Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История лаковой миниатюры. Русская лаковая миниатюра

развернуть

Русская лаковая миниатюра

 

Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.

Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. При раскопках древних могил обнаружены лаковые изделия, относящиеся к эпохе Шань Инь (1766-1122 гг. до н.э.). Лаком покрывали домашнюю утварь, посуду и церемониальные сосуды, конскую упряжь, луки и стрелы, украшали экипажи. Лаками писали как чернилами, использовали для защиты поверхности изделий и в декоративных целях.

Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею, Японию, страны Индокитая, Индию и Персию. Способы изготовления лаков в большой мере определялись существованием в этих регионах лаковых деревьев (в Китае "ци-шу", в Японии "уруси-но-ки", во Вьетнаме "кэй-шон"). Каждая страна развивала лаковую технику по-своему, что-то заимствуя у соседей, совершенствуя их опыт и привнося в него собственный. Японцы, познакомившись с китайскими лаками, превзошли их, особенно в росписи с применением золотого и серебряных порошков в технике "макиэ" и "насидзи".

В Иране использовали особый лак, составной частью которого был сандарак - душистая смола североафриканского хвойного дерева, уступающая по качеству лакам Китая и Японии. В Индии, где лаковое искусство было известно с XV-XVI веков, лак изготовлялся из льняного семени и камеди.

Восточные лаки отличаются высочайшим уровнем и культурой технологии. Лаковое покрытие остается твердым и гибким после высыхания, не реагирует на горячую воду, не имеет запаха, противостоит биологическому разрушению. Лак дешев, гигиеничен, его можно расписывать, формовать, лепить и резать. Лак можно наносить на любую поверхность, плоскую и фигурную, на дерево, бумагу, ткань, кожу, металл, камень.

Плененные красотой необычных изделий, и европейские мастера создают в XVII веке мастерские по производству изделий с росписью "под Китай". Но технология изготовления европейских лаков значительно отличается от восточной, отражая не только различия в исходных материалах, но и в климатических условиях, традициях, образе жизни.

Родиной европейских лаков считается бельгийский Спа. Лаковое производство здесь быстро превратилось в ведущую отрасль галантерейной продукции. Коробочки наборов для шитья, бонбоньерки, табакерки, очечники, сигаретницы, шкатулки для чая и пряностей, пудреницы, шкатулки для украшений, туалетные гарнитуры - все это изготавливалось из букового дерева. Изделия пользовались большой популярностью у отдыхающих на знаменитом европейском курорте - водах Ардена. Спаское лаковое искусство достигло своего расцвета в XVIII веке, когда местные художники объединились в особую гильдию.

В 1726 году графом Конде Бурбонским была создана мануфактура в Шантильи. Она просуществовала вплоть до революции 1789 года. Особую славу французским лакам принесли братья Мартен. Они изобрели рецепт, улучшивший копаловый (термином "копал" обозначают смолы тропического происхождения, отличающиеся особой прозрачностью и прочностью) лак из Занзибара, обработав его терпентиновым маслом. Были у них и другие секреты. Все эти мастера обслуживали самую богатую верхушку аристократии, создавая дорогие образцы мебели, чайные подносы, рамы, бокалы, чашки, футляры для часов и прочие предметы роскоши. В стилистическом плане эти вещи в основном были подражанием восточным лакам.

Расцвет немецких лаков связан с именем Иоганна Генриха Штобвассера (1740-1829). Его мануфактура в Брауншвейге была ориентирована на клиентов из широких буржуазных слоев. Ей предшествовала лаковая кустарная мастерская Иоганна Христофа Лезье (ум. 1730), известная с 1717 года. Помимо мебели Лезье изготовлял подносы, ларцы, письменные принадлежности, щетки, мелкую утварь. В его продукции ощущалось большое влияние английских образцов. На мануфактуре Штобвассера изготовлялись мебель (столы, комоды, письменные шкафы), подносы, декоративные тарелки, шкатулки, ларцы различного назначения, табакерки, палки с набалдашниками. Делались на заказ и особо крупные изделия - кареты для торжественных выездов прусского двора. Мелкие предметы раскрашивались в основном пейзажной живописью нидерландских мастеров, морскими сюжетами, портретами в романтическом стиле, орнаментальными мотивами, эротическими сценами.

