На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Реликвии Карла Великого

Железная Корона Королевства Лангобардов (по-итальянски Corona Ferrea) является реликвией и одной из старейших королевских регалий в Христианском мире. Она была изготовлена в эпоху раннего Средневековья и стала одним из государственно-монархических символов Королевства Лангобардов (Ломбардия), затем основанного франками Итальянского Королевства. С 962 по 1648 год это государство (быстро ставшее аморфным, а затем чисто номинальным) формально входило в состав Священной Римской Империи Германской Нации.

 

Структура Железной Короны

Внутренний «железный» (почему я взял это слово в кавычки, станет ясно ниже по тексту) обруч шириной в 2/5 дюйма по преданию сделан из гвоздя от Креста Спасителя. Внешний обруч Короны в 3 дюйма шириной состоит из шести сегментов чеканного золота, частично покрытого эмалью. Сегменты соединены между собой петлями и украшены двадцатью двумя драгоценными и полудрагоценными камнями (включая гранаты, яхонты, аметисты), образующими рельефные узоры в форме крестов и цветов. Малый размер (внешний диаметр варьируется в диапазоне 16.5–17.2 см) и сочлененная структура Короны дали основание для предположений, что изначально она использовалась как большой браслет или, возможно, как вотивная корона [вид церковной утвари, ювелирное украшение. Представляет собой богато орнаментированный обруч-корону, который вносился в церковь как жертвенный вклад: «по обету» — ex voto. Обычно подвешивались под арками или над алтарем]. По другим предположениям, малый размер Короны вызван переделками после потери двух сегментов, о которой свидетельствуют исторические документы.

История Железной Короны

Существует много версий происхождения Железной Короны, что вполне естественно для такого древнего и важного артефакта. Например, одна из гипотез связывает Железную Корону с вождем остготов Теодорихом Великим, королем Италии в 493–526 годах. Современный инструментальный анализ позволил предполагать, что время создания Короны может укладываться в период 455–565 годов. Но есть и другие версии, основанные на исторических летописях, тесно смешанных с легендами.

Согласно легендарной традиции, железный гвоздь был дан римскому императору Константину его матерью Еленой, которая руководила поисками Святого Животворящего Креста. По преданию, Елена бросила один гвоздь в море, чтобы прекратить шторм. Еще один гвоздь был вделан в шлем Константина, третий — в голову статуи императора, четвертый расплавлен и затем вделан в поводья лошади Константина. С тех времен почти тридцать европейских стран заявляли о том, что в них имеются целиком или фрагментами гвозди Святого Креста. Император Константин понимал их важное значение в целях дипломатии. Некоторые гвозди (или их части) впоследствии были отправлены многим европейским правителям и сановникам, в том числе принцессе Теоделинде.

Теоделинда (умерла в 628 г. от Р.Х.) — дочь герцога Баварии Гарибальда I. В 589 году вышла замуж за лангобардского короля Аутари. Позже она вышла замуж за Туринского герцога Агилульфа, чем отдала ему лангобардский престол. Для коронации Агилульфа Теоделинда велела изготовить Железную Корону, для чего использовала принадлежавший ей гвоздь. Также она содействовала установлению мира между лангобардами–арианами и римско-католической церковью. Теоделинда построила собор Святого Иоанна Крестителя в Монце, в котором стала храниться Железная Корона лангобардов.

Собор в городе Монца

По другим представлениям Железная Корона была изготовлена в IX или в начале X века. Одна из гипотез связывает Корону с жившей в IX веке Гизелой, дочерью короля франков и императора Запада Людовика I Благочестивого (из династии Каролингов), которая вышла замуж за герцога и маркграфа Эбергарда Фриульского. Она оставила Корону своему сыну Беренгару I (маркграф Фриуля с 874 года, король Италии с 888 года, с 916 года — последний император Запада). Беренгар был главным покровителем собора в Монце и передал ему крест, изготовленный в той же манере, что и Железная Корона. Интересно, что две аналогичные по стилю и размеру средневековые короны, найденные в 1730 году в Казани, хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Исследования Железной Короны

Английский историк Эдвард Твайнинг (автор книг «История драгоценностей европейских корон» и «Европейские регалии») в 1960-е годы отметил, что все эти короны слишком малы, чтобы свободно, но прочно держаться на голове взрослого человека. Поэтому он предположил, что короны могли носиться на голове, будучи прикрепленными к своего рода вуали. Существование таких креплений может объяснять наличие маленьких отверстий на ободе Железной Короны.

Эдвард Твайнинг также обратил внимание на рельефную пластину в соборе в Монце, которая изображает коронацию императора Оттона IV (1209 год). Историк высказал мнение, что, хотя четыре вотивных короны изображены висящими над алтарем, корона, которую архиепископ возлагает на голову короля, не похожа на Железную Корону. Кроме того, Твайнинг исследовал документы, описывающие, как четыре поколения церковных властей поочередно то разрешали, то запрещали почитание Железной Короны до тех пор, пока в 1688 году ее культ не стал предметом обсуждения на Римской Конгрегации по ритуальным вопросам. В 1715 году Конгрегация выдала официальное заключение о допустимости публичного почитания Железной Короны и ее несения на религиозных процессиях, но оставила нерешенным ключевой вопрос об идентичности железного кольца Короны и одного из гвоздей Креста Спасителя. Однако впоследствии Висконти, архиепископ Миланский, вынес собственное решение о том, что «железный обруч в Монцской короне может рассматриваться как один из гвоздей Святого Креста и как подлинная реликвия». Духовенство Монцы утверждало, что, несмотря на столетия использования Железной Короны в культовых мероприятиях, на внутреннем железном обруче не возникло ни единого пятна коррозии и ржавчины.

Проведенное в 1985 году обследование Короны показало, что внутренний обруч не притягивается магнитом. Это навело на мысль, что он на самом деле не железный. В 1990-е годы было установлено, что внутренний обруч по составу является преимущественно серебряным. Вероятно, Железная Корона на определенном этапе претерпела ряд реконструкций, во время одной из которых железный обруч был заменен на серебряный.

Однако это ничуть не уменьшило религиозного почитания реликвии. По-прежнему каждый год во время шествия на праздник Воздвижения Креста Господня клир в сопровождении народа торжественно несет Железную Корону.

Железная Корона в коронациях

С IX по XVIII век императоры Священной Римской Империи имели также титул королей Италии. Поэтому, начиная с X века Германские короли должны были приезжать в Рим, чтобы короноваться как императоры Священной Римской Империи. На пути в Вечный город они по традиции останавливались в Ломбардии, чтобы короноваться Железной Короной королей Италии. Традиционным местом коронаций была Павия, старинная ломбардская столица. Но с коронации Конрада II в 1026 году церемония была перенесена в Милан.

