На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

С.И. Рыжакова (Москва) "Третий пол" (hijra) в индийской культуре: культурно-антропологический взгляд

Деление общества по половому признаку - не только биологическое, но также социальное, культурное, религиозное явление. Оппозиция "мужчины / женщины" не покрывает полностью социо-культурную реальность многих обществ.

В настоящем докладе обсуждается взаимодействие двух теоретических линий анализа гендерной реальности - андрогинности и идеи "третьего пола".

Исследование проводится на материале индийской социальной культуры, а именно на примере общины хиджра, объединяющей в основном гермафродитов, а также отдельных гомосексуальных и даже гетеросексуальных людей.

Хиджра занимают совершенно особую социальную нишу в индийском обществе. Их статус в целом низок, но за ними признаются такие возможности по преодолению общественных и мифологических границ, что вкладывает в отношение к хиджра священный трепет, соединенный со страхом и определенным уважением. На примере хиджра можно проследить, как объединяются и сосуществуют черты "бывшей криминальной касты" и своего рода религиозной группы.

Svetlana Ryzhakova (Moscow)

"The Third Gender" (hijra) in Indian Social Culture: an anthropological perspective

 

The human sexual bifurcation is not a purely biological phenomenon, but social, cultural, and religious as well. The opposition "masculine - feminine" does not cover the entire field of intersexual and other relations in social life. The author discusses the interplay of two theoretical schemes - androgeneity and idea of the third gender - in Indian social culture. It is supported by the field material from Indian community hijra, which join different marginal gender groups like hermaphrodites, sometimes also homosexual and heterosexual. Their abilities to transcend social and spiritual barriers sustained by this "special" gender thought to be so high, that they act as intermediaries between humans and world of Gods and spirits. Hijra has special social status, economical occupations, they are highly marked as marginal groups in Hindu society. We may observe the various identity of hijra's community as "ex-criminal", semi-religious and other.

 Я привела эту ссылку,чтобы вы могли убедиться,что Светлана Рыбакова -действительно серьёзный учёный,доктор исторических наук этнограф. Вынуждена прибегнуть к такому предисловии,так как статью,которую мне хотелось бы показать вам дорогие этносовцы,гугл нашёл для меня на очень неожиданном сайте!  Прошу отнестись разумно к факту,что " эти люди" на своих сайтах размещают такую серьёзную информацию. Обсуждать адрес не намерена.Предупреждаю сразу. Почему мне интересна эта тема? Очевидно из-за того,как разделяется социум в отношении к ЛГБТ сообществу. Мне стало интересно а как в других культурах,в других странах,в других эпохах относились к таким людям,как,например Как ончита Вюрст,которая год назад завоевала экраны. Какова тенденция всего этого движения и каков его конечный адрес. И каковы корни. Много нового открылось мне . От афганских баса бази до индийских хиджр. Далее,собственно,статья Светланы Рыжаковой,предложенная ресурсом Gay.ru.

 

Светлана Рыжакова "Третий пол" (Hijra) в индийской культуре

Ham ko bhi suar khane ka haram he, - "Нам тоже свинину есть грех" - обиженно отзываются в Индии проститутки и слуги из низких, презираемых каст (придерживающиеся, конечно, мусульманской религии и блюдущие связанные с ней пищевые запреты), если слышат в свой адрес грубые выкрики. Они ведь тоже люди!

В индийском обществе до сих пор имеется множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них все же относятся по-разному и презирают каждую по-особому. Например, хотя общественный статус прачек дхоби и цирюльниковматаи низок, их уважают. Это понятно: ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной "прозой жизни", как стирка белья, бритье бороды, стрижка. Прачки уважаются еще и с ритуальной точки зрения: грязное они делают чистым. А вот представителей полукриминальной касты санъси, которые до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все.

Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы для общества так же, как и ступни ног для человека: извечно погруженные в пыль и грязь, они дают возможность и передвигаться, и сохранять в чистоте остальные части тела.

Живя в Индии и наблюдая за индийским обществом, не перестаешь изумляться многообразным диковинным обычаям и облику разных каст, общественных групп, субкультур, религиозных общин. Пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывает общество хиджра, до сих пор мало изученное антропологами. В приличном индийском обществе не принято говорить о них, интересоваться их жизнью. Упаси тебя Бог упомянуть о своем добровольном общении с ними! Хотя, впрочем, это не следует воспринимать так уж серьезно. Современное индийское общество, в особенности его средние слои, довольно цинично и лицемерно. Подчас "порядочный" индиец, отец семейства, при свете дня будет на чем свет поносить представителей этой касты, а ночью с удовольствием примет их сексуальные услуги.