В России постоянный интерес к лакам стал проявляться с петровских времен. Но еще при Алексее Михайловиче (1629-1676) в китайском стиле украшались отдельные покои коломенского дворца под Москвой. Благодаря торговым контактам с Китаем появляются лакированные деревянные подносы, ширмы, веера. В 1721 году один из кабинетов Петра I в петергофском дворце Монплезир был украшен 94-мя лаковыми панно, исполненными русскими мастерами Иваном Тихоновым и Перфилием Федоровым со товарищи в восточном стиле "под Китай" под руководством голландского художника Гендрика ван Брумкорста, работавшего в России до 1744 года. Ознакомившись с крупными европейскими мануфактурами, Петр I закупил партию мебели с лаковой живописью и пригласил иностранных мастеров "лакирного дела" на работу в Россию. В России в разное время работали такие известные мастера, как Ноель Миреаль, Карл Андреас Трамблен, Франциск и Шварц Конрад, Торин и другие. Учеников посылали для обучения лаковому делу за рубеж, а после создания в 1757 году Академии художеств лаковому делу обучались в ее классах. В петровские времена существовал "Лакирный двор", который располагался в так называемом Итальянском доме Екатерины I на берегу Фонтанки. Там находились мастерские и склады. В 1761 году Федор Власов расписал дворец Петра III в Ораниенбауме, являющийся уникальным памятником искусства.

Во второй половине XVIII века появляются та­бакерки, украшенные металлическими чеканны­ми медальонами с портретами Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий. Искусство художников-миниа­тюристов как художественное явление формиро­валось под воздействием русской живописи XVIIIXIX веков, в то же время художники, со­здавшие лаковые изделия, были плоть от плоти народа и привносили в свое творчество ярко деко­ративную народную традицию.

Массовое производство лаковых изделий в России начинается в конце XVIII века, и честь ос­нования этого дела принадлежит московскому купцу П. И. Коробову, имевшему под Москвой фа­брику по изготовлению лаковых козырьков для русской армии. В 1795 году он пригласил из Гер­мании нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике про­изводство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел, мно­гие из них были талантливыми крепостными ху­дожниками.

Процесс изготовления лаков очень сложен и трудоемок, требует множества операций. Первая стадия обработки еще не родившегося изделия на­зывается "опиловкой", при которой ленты карто­на или бумаги намазываются клеем и наматыва­ются на деревянную форму. Два-три раза их за­кладывают в ручной деревянный пресс, где они плотно сжимаются. Прессованный картон, при­нявший форму основания изделия, просушивает­ся в печи, затем к нему добавляются остальные части - крышка и дно. Все вместе погружают на пропитку в котел с маслом, после чего вновь высу­шивают в печи. В результате картон приобретает прочность высших сортов сухого дерева, и заго­товка свободно пилится, строгается, обрабатыва­ется на токарном станке. После опиловки изделие покрывается грунтом из глины с сажей, замешан­ной на олифе, шлифуется пемзой и покрывается многократно черным и светлым лаком, каждый раз при этом просушиваясь в печи. Затем изделие покрывается лаком, просушивается и полируется вручную.

 

 

 

 

 


Ключевые слова: Комоды
Опубликовал , 23.05.2010 в 21:37
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:39 Интересным видом коробовской продукции были недорогие табакерки, покрытые светлым лаком. На их крышки наклеивались бумажные кар­тинки-гравюры с изображением важнейших событий того времени: эпизоды Отечественной вой­ны 1812 года, военные действия против турок 1828-1829 годов. Это была своеобразная народная газета, в которой находили отклики все злободневные события. О том, что эти табакерки высо­ко ценились и бережно сохранялись, свидетельст­вует крышка от табакерки с живописным изобра­жением пожара Москвы и приведенными там же словами: "Огонь сей будет в роды родов освещать лютость Наполеона и славу России". Выполнен­ная, видимо, во втором десятилетии XIX века, та­бакерка не сохранилась полностью, но крышка была вставлена в бронзовую рамку и продолжала служить как настенный медальон. Текст скрыт развернуть
4
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:39 Широкий отклик получила и война с турками. Поэтому на табакерках появляются то изображе­ние сцены морской баталии: "Сожжение турецко­го флота в Наварине", то карта военных действий, то изображение славного соотечественника с над­писью: "Под крепостью Варною капитан Павлов отнимает 5 знамен 1826 года 19 августа".