Тридцать четыре коронации Железной Короной с IX (начиная с Карла Великого) по XVII век были насчитаны итальянским историком Бартоломео Зукки. «Энциклопедия Британника» утверждает, что первая достоверная запись об использовании Железной Короны для коронации королей Италии относится к церемонии Генриха VII Гогенштауфена в 1312 году (впрочем, сам факт признания его королем ломбардскими городами вопреки позиции императора Фридриха II выглядит более чем сомнительно с точки зрения легитимности). В 1355 году Карл IV короновался в присутствии Франческо Петрарки. В 1530 году Карл V Габсбург получил в Болонье Железную Корону одновременно с Имперской короной.

Помимо императоров Священной Римской Империи Железной Короной короновались также два других монарха. Император Франции Наполеон I Бонапарт в 1805 году самолично возложил Корону себе на голову, произнеся церемониальную фразу «Dieu me la donne, gare à qui la touché» — «Бог дает ее мне, берегитесь, кто тронет». В июне 1805 года он учредил Орден Железной Короны; после падения Наполеона в 1816 году орден был восстановлен австрийским императором Францем I. Император Австрии Фердинанд I короновался в Милане Железной Короной 6 сентября 1838 года как король Ломбардии и Венеции. Это был последний акт коронационного использования Железной Короны. Затем, после войны 1859 года между Австрией и Италией, она была переправлена в Вену, где хранилась до 1866 года. После Третьей войны за независимость Италии Железная Корона вернулась в Монцу, где и находится по сей день.

Ритуал

Самый ранний ритуал коронации восходит к Гемунденскому кодексу, установившему в IX веке порядок церемонии коронации западных императоров. Ритуал тогда не предполагал таинства миропомазания.

Позже ритуал несколько изменился; привожу приблизительное описание коронации Генриха VII и его супруги Маргариты в 1311 году в Милане [поскольку я не сведущ в религиозных вопросах, мои переводы с английского языка названий молитв являются весьма приблизительными и, видимо, далекими от канонических формулировок].

Когда король входил в клирос, произносились слова «Всемогущий предвечный Бог небес и земли…»; затем в форме вопросов и ответов королю приносилась присяга. Это сопровождалось епископской петицией, отвечая на которую король подтверждал права и привилегии церкви. Далее продолжалось чтение присяги, подданные отвечали словами литургического песнопения «Kyrie eleison», то есть в переводе с древнегреческого «Господи, помилуй». Затем хор пел Литургию Всем Святым, включая три молитвы «Мы молим Тебя…», «Бог, Который людей…» и «В этот день…». Затем произносилась консекраторная, или освятительная молитва «Всемогущий предвечный Бог, Создатель и Вседержитель мира…» [эта молитва, по сути, является рукоположением короля в сан священника]. Хор отвечал пением «Благодать справедливости…» или «Садок–Священник» [Садок — священник при царе Давиде, позже помазавший на царство Соломона]. Затем совершалось миропомазание плеч короля, после чего произносилась молитвы «Бог, Сын Божий…».

Королю вручалось кольцо со словами «Прими кольцо королевского достоинства…» в сопровождении молитвы «Бог, с Которым вся власть…». Меч вручался со словами «Прими этот меч…» в сопровождении молитвы «Бог, Чье Провидение…». Король короновался со словами «Прими эту королевскую корону» в сопровождении молитвы «Бог Непрерывности…». Скипетр вручался со словами «Прими скипетр королевской власти…» в сопровождении молитвы «Господь, начало всех добродетелей…». Наконец, жезл вручался со словами «Прими жезл добродетели и достоинства…» в сопровождении шести благословений. Затем король возводился на престол, после чего ему вручалась держава со словами «Прими это золотое яблоко, означающее единовластие над всем королевством…». На призыв «Будь честным» король отвечал: «Да будет так». Далее звучало пение католического гимна «Te Deum». Te Deum laudamus («Тебя, Бога, хвалим») — один из главных христианских гимнов, по преданию написанный в конце IV века Амвросием Медиоланским (Миланским).

Коронация королевы начиналась с молитвы «Всемогущий предвечный Бог, источник и начало…» и затем сопровождалось освятительной молитвой «Бог, Кто один…». Потом совершалось миропомазание плеч королевы со словами «Во имя Отца, Сына и Святого Духа помазуешься этим елеем…» в сопровождении молитвы «Милость Духа Святого…».

Затем королеве вручалось кольцо со словами «Прими это кольцо, знак веры в Святую Троицу…» в сопровождении молитвы «Господь, начало всех добродетелей…». Королева короновалась со словами «Прими корону славы…» в сопровождении молитв «Нашим недостойным духовенством…» и «Всемогущий предвечный Бог, вселяющий дух…».

Исполнялась месса «Ambrosian Missa pro imperatore» (Месса для Императора).

Железная корона в литературе и кинематографе

Неожиданный образ Железной Короны представлен в 37-ой главе «Восход» романа «Моби Дик» американского писателя Германа Мелвилла. Короткая глава посвящена монологу капитана Ахава. Наряду с бредовыми фантазиями и галлюцинациями насчет своего преследования и величия он воображает себя коронованным Железной Короной Королевства Лангобардов.

Фильм «Железная Корона» 1941 года, снятый выдающимся режиссером Алессандро Блазетти (его считают основателем современного итальянского кино), повествует фантастическую историю о прибытии короны в Италию. Это фильм тогда же получил приз Венецианского кинофестиваля, несмотря на явный антимилитаристский пафос.

Железная Корона в Соборе города Монца

Железная Корона с 1866 года постоянно хранится в Соборе в городе Монца.

Интерьер Собора

Корона обычно находится в сейфе в зарешеченном помещении под названием La cappella di Teodolinda (Часовня Теоделинды). Она бывает открыта для публичного осмотра только групповым экскурсиям, по записи в определенное время. Одиночному посетителю храма тоже можно попасть в эту комнату, если повезет присоединиться к записанной группе. Но надо вовремя успевать, ибо когда группу заводят в Часовню Теоделинды, решетка закрывается.
Благодаря тонко откалиброванному освещению Железная Корона сияет великолепием золота, блеском драгоценных камней, изяществом древних эмалей и элегантностью своих форм.

