На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

"В тарантасе,в телеге ли еду ночью из Брянска я-всё о нём,всё о Гегеле,моя дума дворянская.."

"Из страны словно выкачали воздух"

Невеселые мысли приходят в голову при взгляде на ту действительность, в которую мы сегодня погружены и которую сами же создали. Огромное пространство на одиннадцать часовых поясов, называемое Россией, еще по инерции считается страной, но по сути уже не страна, а сторона. Сторона (родная сторонка!), противолежащая всему остальному миру. Противо-лежащая, потому что мир живет, к чему-то стремится, куда-то несется, Россия же лежит, распласталась по своей территории, впав в тяжелый летаргический сон. Из нее будто вынули душу, а то, что осталось, – всего лишь тело со своими примитивными рефлексами. По горькому замечанию писателя Дмитрия Быкова, «из страны словно выкачали воздух».

Есть такое странное выражение: «российский народ». Все ощущают нелепость этого понятия, поскольку ему ничего не соответствует в реальности. В современной России нет народа. Есть население, люди, жители здешних краев, но нет народа. Народ – это нравственное целое общества, имеющее свою политическую форму в виде государства. О нравственном целом российского населения разговора нет, хотя бы потому, что нет у него настоящей устойчивой исторической памяти, связывающей единой нитью судьбы поколений. Достаточно вспомнить о бесчисленных никому не нужных, безвестных могилах защитников отечества среди лесов и полей страны.

Народ свою субъектность обычно определяет в форме государства, но в России оно прекрасно живет себе и без народа. Такое вот бессубъектное государство. Чем кормится, на чем произрастает эта квазигосударственность? Ее питательной почвой является какая-то роковая неспособность российского общества к самоорганизации, его поразительное равнодушие к собственной судьбе, всеобщие безволие и апатия. В такой стране и с такими людьми можно делать что угодно, чем успешно пользуется вконец одуревшее от бесконтрольности безответственное, узколобое властное сословие. Да оно и не сословие вовсе, а просто паразитирующее на умирающем теле некогда могучей страны прожорливое отродье.

Как могло случиться такое, за какие смертные грехи Господь уготовил России этот печальный итог? Неслась Русь-тройка во весь опор и со всего маху полетела в бездонную пропасть. То ли выскочила напрочь из истории, то ли потерпела в ней полное фиаско. Попробуем спокойно осмыслить случившееся, посмотрим, зажав чувства в кулак, где залегают корни нашей общей трагедии.

Слава, власть, деньги

Хорошо известен джентльменский набор объяснений грустной судьбы России.
1) Во всем виноваты коварные, лютые, злокозненные враги, внутренние и внешние, живущие лишь одной мечтой – уничтожение России.
2) Вся вина лежит на своекорыстной, тупой, бессовестной, зажравшейся (нужное подчеркнуть) власти, а народ, он богоносец, – ну, может, и не святой, но наивный сверх меры и невинный как дитя.
3) Народ достоин своего правительства, раз терпит его, оба сапога пара и т.д., и вообще истоки всех бед надо искать в менталитете нации, а то и в метафизической предопределенности ее исторического пути.

Все вопли, стоны и сетования ввиду их ничтожности сразу же отбросим в сторону, да и метафизические крайности нам ни к чему. Россия и все мы, как выразился где-то журналист  Артемий  Троицкий, отбываем наказание за какие-то серьезные кармические прегрешения. А если конкретнее, мы пожинаем плоды того смыслообразующего выбора, который страна сделала однажды в прошлом и продолжала упорно держаться его вплоть до настоящего времени. Что же это за выбор?

Иисус Христос, как говорится в Евангелиях, удалившись в пустыню перед началом своей проповеднической миссии, был там искушаем дьяволом. Расчет князя мира сего был прост: вот, человече, бери ценности земные, сколько хочешь, – зримые, понятные, приносящие мгновенное удовольствие. Чего еще надо? Дух, свобода, жизнь вечная – всего лишь химеры воспаленного сознания, ими сыт не будешь. Бери от жизни все, ведь однова живем. Сатана, короче, предлагал Иисусу хлеб и счастье взамен свободы и духовных дерзаний. Иисус выбрал свободу («Не хлебом единым жив человек») и стал Христом, помазанником Божьим. У нас же, помнится, в советские годы на полном серьезе носились с лозунгами: «хлеб всему голова», «будет хлеб, будет и песня». Те, кто выбрал хлеб вместо свободы, не получили в итоге (вот она, дьявольская обманка!) ни хлеба, ни свободы, ни песни.

