«Туркестанская серия» была написана Василием Верещагиным в 1871-1873 гг. в Мюнхене по мотивам поездок художника в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 гг. В состав Туркестанской серии входит и небольшая подсерия «Варвары» («Героическая поэма»), которую Верещагин решил выделить и придать ей самостоятельное значение. Эта подсерия посвящена исключительно военным сюжетам.
В 1867 г. К.П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу – тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправился в Ташкент и Самарканд. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил Орден Святого Георгия 4-го класса «В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 Июня 1868 года». В конце 1868 г. художник приехал в Петербург, оттуда в Париж, а затем снова в Петербург. В 1869 г. он при содействии Кауфмана организовал в столице «Туркестанскую выставку». После окончания выставки Верещагин снова отправился в Туркестан, на этот раз через Сибирь.
В 1871 г. Верещагин переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. Через два года он завершил Туркестанскую серию, в которую вошло 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка – в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 г., а затем в 1874 г. в Петербурге и Москве.
Верещагин поставил обязательным условием приобретение коллекции в её полном составе. В 1874 году П. М. Третьяков купил Туркестанскую серию за 92 тысячи рублей серебром. Он открыл её для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем, после пристройки новых залов, – у себя в галерее.
Туркестанская серия частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично – среднеазиатскому быту, традициям и культуре местного населения. Как тематика, так и живописная техника были новы и необычны для своего времени и поначалу вызвали неоднозначную оценку современников. Многим художникам (в том числе Перову, Чистякову, а поначалу и Репину) Туркестанская серия казалась чужеродной в русском искусстве, но со временем возобладало мнение Крамского, что эта серия – блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.
Богатый киргизский охотник с соколом
Внутренний вид юрты богатого киргиза
Киргизские кибитки на реке Чу
Киргиз
Киргизы. Кочевники
Олень. В горах Алатау
Гора Алатау. Кочевники на дороге
Калмыцкий лама
Калмыцкая молельня
Ак-Кент. Развалины китайской кумирни
Садовая калитка в Чугучаке
Развалины театра в Чугучаке
Развалины в Чугучаке
Портрет девушки-бачи
Портрет мальчика-узбека
Дети племени солонов
Индиец
Афганец
Китаец
Портрет цыгана
Верблюд во дворе караван-сарая
Постоялый двор близ Ташкента
Узбекская женщина в Ташкенте
Старшина деревни Ходжагент
Улица в деревне Ходжагент
Ташкент. Хор дервишей. Просят милостыню
Дервиши в праздничных нарядах
Нищие в Самарканде
У дверей мечети
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд
Самарканд. Медресе Шир-дор на площади Регистан
Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде
Самарканд
Евнух у дверей гарема
Уличный музыкант. Дутарист
Политики в опиумной лавке в Ташкенте
Продавцы посуды в Узбекистане
Бухарский солдат-сарбаз
Двери Тимура
Апофеоз войны
Высматривают
Представляют трофеи
Торжествуют
После удачи
После неудачи
Туркестанский солдат в зимней форме
Туркестанский офицер, когда похода не будет
Парламентёры. «Сдавайся!» – «Убирайся к чёрту!»
Смертельно раненый
Нападают врасплох
У крепостной стены. «Пусть войдут»
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром
В Туркестанский цикл также входила картина «Окружили – преследуют», сожжённая автором
Свежие комментарии