ИЗ КНИГИ А. Ю. Низовского "Реликвии Священной Римской империи германской нации"

I

Легендарный император

Легендарный император Карл Великий до сих пор остается одной из ключевых фигур европейской истории. Сын франкского короля Пипина Короткого, он родился в 742 году. В 768 году Карл вместе со своим братом Карломаном унаследовал отцовскую корону, а когда Карломан в 771 году скончался, Карл стал единственным правителем франков. Вскоре ему пришлось вступить в борьбу с ломбардцами в Италии — врагами римского папы и язычниками-саксами в Германии. Его военные успехи заставили папу Адриана I в 774 году провозгласить Карла защитником Церкви. Следующие 10 лет его правления прошли в почти непрерывных битвах с саксами, ломбардцами и испанскими маврами. В войне с последними особую известность приобрела кампания 778 года, когда произошло легендарное сражение в Ронсевальском ущелье. В этом бою пал знаменитый паладин Карла — граф Роланд, навеки вошедший в легенды. Это о нем была сложена знаменитая «Песнь о Роланде». В следующем году Карл напал на саксов и снова одержал ряд громких побед; эта война закончилась крещением саксонского вождя в 785 году. После этого правление Карла было относительно спокойным, мир нарушали только мятежи и набеги викингов. Помимо несомненного полководческого таланта, он был также превосходным администратором, в его обширном благоустроенном государстве, фактически представлявшем собой конфедерацию некогда «варварских» германских народов, процветали сельское хозяйство и торговля, строго соблюдалась законность. Для многих западноевропейских монархов последующих веков Карл Великий стал образцом для подражания. В государственных рамках созданного им могучего Франкского государства нашла свое воплощение идея христианской империи, пережившая века. Заслуги Карла получили признание в 800 году, когда папа Лев III короновал его в качестве императора. Карл Великий умер в 814 году, за несколько месяцев до своего 72-летия. После его смерти огромная империя раскололась на несколько королевств, однако проделанная им огромная работа не была напрасна и оставила непреходящее наследие.

Железная корона Ломбардии

Рождество 800 года Карл Великий встречал в Риме. 25 декабря, когда погруженный в молитву Карл находился в соборе Святого Петра перед могилой апостола, к нему приблизился папа Лев III и под торжествующие крики народа провозгласил Карла императором. Тут же папа помазал его на царство и возложил на голову императора древнюю корону ломбардских королей…

Эйнхард, придворный историк Карла Великого, позже пытался представить дело так, словно эта коронация была сплошной импровизацией, а сам Карл якобы был не расположен принимать императорский титул и, если бы знал заранее намерения папы, ни за что бы не пошел в церковь: «Он принял имя Императора и Августа, чего вначале совершенно не желал и утверждал, что если бы знал заранее о замысле папы, то в тот день не пошел бы в церковь, несмотря на то, что это был один из главных праздников…» Однако в действительности император лукавил: события развивались согласно хорошо продуманному сценарию. Таким образом, впервые со времени падения Римской империи в Европе появился новый император; основанная им империя позже получила название Священной Римской империи.

Корона, возложенная папой на голову Карла Великого в тот памятный день 25 декабря 800 года, сохранилась до сего дня. Она известна под именем Железной короны Ломбардии (Corona Ferrea) и находится в соборе итальянского города Монца, где хранится в особой часовне — капелле Теодолинды. Это древнейшая из дошедших до наших дней королевских регалий Европы. Ее история, особенно ранняя, связана с многочисленными тайнами и легендами. Лишь в последние годы завеса тайн, окутывающих Железную корону, начала приподниматься благодаря исследованиям современных ученых, использующих в работе новейшие методы научного анализа.

Железная корона получила свое название от узкой полосы железа шириной приблизительно один сантиметр, идущей по внутренней ее части. Согласно традиции эта полоса представляет собой расплющенный гвоздь — один из тех гвоздей, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. По этой причине корона долгое время почиталась как религиозная реликвия.

История Железной короны восходит к 324 году, к тем временам, когда императрица Елена, мать императора Константина Великого, начала свои известные раскопки в Иерусалиме на Голгофе с целью отыскания подлинных реликвий, связанных с последними часами земной жизни Иисуса Христа. Ей удалось, в частности, найти Крест Господень и гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту. Крест остался в Иерусалиме, а гвозди Елена отправила в Константинополь своему сыну Константину.

Несколько гвоздей Константин отослал в дар различным политическим и церковным деятелям, используя реликвии как инструмент дипломатии. Таким образом один гвоздь оказался в Италии — в точности неизвестно, как и когда. Спустя два века папа римский Григорий Великий (590–604) подарил этот гвоздь Теодолинде, королеве лангобардов (ломбардцев). В ту пору лангобарды представляли собой самую серьезную опасность для Италии. В 592 году они разрушили Рим, в 598 году нанесли поражение византийцам. Папа Григорий Великий путем долгих переговоров в итоге все же сумел устранить опасность со стороны лангобардов, и подаренный королеве Теодолинде гвоздь Креста Господня должен был, очевидно, закрепить достигнутый успех. Таким образом, реликвия вновь послужила инструментом дипломатии.

Согласно преданию, Теодолинда распорядилась изготовить королевскую корону Ломбардии и вставить в нее подаренный папой гвоздь (по другой версии, эта корона была прислана в Италию еще Константином Великим, и Теодолинда получила ее из рук папы Григория).

В 628 году Теодолинда пожертвовала эту корону собору Сан-Джованни Баттиста в Монце, где из-за вставленного в нее гвоздя она хранилась как священная реликвия. И собор, и сам город были тесно связаны с историей королевства лангобардов. Монца являлась его фактической столицей (номинальной столицей был другой итальянский город, Павия), здесь располагались дворец Теодолинды (ранее служивший дворцом для короля остготов Теодориха Великого, 470–526) и дворцовая Палатинская капелла, в которой хранились государственная казна и символы королевской власти, включая Железную корону. Собор Сан-Джованни, где ныне хранится реликвия, был основан в Монце в 595 году королевой Теодолиндой.

Железная корона стала символом Ломбардского королевства, а позже — всей средневековой Италии. В 800 году ее статус поднялся до общеевропейского уровня: этой короной был коронован первый император послеримского периода. В дальнейшем Железной короной короновались все без исключения императоры Священной Римской империи. Итальянский историк Бартоломео Дзуччи, живший в Монце, еще в 1600 году подсчитал, что в период с 800 по 1600 год Железная корона использовалась для коронаций 34 раза. Ею короновались такие известные исторические личности, как Карл Великий, Оттон I, Генрих IV, Фридрих I Барбаросса. Судя по всему, именно ее Карл Великий, умирая, 11 сентября 813 года возложил на голову своего преемника Людовика Благочестивого: «В конце жизни, когда его тяготили болезнь и старость, Карл призвал к себе Людовика, короля Аквитании, единственного из сыновей Хильдегарды, оставшегося в живых. Собрав надлежащим образом со всего королевства знатнейших франков, Карл при всеобщем согласии поставил сына соправителем всего королевства и наследником императорского титула. Возложив на его голову корону, Карл приказал именовать Людовика Императором и Августом. Это решение с одобрением было поддержано всеми присутствующими, ибо казалось, что оно было вдохновлено свыше на благо всего государства. И это деяние приумножило авторитет Карла и внушило огромный страх чужеземным народам», — сообщает Эйнхард.

Согласно обычаю императоры Священной Римской империи должны были короноваться трижды: один раз как короли Германии, один — как короли Италии и в третий раз — как императоры (в этом случае их, как правило, короновал папа римский). Коронации с участием Железной короны происходили обычно в Милане, в соборе Сан-Амброджио, иногда — в Монце или в Павии, формальной столице Итальянского королевства, а время от времени и в других городах.