Дело Коробова продолжил его зять П. Лукутин, который не только усовершенствовал и расширил производство таковых изделий, но сумел добиться такого высокого качества миниатюры, что она стала ярким художественным явлением в русском искусстве. Изделия же фабрики на про­тяжении всего XIX века назывались лукутинскими. В 1828 году П. Лукутин получил право клей­мить их изображением государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышек лукутинских табакерок, коробок, портсигаров обычно золотой краской по красному фону изоб­ражался двуглавый орел и инициалы или фами­лия владельца - "ФПЛ", "фабрика П. и А. Лукутиных" и т. д.

1830-е годы были периодом становления лукутинской миниатюры, разработки различных тех­ник и способов оформления. В эти годы появились изделия, выполненные в технике цировки, при которой изделие обертывается металлической пластиной (фольгой), покрывается черным или другим темным лаком, а затем по нему резцом процарапываются различные орнаментальные узоры, открывая глазу золотистую линию метал­лической основы.

Живописные миниатюры, которыми оформ­ляются в основном все изделия, пишутся маслом в технике многослойного письма, обычно в три-че­тыре слоя. Каждый слой покрывался лаком и про­сушивался. Выполнялась роспись двумя способа­ми: "по-плотному" и "по-сквозному". Первый про­изводился непрозрачными корпусными краска­ми. Эта техника обеспечивала прочность красоч­ного слоя и давала значительный простор для ко­лористического решения, способствуя развитию цветовой гаммы. Способ "по-сквозному" выпол­нялся прозрачными лессировочными красками.
Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:40 Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, что давало возможность чередовать глубокие насыщенные тона с нежными и мягкими, а плотные - с прозрачными. В этой манере выпол­няется абсолютное большинство миниатюр лукутинской фабрики. В то же время не ослабевает ин­терес к историческому прошлому России и на фа­брике расписывается значительное число миниа­тюр с портретами Петра I, А. В. Суворова, блиста­тельного сподвижника Петра I - Якова Долгору­кова, спасшегося из шведского плена и угнавшего вражеский фрегат. Получили распространение также коробочки, табакерки и шкатулки с вида­ми двух российских столиц. Такова живопись на шкатулке для сигар, на крышке которой выпол­нено изображение Московского Кремля. Не менее популярны были виды Петербурга. На одной из табакерок представлена сценка, изображающая катания с ледяных гор на масленицу, устроенные в Петербурге на Невском проспекте. Она очень де­коративна, хотя в ней нет еще богатства полной лукутинской палитры, и напоминает цветную ли­тографию. Сложность техники и мастерство художника проявляются и в другой работе - миниа­тюре, изображающей вид на Каменноостровский дворец в Петербурге. Роспись подражает технике мозаики, где вся красочная поверхность выполне­на маленькими точечными мазками, имитирую­щими кусочек смальты, из которой складывалась мозаика. Много архитектурных пейзажей исполь­зовались при копировании с картин зарубежных художников. Копией с картины неизвестного гол­ландского художника является пейзаж, выпол­ненный на большом подносе в коричнево-золотис­той гамме с мягкими переходами тонов корпусно­го письма. В отличие от него живопись на миниа­тюрной табакерке с видом на Дворец дожей в Ве­неции выполнена тончайшими лессировками по перламутровой подкладке, придающими краскам яркость и прозрачность. Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:40 Расцвет лукутинской миниатюры падает на 40-50-е годы XIX века, когда она отличается особым богатством орнаментальных форм, тонко­стью живописных решений, прочной связью жи­вописи с черным фоном, с формой и назначением самого предмета. Золотистым орнаментом изящ­ных арабесок по теневому размытому фону, под­ражающему перламутровому мерцанию серовато-жемчужных, розовато-коричневых тонов, завер­шено декоративное решение на группе табакерок и шкатулок этого времени. Оно тонко сочетается то с живописными миниатюрами женских порт­ретов, то с прекрасно выписанной сценой кресть­янских посиделок. Иногда в декоративном оформ­лении изделий применялись вставки из фарфора, расписанного на мифологические сюжеты. Дела­лись попытки изготовления изделий с рельефным изображением, которое также расписывалось. Фигуры, вылепленные в рельефе, получались бо­лее объемными, приобретали легкую округлость и мягкость силуэта.\

