На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Полярные исследователи супруги Проничевы

В начале XVIII века границы России как морской державы имели примерно те же очертания, что и в настоящее время. Однако берега Сибири и Дальнего Востока были слишком далеки от центра и малоизвестны. По замыслу Петра I планировалось тщательное изучение побережья Азии не только с точки зрения мореплавания, но и обживания этих регионов, а также укрепления государственных границ на Востоке. Но дело это было очень трудным, и взялись за него, по существу, лишь после смерти Петра I.

В 1725 г. была организована так называемая Первая Камчатская экспедиция, которая длилась 5 лет. Командующим экспедицией был назначен еще при Петре I знаменитый мореплаватель, командор Витус Беринг. Он был датчанином по происхождению, но всю свою сознательную жизнь прослужил на русском флоте. Основной задачей Первой Камчатской экспедиции было изучение берегов Тихого океана и разрешение важнейшего вопроса - соединяется ли Северная Азия с Северной Америкой или там имеется пролив.

Как нам известно, первым Северо-Восточную Азию обогнул еще в 1648 г. якутский казак Семен Дежнев. В его честь самая восточная оконечность нашей страны сейчас называется мысом Дежнева (на Чукотке). Им же было сделано выдающееся географическое открытие - существование пролива между Азией и Америкой. Но официальная Россия, видимо, мало верила донесениям малограмотного казака из далекой Сибири.

Первая Камчатская экспедиция, в составе которой был выдающийся ученый и мореплаватель А. И. Чириков, тщательно обследовала регион полуострова Камчатки и в 1728 г. двинулась в сторону Чукотки. Корабль «Святой Гавриил» достиг в Чукотском море широты 67о18’, т. е. по существу прошел пролив, который впоследствии был назван Беринговым, и вернулся обратно, считая вопрос разрешенным. Однако в Петербурге не были удовлетворены результатами Первой Камчатской экспедиции, считая, что надо было продвинуться еще севернее, для доказательства существования пролива между Азией и Америкой.

Чтобы утвердить свое имя, Витус Беринг решил организовать новую экспедицию - Вторую Камчатскую. Задачи ее, в отличие от первой, были гораздо шире: описать северное и восточное побережья России, ознакомиться с берегами Америки и Японии и опять-таки уточнить вопрос о наличии пролива между Северной Азией и Северной Америкой. Эта экспедиция, длившаяся 10 лет (с 1733 по 1743 гг.), известна еще под названием Великой Северной экспедиции.

Это была грандиозная по размаху не только морская, но и научная экспедиция с привлечением членов Петербургской академии наук. Командующим экспедицией был назначен опять Витус Беринг. Было детально описано все побережье, начиная с севера европейской части и до юга Дальнего Востока. Главной базой Великой Северной экспедиции являлся г. Якутск. Экспедицией был собран колоссальный научный материал, которым пользуются и в наши дни.

Великая Северная экспедиция состояла из нескольких отрядов: Северо-Европейского (руководители С. В. Муравьев и С. Г. Малыгин), Западно-Сибирского (Д. Л. Овцын и Ф. А. Минин), Западно-Якутского (В. В. Прончищев и Х. П. Лаптев), Восточно-Якутского (П. Ласиниус и Д. Я. Лаптев), Амурского (П. Скобельцын и В. Шетилов), Японского (Ш. Шпанберг и В. Вальтон), Американского (В. Беринг и А. И. Чириков) и др. Кроме того, на суше работали академические отряды И. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. Стеллера, Г. Миллера и др., изучавшие природу и население Сибири.

Как уже говорилось, на протяжении десяти лет Великой Северной экспедицией была совершена грандиозная работа по картированию побережья, описанию природы и нравов населяющих эти земли народов и по выявлению богатств азиатской части России. Участники многих отрядов погибли в суровых природных условиях и лишениях, а также от болезней, в том числе и сам Витус Беринг. Одной из трагических страниц Великой Северной экспедиции является и судьба Западно-Якутского отряда.

 

 

В задачу Западно-Якутского, а точнее Ленско-Хатангского, отряда входило описание побережья Северного Ледовитого океана к западу от устья р. Лены до устья р. Енисей. Командиром отряда был назначен молодой военный моряк, лейтенант Василий Прончищев.

Василий Васильевич Прончищев родился в 1702 году в Мытском стане Тарусского уезда Калужской губернии. Пройдя Навигацскую школу в Москве, он в 1721 г. окончил Морскую академию в Санкт-Петербурге, после чего плавал на судах Балтийского флота. В 1733 г. он стал участником Великой Северной экспедиции. Незадолго до этого В. В. Прончищев женился. Молодая жена решила ехать с ним в далекую Сибирь.