Традиция, согласно которой все короли Италии должны короноваться Железной короной, принимая ее из рук архиепископа Миланского, восходит к очень древним временам, хотя ее первые документальные подтверждения относятся лишь к XI веку. В промежутках между коронациями Железная корона хранилась в соборе Монцы. По традиции, восходящей еще к временам королевы Теодолинды, Монца считалась «королевским городом», прямой собственностью императоров, ее жители пользовались различными привилегиями и были освобождены от уплаты налогов. Это обстоятельство, однако, не гарантировало горожан от финансовых проблем, и однажды, в 1248 году, Железную корону даже пришлось заложить в качестве гарантии уплаты чрезвычайного военного налога. Вернуть ее в Монцу удалось только в 1319 году. Вслед за этим корону отправили в Авиньон, где в ту пору находился папский двор. Здесь корона оставалась до 1345 года. В течение этого периода она даже была похищена, но вора быстро нашли, а корону вернули на место.

Традицию тройных коронаций прервал император Карл V. В 1556 году он разделил земли империи между своим сыном Филиппом и братом Фердинандом, что фактически означало обособление Италии от Германии. Столицей германских земель стала Вена, где располагались императорский двор и подчиненные ему органы управления. Два века спустя герцогство Миланское перешло под контроль Австрии, и древняя традиция была возобновлена: австрийский император Франц II короновался в 1792 году Железной короной.

26 мая 1805 года в Милане состоялась одна из самых известных коронаций с использованием Железной короны Ломбардии: Наполеон Бонапарт короновался в качестве короля Италии. Архиепископ Миланский наделил восседающего на троне Бонапарта знаками королевского достоинства, после чего Наполеон взял с алтаря Железную корону, возложил ее себе на голову и произнес традиционную формулу, используемую при возведении на престол королей Ломбардии: «Бог дал мне ее — горе тем, кто коснется ее!» В память об этом событии 15 июня 1805 года Наполеон основал орден Железной короны. После падения Бонапарта и присоединения Ломбардии к Австрии этот орден был повторно установлен австрийским императором Францем II 1 января 1816 года.

6 сентября 1838 года в Милане император Фердинанд I короновался Железной короной в качестве короля Ломбардии и Венеции. В 1859 году, после войны между Австрией и Италией, в результате которой австрийцы должны были уйти из Ломбардии, Железная корона была перемещена в Вену, где оставалась до 1866 года, после чего ее вернули Италии.

Правители объединенного Итальянского королевства (1861–1946) никогда не использовали Железную корону для собственных коронаций — отчасти потому, что в предшествующие десятилетия она стала своеобразным символом австрийского господства. В 1883 году король Умберто I подтвердил за Железной короной статус реликвии и национального исторического памятника, официально возложив ответственность за нее на клириков собора в Монце. Существовал план коронации Умберто I Железной короной в условиях, когда политический климат станет более благоприятен для этого (в те годы отношения Итальянского государства и Церкви были достаточно напряжены). Однако убийство короля в 1900 году не позволило осуществиться этим планам. На могиле Умберто I в римском Пантеоне ныне лежит бронзовая копия Железной короны.

Последнее «приключение» в истории короны произошло во время Второй мировой войны: в 1943 году кардинал Ильдефонсо Шустер, опасаясь, что нацисты конфискуют реликвию, тайно переправил ее на территорию Ватикана, где корона оставалась до 1946 года.

С провозглашением Итальянской Республики в 1946 году Железная корона окончательно утратила роль символа власти, сохранив за собой значение выдающейся исторической реликвии. В последние годы она стала объектом пристального внимания ученых, стремящихся разгадать загадки самой древней королевской регалии Европы.

Происхождение Железной короны остается неопределенным, хотя большинство специалистов согласны в том, что она представляет собой работу восточных ювелиров. Наиболее вероятно, что она была изготовлена в V веке в Константинополе, хотя традиция относит дату ее создания к временам правления королевы Теодолинды (ум. в 625 г.). Корона состоит из шести прямоугольных чеканных золотых сегментов, соединенных вертикальными шарнирами и украшенных эмалью и драгоценными камнями, образующими рельефные вставки в форме крестов и цветов. Размеры каждого из сегментов, изготовленных из золота приблизительно 800-й пробы, составляют 5,3–5,5 см в высоту и 7,9–8,1 см в ширину.

Небольшой размер короны и ее шарнирная конструкция заставили некоторых исследователей предположить, что изначально Железная корона не предназначалась для целей коронации (она слишком мала для человеческой головы) и являлась либо вотивной, либо вообще не короной, а широким браслетом. Однако тщательное исследование короны и поиск новых исторических документов, проливающих свет на ее историю, позволили установить, что первоначально корона состояла не из шести, а из восьми сегментов, два из которых были утрачены, по-видимому, в период 1248–1300 гг., когда корона была отдана в залог в Умилиати, где хранилась в монастыре Святой Агаты. После 1300 года все документы описывают корону уже как «маленькую». В 1345 году она реставрировалась в мастерской известного ювелира Антелотто Браччифорте, однако два утраченных сегмента так и не были восстановлены.

Большой интерес во все времена вызывал знаменитый гвоздь от Распятия, благодаря которому корона получила наименование Железной. Традиция возводила его, равно как и корону, ко временам императрицы Елены и ее сына Константина Великого. Надгробная «Похвала» в адрес византийского императора Феодосия, написанная клириками собора Сан-Амброджио в Милане в 395 году, сообщает, что императрица Елена, отыскав гвозди, которыми Христос был пригвожден к кресту, распорядилась изготовить для сына императорскую диадему и вставить в нее один из гвоздей («Святой гвоздь увенчал главу императора»). Это произошло в понтификат папы римского Сильвестра (326 г.).

Полоска железа шириной около 10 мм и толщиной 1 мм является расплющенным гвоздем Креста Христова, тянется вдоль нижней части короны с внутренней стороны. Уверенность в том, что это именно гвоздь Распятия, появилась, надо сказать, довольно поздно: в XVI столетии. Упоминавшийся выше историк Бартоломео Дзуччи писал в 1602 году, что Железная корона, несомненно, является диадемой императора Константина и что вставленная в нее полоска железа есть не что иное, как гвоздь Креста Христова. Столетием позже другой итальянский историк, Лудовико Антонио Муратори, высказывал прямо противоположное мнение. Он отмечал, в частности, что по сравнению с гвоздями римской эпохи, которые, в частности, применялись при такой специфической казни, как распятие, полоска железа, вставленная в корону, чрезмерно мала. Церковные власти обратились к проблеме только в начале XVIII столетия. В конце концов в 1717 году папа Климент XI постановил, что при отсутствии уверенности в реальном происхождении гвоздя Креста Христова в Железной короне корону следует почитать как реликвию на основании установившейся традиции.