Долгие творческие поиски, повышение мас­терства художников, многие из которых отправлялись учиться в Строгановское училище или кончали рисовальную школу, созданную Лукутиным при фабрике, позволили создать свои непо­вторимые традиции живописного промысла. В этот период продолжает создаваться большое число копий с оригиналов русских и западных ху­дожников, в основном в плане бытового жанра. Однако это было не просто копирование, а творче­ская переработка сюжетов с сокращением числа персонажей, отдельных деталей и упрощением композиции, с явной тенденцией к устойчивым симметричным акцентам, которые близки народ­ной традиции. Это была и сложная переработка, так как она заключала в себе создание принципи­ально новой декоративной миниатюры, неразрыв­но связанной с самим изделием. Широко исполь­зовался сюжет французского художника П. Русселя "Бабушкины сказки". То на шкатулках, то на табакерках появляется эта полюбившаяся мас­терам сцена. На миниатюрных табакерках она но­сит камерный характер, а на большой чайнице приобретает торжественное звучание, так как вписана в сложную форму. Сравнение в различ­ных вариантах этого сюжета раскрывает процесс работы художника-миниатюриста, дает возмож­ность почувствовать то мастерство и умение, с ко­торым он создавал и изменял свои декоративные композиции.
Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:40 Маленькая изящная миниатюра украшает овальную табакерку, расписанную под черепаху. На крышке ее — копия с оригинала художника Индейцева с изображением вида на Московский Кремль и Большой Каменный мост. Плавные мяг­кие контуры кремлевских башен насыщают лег­кими вертикалями всю миниатюру, наполняя ее спокойными строгими ритмами. Сдержанной кра­сотой проникнута живопись в миниатюрах "От­дых во время сенокоса", "Перевоз сена в лодке", "Уличный торговец", в которых отразился значи­тельный интерес к народной жизни. Одной из луч­ших является миниатюра на круглой табакерке с изображением солдата с ребенком. Обе фигуры ис­полнены росписью "по-плотному" в серовато-ко­ричневой гамме, овеяны мягким лиризмом и гру­стью. Неоднократно прорабатывалась тема крес­тьянской пляски, использованная с оригинала П. Русселя "Вечер", так полюбившаяся мастерам и трактуемая ими в характере народного искусства.

Одной из излюбленных тем в 1860-х годах ста­новится изображение чаепития. Чаепитие издав­на известно в различных видах народного искус­ства как один из важнейших обрядовых сюжетов. Неоднократно повторенное в лукутинской миниа­тюре оно также становится ведущей темой в сце­нах из жизни и быта народа. Один из его вариан­тов выполнен на коробочке-спичечнице, изготов­ленной в начале 1860-х годов. Строго уравнове­шенная симметричная композиция с сидящими друг против друга статичными фигурами двух крестьян насыщена спокойствием. Черный фон создает глубину и объемность фигур, подчеркива­ет пространственную выразительность красочной гаммы, в которой использованы тончайшие лесси­ровки письма "по-сквозному".

Во второй половине XIX века появились и не­сколько десятилетий были традиционными не только сцены чаепития, но и другие сюжеты, взя­тые из народной жизни. Излюбленные из них: тройки зимние, летние, то веселые и озорные, то торжественно спокойные, но всегда яркие, со звонко звучащим колоритом, подчеркивающим экспрессию движения.
Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:40 В 1880-1890 годах фабрика Лукутина продол­жает выделывать изделия традиционного плана, миниатюра на подносе с оригинала А. Трутовского - иллюстрация к басне И. А. Крылова "Кот и повар". Тонкостью живописи отличается жанро­вая сценка, выполненная на обложке меню зван­ного обеда 1890 года: купец и приказчик, играю­щие в шашки. Строгой и спокойной композиции соответствует утонченность колористических от­тенков и мягкость цветовой гаммы миниатюры.