Полтора года через Казань и Тобольск Прончищевы и другие участники экспедиции добирались из Петербурга до Якутска (с мая 1733 по октябрь 1734 гг.), преодолев 8 тыс. км. Здесь были построены два дубель-шлюпа: «Якуцк» для Ленско-Хатангского отряда и «Иркуцк» для Восточно-Ленского отряда под командованием Петра Ласиниуса.

Ленско-Хатангский отряд состоял из 57 человек. Кроме Василия Прончищева было около 50 солдат и матросов, один боцман, один священник, один подлекарь, квартирмейстер Толмачев, геодезист Никифор Чекин и подштурман Семен Иванович Челюскин. Последнему выпала более счастливая судьба: он пережил своих сотоварищей, участвовал и в других северных экспедициях, подробно описал берега Таймыра. В его честь назван мыс на самой северной оконечности азиатского материка в нашей стране. Его именем был назван также советский пароход, с которым связана знаменитая челюскинская эпопея 1934 г., давшая первых семь героев Советского Союза.

 

 

Но вернемся к событиям почти 270-летней давности. Пятьдесят седьмым членом экипажа Ленско-Хатангского отряда была 22-летняя Мария (Татьяна) Прончищева. Она не захотела остаться в Якутске, как жены других участников экспедиции, например, Витуса Беринга - Марфа, а решила разделить судьбу своего мужа и принять посильное участие в исследованиях. Это было по тем временам неслыханное дело, так как женщины не только во флот, но и вообще в какие-либо государственные мероприятия, тем более в экспедиции, не допускались. Потребовалось особое разрешение. Так как жена Прончищева была дворянкой и имела образование, т. е. могла вести наблюдения и записи, то командор Великой Северной экспедиции В. Беринг разрешил зачислить ее на судно. Это был первый случай в мировой истории, когда женщина приняла официальное участие в экспедиционных исследованиях, да еще в суровых условиях Арктики (антропологические портреты Василя и Марии (Татьяны) Прончищевых взяты из книги П. П .Явловского “Летопись города Якутска...”, 2002, стр.119).

Сейчас установлено, хотя и предположительно, что Мария (Татьяна) Прончищева родилась в 1713 г. в селе Березово Алексинского уезда под Тулой. Затем она жила с родителями в Кронштадте - военном городке на Балтийском море, где, вероятно, и познакомилась с будущим мужем - Василием Васильевичем Прончищевым. Сразу же после свадьбы в одном из тульских имений (20 мая 1733 г.) молодожены выехали в Якутию.

По некоторым документам настоящее имя Марии Прончищевой было Татьяна Федоровна, урожденная Кондырева. Во всяком случае, в Центральном государственном архиве была обнаружена челобитная одной из помещиц, где она сообщала, что ее родная сестра вышла замуж за моряка Василия Прончищева, уехала с ним в Сибирь и уже 18 лет о ней ничего не слышно. Вероятно, ее нет в живых. В связи с этим она просила передать ей и ее брату родовое имение, принадлежавшее Т. Ф. Кондыревой. Как Татьяна стала Марией, непонятно. Может быть, это было сделано из каких-то конспиративных соображений, поскольку, как уже говорилось, женщин во флот тогда не зачисляли. Во всяком случае, в историю географических открытий она вошла как Мария Прончищева. Так будем называть ее далее и мы.

Итак, 30 июня 1735 г. дубель-шлюп «Якуцк» вышел из Якутска и отправился вниз по р. Лене. Второго августа он достиг ее устья у острова Столб. Результатом месячного плавания явилась карта реки Лены, впервые составленная с помощью инструментальных измерений.

В устье р. Лены отряд повстречался с дубель-шлюпом «Иркуцк». Далее пути их разошлись. Прончищев должен был плыть на запад от устья, а Ласиниус - на восток. Это была их последняя встреча, так как и тот и другой впоследствии погибли.

 

 


 

13 августа 1735 г. «Якуцк» вышел в открытое море и, обогнув громадную ленскую дельту с севера, отправился на запад. 25 августа дубель-шлюп достиг устья р. Оленек. Зима в Арктике, как известно, начинается рано. В конце августа уже надвинулись льды, и Прончищев решил зазимовать в устье р. Оленек, тем более что в судне обнаружились повреждения. Постров из плавника две избы, команда благополучно перезимовала.