Все, чем враг рода человеческого искушал Христа, сводится к трем банальным до неприличия вещам. Это слава, власть и богатство (сейчас, скорее, деньги). Именно сии трое, сущие демоны, суть главные слуги дьявола, с помощью которых он лихо управляет грешным миром. Даже без всякого религиозного пафоса, говоря на общеупотребимом языке, можно отметить, что эта троица (как раз не святая) является, скорее всего, определяющим фактором и мотивом значительной доли человеческих деяний. Некоторые, кто поциничнее, считают, что всех без исключения дел. Они, наверное, думают, что Христос воскрес, а мы остались. Во всяком случае каждый может поскрести себя, свою душу и определить, как глубоко засели в ней эти демоны.

На Руси издавна как будто презирались слава, власть и деньги, а тех, кто к ним стремился, мягко говоря, не любили. Как же – святая Русь! Откуда все-таки эта нелюбовь? И что скрывается за ней?

О нашей святости лучше помолчим и копнем чуть глубже. Нам, конечно, стыдно, но, признаться, любим, любим мы все это! Имеет место обычная психологическая инверсия: поносим, и лучше бы прилюдно, то, что где-то внутри, часто неосознанно, любо нам, но внешне, среди окружающих порицаемо. От любви до ненависти расстояние маленькое. Любит русский человек покрасоваться и повыеживаться, чтобы его заметили и слава бы о нем пошла. И тут же тебя осадят, поставят на место: будь как все, не высовывайся. А уж как звереет тот, кто дорвался до власти, особенно если прежде был ничем, как упивается своим положением. Говорят же: хуже нет, чем когда из грязи в князи. Но власть при этом клянется в трепетной любви к народу и заявляет, что только во имя всеобщего блага пашет на своем посту, «как раб на галерах». А что до богатства, то происхождение данного слова от слова «бог» о многом говорит. Та же повсеместная ненависть к богатеям проистекает из элементарной зависти к их достатку.

Пора бы перестать притворяться и признать тайный, а теперь уж и явный выбор России, породивший ее полную невиданных страданий и преступлений историю и приведший к полному омертвению ее души и тела. Три искушения, которым Россия последовательно поддалась, составили суть трех известных периодов ее истории: имперского, советского и постсоветского. Рассмотрим этот путь подробнее.

Долгий путь в никуда

Три эпохи, через которые прошла Россия (третья близится к завершению) за последние более чем три столетия, представляют собой последовательную смену смыслообразующих принципов, реализация которых в действительности составила особенности каждой из них. Имперская Россия создавалась, жила и развивалась под знаком идеи славы, величия державы. Советская страна возникла и держалась идеей власти, притом власти в ее чистом виде – диктатуры. Постсоветская Россия – это так очевидно – уродливое порождение одной, но пламенной страсти – жажды денег, богатства, основным источником которого является воровство и насилие.

На рубеже 17-18 веков петровские реформы, прорубив окно в Европу, ввели Россию, дотоле варившуюся в котле азиатчины, в круг мировой истории. Как могла заявить о себе миру отсталая, но кичащаяся своими необъятными размерами Московская Русь? Подростковая закомплексованность России требовала себе компенсации, и она была найдена – величие державы. Тем более что страна была могущественна по внешним параметрам: богата бескрайними просторами, изобильна природными ресурсами и многолюдна. Так поднялся из недр сознания нации имперский дух, ставший главной скрепляющей силой государства и общества. Вящей славе империи была посвящена и предназначена в России жизнь отдельного человека, всех сословий и всего государственного устройства.

Пока дух был молодой, империя неуклонно расширялась, множился счет «великих» побед – от петровских завоеваний и славного века Екатерины до победоносной (за счет тяжелых жертв) войны с Наполеоном. Но уже в середине 19 века имперский задор стал слабеть (Крымская война), и в начале двадцатого этот дух бесславно сдулся, сначала получив унизительное поражение от маленькой Японии и затем окончательно задохнувшись в окопах Первой мировой. Сквозь одряхлевшее тело империи уже прорастала иная поросль, поднимал голову жестокий, бездушный дух власти.

Униженность, классовый гнет, претерпеваемый низшими слоями российского общества, казалось бы, толкал их к борьбе за свободу, но не свобода была настоящей целью взбунтовавшегося народа. Подлинной пружиной, поднявшей массы против устоявшегося порядка, была жажда власти, которая бы позволила им расправиться с их вековыми угнетателями и поделить их имущество, желательно поровну, между собой. Захваченная власть с первых же минут революции была употреблена чернью для жесточайших массовых убийств, грабежей и издевательств над бывшими господами. Ничто, оставаясь таковым, стало всем.

Ничто, получив власть, способно удержать ее лишь путем насилия и тотального террора, так как внутренняя пустота этого властителя не может предложить ничего содержательного миру. Это голая, абсолютная власть, «фурия исчезновения», как ее, говоря о якобинской диктатуре, определил Гегель, единственным произведением которой является смерть, притом, по словам философа, «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не больше, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды». Не зря в коммунистической России якобинцы были в большом почете, диктатура и так называемое революционное правосознание стали основой всего миропорядка, а смерть и ненависть – главными распорядителями жизни.