К концу XIX века лукутинская миниатюра по­степенно приходит в упадок. Снижается мастерст­во рисунка, появляется много аляповатых сочета­ний цвета, на смену мастерству приходит ремес­ленничество. В 1904 году фабрика закрывается.

В 1910 году в Федоскино была создана артель, объединившая многих лукутинских художников-живописцев по лаку. Их усилиями был сохранен промысел, получивший широкое признание как в России, так и во многих странах мира.

На протяжении всего XIX столетия в России существовали и другие предприятия, изготовлявшие лаковую миниатюру. Крупнейшим конку­рентом лукутинских лаков была продукция фаб­рики Вишняковых, бывших крепостных, отку­пившихся на свободу. В начале XIX века они ос­новали в Подмосковье, недалеко от лукутинской фабрики, предприятие, которое позднее имело свое отделение в Москве. Вишняковские лаки, как и лукутинские, просуществовали до конца XIX века. Однако они уступали последним и по качеству лака, и по тонкости художественного оформления.

Одной из ранних работ фабрики Вишнякова является коробочка с изображением на крышке деревенского пейзажа с незатейливой живопи­сью, изображающей крестьянские домики. Боко­вые стенки шкатулки окрашены в зеленый цвет, имитируя малахит. Малахит, уральский поделоч­ный камень, был очень моден в первой половине XIX века. Им украшали мебель, осветительные приборы, из него делали письменные приборы и туалетные коробочки. Тонкая имитация под ма­лахит превращает эту коробочку в драгоценное изделие, отдающее дань требованиям моды и сти­ля. В вишняковских лаках чувствуется значи­тельно большая близость к народным традициям крестьянской живописи, к народному вкусу. Удовлетворяли они в основном средние городские зажиточные крестьянские слои, поэтому в них очень сильно сказывается народное восприятие и видение мира. Это можно проследить на примере пластины "Зимняя тройка". В ней во многом про­глядывает влияние лукутинских миниатюр. Од­нако живописная манера, простота и лаконизм композиции, предельная ясность и колористичес­кая гамма, построенная на сочетании немногих локальных тонов, свидетельствуют о силе народ­ной традиции, о самостоятельном художествен­ном языке вишняковских художников-миниатюристов.

Так же, как и на фабрике Лукутина, у Вишня­ковых особенно любимыми были сцены троек и чаепитий. Повторенные множество раз варианты этих популярных сюжетов хотя бы небольшими деталями, но отличались друг от друга. Сравнение их позволяет раскрыть процесс работы народных мастеров, дает возможность почувствовать лег­кость, с которой создавались, менялись, варьиро­вались эти декоративные композиции. Тройки, чаепития, сцены из народной жизни не сходят с изделий Вишнякова на протяжении всей второй половины XIX века. О популярности их свиде­тельствуют награды - медали всероссийских и международных выставок, которые получили вишняковские лаки. Изображение этих медалей Вишняков, как правило, ставил на внутренней стороне крышек своих изделий.

В начале XIX столетия мастерские, небольшие предприятия лакированного дела появляются в разных городах и местностях России. В Москве одной из наиболее известных была фабрика А.И. Аустена. В коллекции Государственного Истори­ческого музея хранится несколько шкатулок и та­бакерок с клеймами фирмы А. Аустена. Среди них особенно интересны две шкатулки. Живопись первой шкатулки выполнена на черном фоне по китайским мотивам и отличается сдержанной цветовой гаммой с преобладанием золотисто-ко­ричневых тонов. Отличительной особенностью этой декоративной композиции является то, что фигуры людей, птиц становятся орнаментальны­ми элементами, вплетенными в общее декоратив­ное решение. Этому же способствует и некоторая статичность и плоскость фигур. Жанровая сценка с изображением пляски на другой шкатулке отли­чается более профессиональным рисунком, живо­стью и характерностью поз пляшущих крестьян.