В 1985 году итальянские исследователи, изучавшие корону, обнаружили, что полоска серого металла на ее внутренней части, традиционно считавшаяся железной… не притягивает к себе магнит! Это послужило толчком к началу тщательного исследования короны. В 1993 году были опубликованы его сенсационные результаты: мнимое железо оказалось вовсе не железом! Это — потемневшее от времени серебро. По мнению итальянского ученого Валериано Масперо, серебряная полоска представляет собой результат реставрации, проведенной в 1345 году ювелиром Антелотто Браччифорте, — с ее помощью мастер укрепил обветшавшую корону, утратившую к тому времени два звена из первоначальных восьми. Легенда о «священном гвозде» родилась уже как минимум сто лет спустя, когда было обнаружено, что полоска потемневшего металла «чудесным образом» не ржавеет.

Как бы то ни было, Железная корона занимает особое место в ряду реликвий древности и представляет собой нечто гораздо большее, чем просто ювелирное изделие старых мастеров. Живой свидетель огромного числа исторических событий, она символизирует собой целую историческую эпоху и сегодня по праву занимает первое место в числе других королевских регалий Европы.

Корона Карла Великого

Вплоть до 1775 года (даты коронации последнего короля, Людовика XVI) французские монархи короновались древней наследственной короной франкских королей, за которой закрепилось название короны Карла Великого. На самом деле она, вероятно, была изготовлена для Карла Лысого (правил в 843–877 гг.). Первоначально корона представляла собой простой золотой обруч с четырьмя припаянными к нему золотыми прямоугольными пластинами, равномерно расположенными по окружности и украшенными драгоценными камнями. Вероятно, при короле Филиппе II Августе (1180–1223) к этим четырем первоначальным пластинам добавились четыре большие геральдические лилии, также украшенные драгоценными камнями. Эта корона использовалась для всех церемоний коронаций, которые по традиции проводились не в Париже, а в Реймсе, в соборе Нотр-Дам. У французских королей были также свои личные короны, для частного использования. Многие из этих корон позже попали в сокровищницу аббатства Сен-Дени близ Парижа — традиционного места погребения монархов из династии Капетингов. Но коронационный головной буор Карла Великого, на протяжении восьми столетий передававший из поколения в поколение, был варварски уничтожен в годы кровавой французской революции — как, впрочем, и почти все средневековые регалии французских монархов. До наших дней уцелели только одна из личных корон — корона Людовика XV, изготовленная в 1722 году, коронационный меч французских королей (который традиция связывает с именем Карла Великого), скипетр, известный под названием «рука Правосудия», и скипетр Карла V, дошедший до нас из XIV столетия.

 

Корона Священной римской империи германской нации


Reichskrone

Этой короной, традиционно называемой «короной Карла Великого», короновались почти все германские монархи раннего Средневековья начиная с Конрада II (990–1039) — первого римско-германского императора из Франконской династии. Корона была изготовлена вероятнее всего в конце X века, а первое упоминание о ней появилось в XII веке.

Корона Священной римской империи

Корона Священной римской империи

Наряду с императорским крестом (Reichskreuz), императорским мечом (Reichsschwert) и «Святым Копьём» (Heilige Lanze) корона была самой важной частью императорских регалий (Reichskleinodien). Во время коронации корона вручалась новому монарху вместе со скипетром (Zepter) и державой (Reichsapfel).

Коронация Иосифа II

Коронация Иосифа II как римского короля в церкви Св. Варфоломея во Франкфурте-на-Майне (фрагмент). Архиепископ Майнцский в сопровождении архиепископов Кельна и Трира венчают Иосифа II императорской короной.

«Корона Карла Великого», как и большинство других имперских регалий, с 1424 по 1796 год постоянно хранилась в Нюрнберге — исторической столице Франкского государства, и могла  быть вывезена к месту коронации нового императора, после чего обязательно возвращалась к месту постоянного хранения.

Корона Карла Великого

Корона Карла Великого

Корона была изготовлена для императора Оттона I Великого или для его сына Оттона II как  императора-соправителя во второй половине Х века, возможно, в мастерских бенедиктинского аббатства в Райхенау или в Милане.

 

 

Император Карл Великий

Император Карл Великий. Копия "идеального" портрета Альбрехта Дюрера, Нюрнберг, около 1600 г. Холст, масло. 209х119,5 см.

Корона Карла Великого не похожа ни на одну из известных корон и имеет оригинальную форму. Вместо круглого венца это восьмигранник — он состоит из восьми закругленных вверху пластин.

С помощью сложных теологических выкладок корона символизирует трансцендентальный характер средневековой концепции мирового господства. Октагональная форма объясняется тем, что «Небесный Иерусалим», град Божий, представлялся имеющим восемь углов. Число «8» присутствует в декоре многих императорских знаков власти (например, в палатинской часовне в Экс-ла-Шапель).

Пластины посредством золотых заклёпок прикреплены к двум металлическим кольцам  внутри короны. Пластины короны сделана из качественного золота и украшены 144 жемчужинами и драгоценными камнями. Жемчуг и камни помещены в оправы, создавая эффект, как будто камни сияют изнутри.

Двенадцать драгоценных камней на налобной пластине символизируют 12 апостолов Нового Завета. Двенадцать камней на затылочной — 12 колен Израилевых Ветхого Завета. Оттонианские короли считали себя преемниками апостолов и первосвященников.

Эмалевая миниатюра с царем Давидом

Эмалевая миниатюра с царем Давидом. На бандероли надпись из псалма: "HONOR REGIS IUDICIUM DILIGIT" (Господь любит праведных).

Четыре пластины (Bildplatten) украшены картинами с эпизодами из Библии и изготовлены в технике византийской перегородчатой эмали — на них демонстрируются три эпизода из Ветхого Завета и один из Нового: изображены Христос с двумя серафимами, а также ветхозаветные короли Давид, Соломон и Иезекия с пророком Исаей. Надписи поясняют их связь с королем, говорят о милости Господней, справедливости, мудрости и долголетии.

Другие четыре пластины (Steinplatten), имеют большие размеры и украшены исключительно драгоценными камнями и жемчугом.

Оборотная сторона креста

Оборотная сторона креста

Венчает корону высокая дуга с жемчужным шитьем с именем Конрада II. В месте соединения дуги и налобной пластины укреплен крест, который датируется годами правления Генриха II (1002–1024). Его лицевая сторона выложена драгоценными камнями и жемчугом и символизирует победу. На гладкой внутренней стороне выгравирована фигура распятого Спасителя, который «смертью смерть попрал».