Прончищев вошел в контакт с местным населением, которое всю зиму поставляло отряду свежее мясо и рыбу, дрова и оленей для маршрутных исследований. Охотники рассказали, что на р. Анабаре имеются залежи медной руды. Один образец был доставлен Прончищеву, и он отправил его в г. Якутск Берингу с донесением. Весной в отряд из г. Якутска прибыл солдат Погодаев с распоряжением заняться разведкой этого медного месторождения.

Лето 1736 года наступило поздно. Только 2 августа экспедиционному отряду удалось выйти в море, и через два дня «Якуцк» достиг устья р. Анабара. Прончищев разбил отряд на два подотряда. Один занимался съемкой местности и описанием берегов, а другой отправился в глубь материка на разведку медного месторождения. Образцы руды были отобраны и 10 августа отправлены в Якутск. Подотряды соединились, и дубель-шлюп 11 августа двинулся к Таймыру. Через несколько дней пути они достигли острова (сейчас он называется Большим Бегичевым), зашли в Хатангский залив и отправились затем вдоль берега на север. По архивным материалам (записям в судовом журнале) установлено, что дубель-шлюп «Якуцк» дошел 19 августа 1736 г. до рекордной по тем временам северной широты - 77о29’ ( до пролива, который сейчас называется проливом Вилькицкого). Отряд должен был пробиться к устью р. Енисея. Однако начали сдвигаться льды, поэтому решили вернуться на зимовку в Хатангский залив. Обратный путь был очень тяжел. Льды со всех сторон сжимали судно, продовольствие было на исходе. В результате недоедания у людей началась цинга. Тяжело заболел и Василий Васильевич Прончищев.

Место в Хатангском заливе оказалось неудачным для зимовки, поэтому было решено отправиться дальше до устья р. Оленек, где остались два дома бывшей зимовки. Погода все ухудшалась, валил снег, дул сильный холодный ветер, судно начало обледеневать. Команда совершенно выбилась из сил. И тут отряд постигло большое горе: в пути 29 августа 1736 г. в 8 часов утра скончался командир судна 34-летний отважный исследователь Василий Васильевич Прончищев.

Ослабевшая от несчастья и болезни Мария Прончищева вместе со всеми из последних сил участвовала в работах по спасению судна. Наконец, 2 сентября «Якуцк» вошел в устье р. Оленек. 6 сентября на высоком берегу реки на мысе Тумул-Хая отряд похоронил своего любимого командира. Только на две недели пережила своего мужа Мария Прончищева. 11 сентября 1736 г. 23-летняя полярная путешественница также умерла. Она похоронена вместе с Василием Прончищевым.

Отважных исследователей не стало, но подвиг этих людей во славу российского государства не забыт. Их имена увековечены в географических названиях: Берег Прончищева - часть восточного берега п-ова Таймыр, или западный берег моря Лаптевых (от Хатангского залива до залива Фаддея); мыс Прончищева - в северо-восточной части Берега Прончищева; бухта Прончищевой - у Берега Прончищева; кряж Прончищева - между устьями рек Анабар и Оленек.

После похорон Прончищевых Семен Челюскин и Никифор Чекин прибыли в г. Якутск. На следующее лето, в 1737 г., боцман Василий Медведев привел дубель-шлюп «Якуцк» из устья р. Оленек в г. Якутск. После ремонта судно снова отправилось в арктические воды под командованием нового командира Харитона Лаптева (западное море арктической Якутии называется сейчас морем Лаптевых).

Несмотря на то, что погибло несколько участников, Ленско-Хатангский отряд Великой Северной экспедиции проделал большую работу. Были составлены карты реки Лены от г. Якутска до устья, побережья Ледовитого океана от устья Лены к западу до Таймыра (с промером глубины воды возле берега) и восточных берегов Таймыра. Эти карты легли в основу генеральных карт Ледовитого океана, составленных в Морской академии в 1740-1746 годах.

Героическое плавание Василия и Марии Прончищевых в суровых водах Северного Ледовитого океана навсегда вошло в историю изучения и освоения Арктики как пример неуклонной воли, высокого мужества и преданности делу.

В 1875 г., т. е. через 139 лет после захоронения, погребение Прончищевых разыскал ссыльный геолог А. Л. Чекановский. В 1893 г. другой знаменитый полярный исследователь Э. В. Толль (сам погибший через 9 лет в Арктике) подправил могилу, поднял упавший крест. В 1921 г. Усть-Ленская гидрографическая экспедиция под руководством Н. И. Евгенова поставила новый крест на могиле супругов Прончищевых. На ней, как дань поклонения, в последующем стали устанавливать доски различные организации и экспедиции. Совхоз «Таймылырский» поставил памятную тумбу. Тиксинцы соорудили рядом бетонный обелиск.

Картина дня

наверх