К середине XIX века район Подмосковья стал подлинным центром русских художественных лаков. Фабрика Лукутина играла в нем ведущую роль, к ней примыкало вишняковское предприя­тие. Вокруг них родилось много мелких мастер­ских, где работали талантливые народные художники. Одним из них было заведение Н. Ножевщикова. Отмеченные его клеймом несколько предме­тов выделяются орнаментацией, в которой ис­пользуется инкрустация металлической проволо­кой и перламутром. Незатейливые композиции, выполненные в такой технике, перекликаются с аналогичным декором в работах фабрики Вишня­кова.

В Петербурге в первой половине XIX века наи­более известными предприятиями лакированного дела были мастерские Мартина Боля и Воленшнейдера.

Во второй половине XIX века интерес к лако­вым изделиям сохранился. Их декоративные ре­шения становятся более сложными и насыщенны­ми. Шкатулка, выполненная в 1880-х годах неиз­вестным петербургским мастером, отличается сложнофигурной формой с выступами и многосту­пенчатыми рельефами. Большие размеры шка­тулки диктуют отказ от камерности миниатюры, связанной с маленькими изделиями. Декоратив­ное решение строится на звучности крупных цве­товых пятен, игра которых подчеркивается вол­нистой поверхностью шкатулки. Мастерски вы­полненная роспись по перламутру использует его переливы и прекрасно сочетается с блеском черно­го лакового фона. Архитектоника изделия с ее сложными объемами превращает его в предмет интерьера. Подобная орнаментация лаковых из­делий в сочетании с инкрустацией перламутром встречается в эти годы и на предметах мебели: стульях, столиках.
Текст скрыт развернуть
4
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:55 О КИТАЙСКОМ КАБИНЕТЕ ДВОРЦА МОНПЛЕЗИР

Кабинет, украшенный фарфором или порцелином, как тогда его называли, Петр I видел во время второго заграничного путешествия в 1717 году в королевском дворце Монбижу в пригороде Берлина. Петр I, возвратившись из Западной Европы, предложил Браунштейну составить проект декорировки кабинета для «порцелиновой посуды». Резные полочки для нее исполнили под руководством Ж. Мишеля резчики Руст и Э. Фоле, работавшие с группой русских резчиков из Оружейной канцелярии. Лаковые панно на липовых досках, предварительно покрытых лаком, расписывали мастера «лакирной команды» которую возглавил Г. Брумкорст, Иван Тиханов, Перфилий Федоров, Иван Поляков, Иван Никифоров с десятью «товарищами». Роспись панно была закопчена в феврале 1722 года.
Текст скрыт развернуть
4
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:57 Большая часть лаковых панелей Китайского кабинета была уничтожена фашистами.
Уникальную живопись восстановили после войны талантливые художники Палеха
Эскиз к Лаковой панели " Птицы"
Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 21:59 Эскиз к лаковой панели "Олень".Все тот же художник Зиновьев...он и предыдущий эскиз делал Текст скрыт развернуть
5
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 22:03 А вот образцы русской лаковой миниатюры 19 века

Портреты
Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 22:04 А вот образцы русской лаковой миниатюры 19 века

Портреты
Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 22:06 Пейзаж Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 23 мая 10, в 22:08 Сценка Текст скрыт развернуть
3
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 25 мая 10, в 20:16 Поместите результаты? Или хотя бы литературный обзор с приложением иллюстраций? Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 25 мая 10, в 20:16 Нашу тему такой материал украсил бы! Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 25 мая 10, в 20:30 Какие проблемы? На то и сайт,чтоб каждый со своим мнением !
так что...смело мы в бой пойдем!
А Вы?
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 16

Поиск по блогу

Последние комментарии

лекс
Сергей Краснов
Владимир Шебзухов
Oleg Modestov
Очень хочется сохранить как можно больше генеральских должностей.
Oleg Modestov Нужна ли России профессиональная армия?
Rossi
Спасибо за интересную статью!
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Щит ингушей:
https://23021944.livejournal.com/31077.html
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Григорий Самолов
Юлия ******* (+++++++)
константин мельников