Великого, автор Житий, сам являвшийся, по-видимому, херсонесским епископом, стремится доказать высокое положение местной церкви в церковной иерархии и связать историю города с яркими страницами имперской истории.

 

Миссия Константина Философа [вверх]

 

В 860-861 гг. в Херсоне побывал один из создателей славянской азбуки Константин Философ (Кирилл). Во время своего почти годового пребывания в городе он обрел мощи св. Климента Римского, в конце I в. н. э. сосланного в Херсон и погибшего здесь от рук язычников. У нас есть возможность проследовать тем же маршрутом, по которому Константин нес мощи св. Климента. Археологические раскопки, проводимые на территории Херсонесского городища вот уже более 160 лет, позволяют предположительно определить местонахождение храмов, упомянутых в Слове на перенесение мощей св. Климента, написанном самим Константином Философом. Позднее часть мощей была передана Римскому Папе и до сих пор покоится в базилике св. Климента в Риме. Другая часть хранилась в Херсоне свыше 100 лет, а в 989 году была перенесена в Киев князем Владимиром и положена в одном из приделов Десятинной церкви, с которой они, по всей видимости, сгорели при разгроме Киева Батыем.

 

Упадок и гибель Херсона [вверх]

 

С 1223 года постоянные опустошительные набеги на Крымский полуостров совершают монголо-татары. Первый раз Херсон был разрушен в третьей четверти XIII в., возможно ханом Ногаем в 1278 г. После этого похода город уже никогда не был восстановлен в прежних границах, и его площадь сокращается практически до размеров Портового района. Кроме того, возникновение в Крыму итальянских колоний, ставших центром предпринимательской деятельности венецианских и генуэзских купцов и перемещение основных торговых путей на восточное побережье Крыма ускорили падение Херсона и к концу столетия его роль как крупного торгового центра сократилась до минимума. Бедственное положение города в это время подтверждают документы константинопольского патриархата, описывающие крайнюю нищету херсонской церковной кафедры. Так, в первой половине XIV в. (1318-1347 гг.) константинопольский патриарх вынужден взять у вновь назначенного херсонского митрополита (в ранг митрополии Херсонская епархия была возведена в 1280 году) Иеремии письменное обязательство в том, что он не будет искать причины оставаться в Константинополе и не будет просить о переводе в другое место. А в конце XIV в., терпя крайнюю бедность, херсонесский митрополит захватывает приходы соседей - Готской и Сугдейской епархий. В 1399 году Херсон был разрушен татарами окончательно и на месте некогда процветавшего города остались уже никогда не возродившиеся руины, и последний рукоположенный в 1440 году митрополит Херсона, жил уже не в городе, а где-то в окрестностях. Однако, руины Херсона не были оставлены в покое: сначала генуэзцы опасаясь, что турки используют его развалины в своих целях, разбирали его оборонительные стены, а затем турки вывозили из города в больших количествах мраморные архитектурные детали. К счастью, сам город более никогда не застраивался, что и сохранило до нашего времени непотревоженными верхние слои городища, слои пожара и разрушения, которые дают материал для полномасштабного изучения жизни поздневизантийского города.

Картина дня

наверх