Таким образом императорская корона имела христологическое значение: император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает силу и которому дает отчет о своих деяниях. «ME REGES REGNANT» (Моим именем правят цари)

 

 история с короной Карла Великого получила неожиданное продолжение уже в начале XIX столетия. В марте 1804 года сенат Французской республики обратился к первому консулу Наполеону Бонапарту с предложением сделать его власть наследственной, а именно — провозгласить его императором. 18 мая того же года сенат утвердил закон, первая статья которого гласила: «Правительство республики доверяется Императору, который принимает титул императора французов». Первоначально это звание воспринималось многими как особая форма признания исключительных военных заслуг Наполеона. Титул императора ассоциировался с Римской империей, железная поступь легионов Бонапарта — с доблестью римских легионов. «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для блага народа», — сдержанно ответил Наполеон посланцам сената. А 10 фримера (1 декабря) сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты всенародного плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов поданы за провозглашение Наполеона императором французов.

Традиционным местом коронации французских королей являлся собор в Реймсе, однако для церемонии коронации Наполеона было избрано другое место — собор Парижской Богоматери. Наполеон организовал ее столь же тщательно и всесторонне, как и свои военные кампании. Общее руководство церемонией было возложено на графа Луи Филиппа де Сегюра. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтень отремонтировали сильно поврежденный в дни кровавой французской революции собор Парижской Богоматери и оформили его интерьеры в стиле ампир, художник Жан-Батист Исабей разработал эскизы костюмов. Римский папа Пий VII прибыл в Париж, чтобы освятить восшествие на трон императора Наполеона I. На коронацию явились десятки депутаций от различных городов Франции, армии и флота, законодательных собраний, органов судебной власти и т. д. и т. п. Процедура коронации во многом повторяла традиционную процедуру коронации последних французских королей из династии Бурбонов, однако Наполеон добавил к ней многое из обычаев, использовавшихся во времена Карла Великого. Правда, церемония коронации Карла Великого включала в себя процессию двенадцати девственниц с зажженными свечами, однако кто-то из окружения Наполеона полушутя-полусерьезно заметил, что после пятнадцати лет революции отыскать в Париже такое количество девственниц будет затруднительно. В итоге ритуал пришлось сосредоточить вокруг «императорских» регалий.

Одним из драматических эпизодов кровавой французской революции стало разграбление и уничтожение древних регалий французской короны. Поэтому все принадлежности для коронации Наполеона пришлось делать заново. Известный ювелир Мартин Бьенне изготовил по заказу императора золотую корону в средневековом стиле. В соответствии с традицией она состоит из восьми полуарок, сходящихся к центру — золотой сфере, на вершине которой помещено распятие. Эта корона получила название короны Карла Великого. Так именовался древний коронационный венец французских королей, уничтоженный в годы французской революции. Восстанавливая это наименование, Наполеон апеллировал к имени великого деятеля французского и европейского Средневековья, продолжателем дел которого, очевидно, считал самого себя.

Другая корона была изготовлена в форме золотого лаврового венца и была призвана напомнить о другой героической эпохе, не менее любимой Наполеоном — о временах Римской империи. В Древнем Риме лавровый венок считался высшим знаком воинской доблести и знаком достоинства римских императоров. Первые императоры не имели никаких корон, а носили только лавровый венок. Возложение на голову Наполеона золотого лаврового венка (к слову, обошедшегося казне в 8000 франков) напоминало о традициях той давней эпохи и рождало у современников множество ассоциаций между Римской империей и империей Наполеона.

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. На то, чтобы совершить весь пышно обставленный ритуал, потребовалось, по одним сведениям, три часа, по другим — целых пять часов, причем в течение церемонии Наполеон несколько раз менял костюмы. Современники, оставившие свои воспоминания об этом торжественном акте, расходятся в подробностях. Согласно расхожей версии, восходящей к «Мемуарам» недоброжелательно настроенной к Наполеону герцогини д’Абрантес, Бонапарт, вырвав корону из рук папы римского, сам возложил ее на свою голову: якобы он не хотел получать свою корону из чужих рук. Свидетельства других очевидцев опровергают это утверждение: согласно, например, графу Сегюру, церемония прошла в полном соответствии с планом. Папа римский благословил короны и другие регалии, после чего их положили на алтарь. Наполеон приблизился к алтарю, взял в руки корону Карла Великого и возложил ее себе на голову. Потом снял корону и увенчал себя золотым лавровым венком. С короной Карла Великого в руках, с золотым лавровым венком на голове Наполеон приблизился к вставшей на колени Жозефине и коснулся короной ее головы. «Бедный, наивный корсиканец! — замечает по этому поводу А. З. Манфред, автор книги „Наполеон Бонапарт“. — Он, верно, и в самом деле надеялся, что эта комедия переодеваний, эта выставленная напоказ роскошь, это богатство, великолепие торжественной церемонии, граничащей с театрализованным представлением, с балаганом, могут упрочить новую власть».

Коронация Наполеона осталась запечатлена не только в мемуарах современников, но и на монументальном полотне знаменитого французского художника Жака-Луи Давида. Прославившийся в 1780-е годы как великий мастер кисти, воспевший в своих картинах революционные идеалы, позже — якобинец, член Комитета общественной безопасности и друг Робеспьера, к началу XIX столетия Давид стал придворным живописцем Наполеона, бестрепетно угождавшим вкусам и требованиям своего августейшего покровителя. Выполняя поручение императора, художник работал над полотном «Коронация» четыре года. Эта огромная картина должна была стать инструментом политической пропаганды — Давид прекрасно понимал, что надо писать.

Сегодня благодаря полотну Давида мы можем увидеть это отделенное от нас почти двумя столетиями торжество: бордовый бархат и блеск белого шелка, темные зеленые тона и темное золото короны в руках императора, яркие мундиры свиты маршалов, высших сановников империи… В центре — фигура императора в длинной, до пола, белой тунике, отороченной горностаем, с золотой короной в руках, возлагаемой на голову Жозефине. Это — своеобразный знак, намекающий на продолжение рода: императрица должна родить наследника, который займет трон после смерти Наполеона. Вся картина проникнута аллюзиями, призванными напоминать о связи между империей Бонапарта и Римской империей. Эту связь Наполеон будет подчеркивать постоянно на протяжении всего своего недолгого правления. На монетах императора изображали увенчанным лавровым венком, наподобие римских императоров; в таком же виде он запечатлен многочисленными скульпторами.

Империя Наполеона просуществовала исторически ничтожный срок — всего десять лет. Вернувшие себе королевский трон Бурбоны стремились ликвидировать те остатки культа Наполеона, что еще сохранялись во французском обществе. В 1819 году все императорские регалии, включая золотой лавровый венок, столь часто изображавшийся живописцами и скульпторами, были уничтожены. От венка уцелел только один золотой листок. Ныне он бережно сохраняется как реликвия, заключенный в специальный футляр.