Еще хватает тех, кто продолжает до сих пор верить в сказки о социализме, народовластии и высоких благих целях советских вождей и начальников. Освальд Шпенглер, немецкий философ начала прошлого века, писал: "Социализм – вопреки внешним иллюзиям — отнюдь не есть система милосердия, гуманности, мира и заботы, а система воли к власти. Все остальное — самообман». Ницше, как видно, не понимал, что он провидел! К тому же стоит провести частотный контент-анализ трудов пламенного борца за народное счастье Ленина, чтобы увидеть, что слово «власть» у него повторяется гораздо чаще других.

Террор как способ осуществления власти, достигнув апогея при правлении Сталина и выкосив практически без разбора миллионы людей, стал постепенно угасать, на смену людоедским временам пришли относительно вегетарианские, ожесточение прошло и вскоре оказалось, что без прямого принуждения и атмосферы всеобщего страха такая власть не в состоянии себя реализовать. Крот истории работал без устали, разложение и упадок шли очень быстро, власть коммунистов потеряла остатки доверия общества и к началу 90-х канула в ту же бездну, откуда и пришла. Идея власти как таковой, желание тиранической железной руки померкло и ушло в подполье общественного сознания. Туда же ушла и имперская идея, продолжая вместе с идеей власти время от времени ворочаться там, в мглистой глубине, и спорадически вызывая неожиданные приступы тоски по былому величию России и всевластию вождей пролетариата.

Ни имперский дух, ни воля к власти не исчерпали до дна загадочную русскую душу, и она пошла на третий заход – пробудилась к ненасытному обогащению. С 90-х годов 20 века открылась самая циничная и лукавая эпоха в истории России – эпоха всесилия денег. Все идеи умерли, идеологии зачахли, мифы потускнели, осталось одно – строгать капусту. Дух чистогана овладел страной. Так бесстыдно, нагло и часто жестоко не делают деньги, по-видимому, нигде в мире. Почти весь бизнес построен на обмане, шантаже, нечистоплотности деловых отношений. Криминализация экономики достигла невиданных масштабов. Колоссальные состояния делаются путем рейдерских захватов, распила бюджетных средств, выжимания последних соков из доставшейся от советских времен инфраструктуры. И все это на фоне беспросветной нищеты основной массы населения, обреченного на деградацию и вымирание.

В современной России все покупается и все продается. Ради денег матери отдают своих детей на органы, армейское начальство передает оружие бандитам и террористам, деятели культуры, засунув совесть подальше, расстилаются перед властью. Произошло полное сращение денег и власти, которое нельзя назвать коррупцией, потому что коррупцией называют продажность чиновников как отклонение от нормы, а у нас норма заключается в том, что госаппарат давно приватизирован чиновничьим классом, использующим институты государства в качестве средства своего обогащения.

Понятно, что такое с позволения сказать государство ни на что конструктивное не способно, кроме дикого, беспрецедентного воровства, совершенно безответственно перед обществом и на всех парах тащит страну к катастрофе. Сама же система политической власти в России – это искусственно построенная пирамида, стоящая на своей вершине, обязанная существованием своему творцу - Путину. Поэтому на самом деле она крайне неустойчива и при известных условиях может обвалиться в одночасье.

Воронья слободка

В последние несколько лет среди думающей публики нарастают пессимистические настроения, зреет предчувствие приближающегося конца. В Интернете все гуще идут высказывания о безнадежности нашего положения и о том, что надо скорее валить отсюда, пока не поздно. Эта засасывающая воронка надвигающейся беды напоминает истерику обитателей Вороньей слободки из «Золотого теленка», наперед уверенных, что она обязательно должна сгореть. И слободка таки сгорела, подожженная самими жителями, не вынесшими напряжения ожидания предполагаемой беды. В отношении же России печальная развязка уже вряд ли зависит от настроений и намерений ее обитателей. Как говорится, раньше надо было думать. Но даже и сейчас не то что каются, – куда там! – а с тупостью и надменностью все пытаются «встать с колен», чтобы окончательно надломиться и рухнуть,как пустой ствол высохшего дерева. 

                                                  Воронья слободка скорее всего сгорит, но что будет потом, после того, когда ничего не будет? Сегодня о дне послезавтрашнем можно только гадать. Может, козы будут пастись на космодромах и ядерных полигонах, может, дикий гунн будет бродить среди пепелищ на месте больших городов… А может, если без чрезмерной апокалиптики, распавшиеся куски страны соберутся со временем в конфедерацию или ассамблею земель и начнется трансисторическая эпоха России. Кто знает. Мне же все чаще приходят на ум слова Томаса Джефферсона:

«Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну».

Виталий Ковалев

 

Картина дня

наверх