Что касается «короны Карла Великого», то ее решено было оставить в качестве компенсации за уничтоженную в годы революции древнюю коронационную корону французских королей. Правда, использовать ее по прямому назначению больше так никому и не довелось. Король Людовик XVIII Бурбон, брат убитого Людовика XVI, взойдя в 1814 году на французский трон, решил не устраивать коронацию. Его наследник Карл X, став королем в 1824 году, восстановил традицию коронаций в Реймсе и был коронован с использованием единственной уцелевшей от предреволюционных времен французской королевской короной — короной Людовика XV. Наполеон III, став французским императором в 1852 году, отказался от обряда коронации. А в 1885 году Национальное собрание Франции приняло решение продать большую часть королевских и императорских регалий и драгоценностей с тем, чтобы воспрепятствовать всем попыткам реставрации монархической власти. Лишь несколько предметов было сохранено благодаря их исторической ценности. В их число попала и корона Наполеона — «корона Карла Великого». Ныне эта реликвия, напоминающая о бурной эпохе Наполеоновских войн и Первой империи, демонстрируется в парижском Лувре.

Меч Карла Великого

Знаменитая «Песнь о Роланде» донесла до нас название меча Карла Великого — Жуайез, что обычно переводится как «Радостный»:

Вот на лугу лег император спать.
Его копье большое — в головах.
В доспехах он остался до утра.
Броня на нем, блестяща и бела,
Сверкает золотой его шишак,
Меч Жуайез свисает вдоль бедра, —
Он за день цвет меняет тридцать раз.
Кто не слыхал про острие копья,
Пронзившее распятого Христа?
Теперь тем острием владеет Карл.
Его он вправил в рукоять меча.
В честь столь большой святыни свой булат
Он Жуайезом — «Радостным» — назвал.

И далее:

Карл первым стал изготовляться к бою
Шлем завязал, надел свой панцирь добрый
И бедра препоясал Жуайезом,
Мечом, блестящим, словно в полдень солнце.
На шею он повесил щит геронский,
Схватил копье, потряс его рукою,
Сел на коня лихого Тансандора,
Что добыл он у брода под Марсоной,
Где им убит был Мальпален Нарбоннский.
Он отпустил узду, пришпорил лошадь,
Мчит сквозь тридцатитысячное войско,
Взывает: «С нами бог и Петр-апостол!»

«Песнь о Роланде» повторяет распространенную в эпоху Средневековья легенду о том, что в рукоять меча Карла Великого было вделано легендарное копье сотника Лонгина. Семьсот лет спустя американский писатель Томас Булфинч (1796–1867) в своей книге «Легенды о Карле Великом, или Романсы Средневековья» (1863) изобразил, как Карл Великий казнит своим Жуайезом сарацинского военачальника и этим же мечом посвящает своего соратника Ожье Датчанина в рыцари. Легенды утверждают, что Жуайез являлся одним из легендарных четырех мечей власти. Рассказывают, что в одном из сражений Карл Великий потерял меч, но один из его рыцарей отыскал Жуайез. В благодарность Карл пожаловал этому рыцарю апанаж (удел), получивший название Жуайез в честь меча; современный французский город Жуайез в Провансе до сих пор сохраняет это название.

По одной из версий, в 814 году легендарный меч был предан земле вместе с телом скончавшегося Карла Великого, по другой — был передан в аббатство Сен-Дени и в дальнейшем вошел в число коронационных регалий французских монархов. До наших дней сохранились два меча, которые по традиции связываются с именем Карла Великого. Один ныне хранится в парижском Лувре, другой (это, скорее, не меч, а сабля) — в бывшей имперской сокровищнице во дворце Хофбург в Вене.

Меч, находящийся сегодня в Лувре, принадлежит к числу самых известных мечей в мире. Традиционно в течение многих столетий он использовался во время коронации королей Франции и входил в число регалий французского королевского дома. Молва утверждала, что это и есть знаменитый Жуайез Карла Великого. Романтически настроенные любители исторических загадок даже полагают, что возраст этого меча намного старше, он мог быть изготовлен задолго до эпохи Карла Великого. Специалисты настроены более трезво, но и они затрудняются точно датировать овеянное легендами оружие.

Клинок у меча довольно тонкий и относительно широкий, его длина составляет 828 мм (общая длина меча — 980 мм), ширина в основании — 45 мм. Тяжелое золотое навершие эфеса сердцевидной формы имеет высоту 53 мм и сделано из двух половинок. Золотая рукоять 107-миллиметровой длины была украшена геральдическими лилиями, но при коронации Наполеона в 1804 году они были удалены. Золотая крестовина шириной 226 мм имеет форму двух крылатых драконов с лазуритовыми глазами; на ней сохранился латинский текст с указанием веса, читающийся следующим образом: «Deux marcs et demi et dix esterlins» («Две марки с половиной и десять стерлингов»). Общий вес меча составляет 1 кг 630 г.

Ножны для меча имеют длину 838 мм и ширину в устье 70 мм. Они покрыты фиолетовым бархатом и украшены геральдическими лилиями, вышитыми золотом (бархат и лилии были добавлены в 1824 году для коронации Карла X). Устье изготовлено из позолоченного серебра и усыпано драгоценными камнями.

Меч долгое время хранился в аббатстве Сен-Дени наряду с другими королевскими регалиями и Орифламом — боевым знаменем Французского королевства. Уже в Средние века бытовало убеждение, что это оружие принадлежало Карлу Великому. Большинство современных исследователей, отмечая прекрасное мастерство, с которым сделан меч, склонны полагать, что это все-таки не легендарный Жуайез. Хранящийся в Лувре меч имеет,по их мнению, гораздо более позднюю дату: XII–XIII века. Об этом свидетельствуют пропорции меча и ряд украшающих его декоративных элементов. В то же время меч не имеет никаких известных аналогий, а датировка его по стилевым признакам довольна спорна…

На сегодняшний день существуют две основные версии происхождения меча. Согласно первой, в основе его лежит все-таки Жуайез, легендарный меч Карла Великого. По мнению сторонников этой теории, об этом свидетельствует декор рукояти, не характерный для более поздних мечей; этот декор указывает на раннюю дату изготовления. Но клинок, скорее всего, следует считать более поздним: каролингские мечи были короткими и более широкими, напоминающими римский гладиус. Таким образом, меч составлен из разных частей, самые ранние из которых относятся приблизительно к 800 году, т. е. к эпохе Карла Великого. Некоторые специалисты видят даже сходство художественного оформления головки эфеса с декоративным стилем эпохи Сасанидов, и в этой связи было высказано мнение, что западноевропейский мастер (а меч, несомненно, изготовлен в Западной Европе) по неясным причинам пытался подражать этому стилю. Эта гипотеза отчасти помогает оценить возраст меча: период расцвета искусства Сасанидов — середина VII века, традиции этого искусства были живы еще около столетия; следовательно, меч вряд ли мог быть создан позже VIII века.

Приверженцы второй версии убеждены, что весь меч является поздним изделием. На это указывают общие пропорции меча, а не только клинка. Наиболее вероятный период его изготовления — не ранее 1150 года и не позднее начала XIII столетия. Декор меча близок по стилю основным течениям европейского искусства того времени. Возможно, этот меч в XIII веке заменил собой оригинальный Жуайез и был задуман как его более или менее точная копия — этим объясняются все архаические черты его облика. В последующие столетия меч, очевидно, несколько раз «подновлялся», и эти подновления окончательно запутали картину. Наиболее распространенная сегодня точка зрения такова: головку эфеса следует датировать X–XI веками, перекрестие — 2-й половиной XIII веками, рукоять — XII веком. В отношении клинка мнения расходятся: одни считают, что он все-таки средневековый, другие — что он относится к началу XIX века и появился после реставрации меча в 1804 году, проводившейся по случаю коронации Наполеона.

 

"Жуайоз" - "Меч Карла Великого". По преданию принадлежал Карлу Великому, хотя достоверность этого подвергается сомнению. Этот меч долгие годы служил коронационным мечом французских королей.




 

Самый первый факт использования этого меча в церемониальных целях зафиксирован в 1270 году, при коронации Филиппа Смелого. Церемония коронации обычно проводилась в Реймсском соборе, а королевские регалии привозили сюда из Сен-Дени, где они хранились все остальное время. Инвентарная опись, сделанная в 1505 году, упоминает коронационный меч Карла Великого наряду с тремя другими историческими мечами: это были меч Людовика IX (правил в 1226–1270 гг.), сопровождавший его в Первом крестовом походе, меч Карла VII (1422–1461) и меч Реймсского архиепископа Турпина (ум. в 800 г.). Ни один из них не сохранился до наших дней; что же касается меча Карла Великого, то он уцелел лишь чудом и попал в хранилище Лувра 5 декабря 1793 года.

Если аутентичность французского меча продолжает вызывать споры, то сабля Карла Великого, хранящаяся в Вене, кажется, не вызывает никаких сомнений: это, конечно, не Жуайез, но оружие, бесспорно принадлежавшее легендарному императору. До 1794 года она хранилась в Аахене, былой столице Карла Великого (правда, когда именно попала туда сабля — неизвестно, и вообще об истории этого оружия известно крайне мало). Полная длина сабли составляет 1060 мм, длина клинка, изготовленного из углеродистой стали, — 840 мм. Медная позолоченная рукоять украшена сложным растительным орнаментом. Деревянные ножны покрыты кожей и дополнены позолоченными медными устьем и длинным наконечником, покрытыми узорами, выдержанными в едином стиле с узором на рукояти. Исследователи, изучавшие саблю, обнаружили следы ремонта, которому подвергалось оружие в XV столетии.

По мнению специалистов, сабля имеет, несомненно, восточноевропейское происхождение и ее следует датировать 2-й половиной IX столетия. Каким образом это традиционное оружие конных воинов евразийских степей вошло в число имперских регалий, неизвестно, но богатое художественное оформление ясно указывает на то, что сабля была изготовлена для какого-то богатого и знатного человека. Наиболее вероятно, что она попала к Карлу Великому в результате его походов на авар в 795–796 годах в качестве боевого трофея.

Существует романтическая версия о том, что эта сабля — не что иное, как меч легендарного вождя гуннов Аттилы. Предания, уходящие своими корнями в глубокую, еще скифскую древность, называют этот меч «божественным», «небесным»; тот, кто владеет им, непобедим и будет владеть всем миром. По преданию, он упал с неба. Однажды меч нашел безвестный мальчик-пастух. Увидев торчащую из земли рукоять, он попытался вытащить оружие, но тут меч неожиданно запылал и сам выпрыгнул из земли. Дождавшись, когда стальной клинок остынет, мальчик взял меч и отнес его к вождю своего народа — Аттиле. Он был уверен, что только правитель достоин обладать таким необычным мечом. Став обладателем небесного оружия, Аттила повел гуннов на запад. Он сокрушил германские племена Восточной и Центральной Европы и обрушился на Римскую империю, все сметая на своем пути. Современники называли Аттилу «потрясателем Вселенной», «Божьим бичом»; на руинах поверженных им царств обладатель «меча богов» создал самое сильное в мире государство — правда, распавшееся сразу после его смерти.

Сабля, хранящаяся в венской сокровищнице, действительно принадлежит к кругу изделий оружейников степных кочевых народов, но следует ли связывать ее с именем Аттилы — вопрос спорный. Легенда о происхождении меча имеет вполне реальные корни и, возможно, в поэтической форме отражает древний венгерский метод получения стали из железа: откованный меч втыкали в землю на вершине какого-либо кургана, холма или другой насыпи и оставляли его в таком положении в ожидании, когда в меч ударит молния. Упавший с неба мощный электрический разряд изменял молекулярную структуру железа, и в руках мастеров оказывалось готовое стальное изделие. Такие мечи, с точки зрения древних мадьяр, в буквальном смысле имели божественное происхождение, так как в их изготовлении участвовали сами Небеса — молния в глазах венгров была «стрелой Бога». Поэтому историю с находкой меча, изложенную в легенде об Аттиле, в известном смысле можно считать правдоподобной. Но вот принадлежала ли в действительности «сабля Карла Великого» знаменитому вождю гуннов? Доказать эту увлекательную гипотезу невозможно. В нее можно только верить или не верить…

 

 

 

Сабля, наряду с Императорским (или Коронационным) Евангелием (Reichsevangeliar) и «Кошельком Святого Стефана» (Stephansbursa), относится к императорским регалиям (Reichskleinodien) к группе так называемых «Ахенских клейнодов», то есть тем атрибутам власти римско-германских императоров, которые до 1794 г. хранились в Ахене и только потом были перевезены в Сокровищницу дворца Хофбург в Вене.

Сабля Карла Великого / Schwert Karls des Großen

Сабля Карла Великого / Schwert Karls des Großen

Сабля Карла Великого / Schwert Karls des Großen

Сабля Карла Великого / Schwert Karls des Großen

Точных сведений о происхождении сабли и времени ее присоединения к императорским знакам власти нет. Легенды о том, что это «Меч Аттилы» или «часть добычи Анвара 796 года», или «дар Гаруна аль Рашида» не имеют под собой оснований. После того, как сабля утвердилась среди реликвий Карла Великого, новый император при коронации перепоясывался ею.

Сабля, скорее всего, изготовлена в Восточной Европе (может быть в Венгрии) приблизительно в первой половине Х века. У нее стальной клинок с медной инкрустацией и частичным золочением. Деревянная рукоять обтянута рыбьей кожей и украшена золотом, серебром, позолотой и драгоценными камнями. Ножны деревянные, обтянуты кожей и украшены золотом. Длина сабли 90,5 см.

 

Картина дня

наверх