Итак, кто же такие хиджра? Прежде всего, это гермафродиты, но не только (ср.: O'Flajerty, Doniger.1980). Настоящие гермафродиты, кстати говоря, довольно редко встречаются даже среди хиджра, хотя они весьма почитаются остальными. Обозначениехиджра предлагается использовать в качестве так называемого "зонтичного" термина, применимого для обозначения религиозной, этнической, кастовой принадлежности, а также группы людей с определенными физиологическими особенностями. Хиджра называют себя кхунса, кходжа, кусра, мукхама(в штате Уттар-Прадеш), кхада, котхи (в Андхра-Прадеш), парайя, фатада, чхаки (в Гуджарате).

В эту многотысячную общину (общая численность их точно не известна, может быть, около 50 тысяч человек, называется цифра и в 11 лакхов - Сингх. 1997) входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... Около 20% хиджра (в основном трансвеститы) имеют семью - женаты на женщинах и даже имеют детей. Можно сказать, что хиджра - социальная или религиозно-культовая, физиологическая, или инвалидная группа, или своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но также пользующаяся специфическим уважением.

Первые рассказы о хиджра - странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели, - Светланы Гатиной и Дмитрия Змеева. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, причем говорили: "Будь осторожной с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями". Но какова природа таких способностей у гермафродитов, почему в обществе укрепилась слава за ними как своего рода колдунами? "Человек, в чем-то очень серьезно ущемленный, обиженный природой или высшими силами, всегда имеет особые возможности. Это своего рода компенсация", - объяснила мне Светлана. Но как сами хиджра пользуются этими возможностями?

Хиджра - непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но как и другие ачхут - "неприкасаемые", - они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них нет паспортов, до совсем недавнего времени они не имели права голоса на выборах. Более того: неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджру могут наброситься сидящие там женщины, обругают и вытолкают вон.

Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. Они считают себя женщинами - janana (занана - на урду означает "женский, женоподобный", также - "евнух"), называя при этом нормальных женщин nigaran. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.

Хиджра проживают в основном в городах Северной Индии, а также в сельских районах Северной и в городах Южной Индии. Однако хиджра Мадхья-Прадеш собираются раз в году, в апрельское полнолуние, на праздник Чайт Пунам в деревне Кувагам (в 30 км от Виллупурам в штате Тамил-над). Там проводится своего рода свадебный ритуал - замужество членов общины с богом Араваном, сыном героя Махабхараты Арджуны и царицы нагое -полулюдей-полузмей - Улупи. Группы хиджра можно встретить повсюду в Индии.

Я встречала хиджра в основном в крупных городах Индии, в поездах, на обочинах дорог, около базаров, в подземных переходах. Только одна моя встреча с хиджрой произошла в небольшом сельском храме Купедикаву в центральной Керале (юго-западном штате Индии). Это была очень высокая девушка с характерными для хиджры резкими, словно точеными, мужественными и очень красивыми чертами лица. Она была одета "по-северному", вшальвар-камиз - широкие штаны и платье-рубашку. Это тоже выделяло ее на фоне местных женщин, носящих преимущественно сари или малаяльское одеяние -мунду-вешти. В долгом, томительном ожидании возвращения процессии богини, отправившейся посещать окрестные дома, эта девушка играла с мальчишками в мяч, и в ее движениях нельзя было не заметить некоторого эпатажа, развязности, внутренней свободы. Это было соединено, однако, и с чувством собственного достоинства, и с большой скрытой энергией. Она подошла ко мне и протянула ладонь с длинными красивыми пальцами, представилась: "Сантия". Находясь рядом, я ощутила удивительное чувство - восхищение, смешанное с ужасом. Странно, что в тот момент куда-то исчезло привычное для этнографа любопытство. Мы перебросились несколькими фразами, я узнала, что она изучает политологию в одном колледже в Вайкоме. Обстоятельства не позволили нам говорить дольше.

Недолгим было мое общение и с Татой Керенджитой -котхи из Андхра-Прадеш, которую я встретила в поезде по дороге из Ченнаи в Калькутту. За доброжелательное отношение и небольшую добровольно пожертвованную денежную сумму я была удостоена благословения: Тата накрыла мою голову концом сари и произнесла слова благопожелания. Продолжительного разговора не вышло: мне удалось только узнать имя ее гуру - мать Веренки Равана и адрес дома, где она сейчас проживает в Тадепаллигудем (дистрикт Западная Годавари в Андхра Прадеш). Даже непродолжительное общение с хиджрой позволяет заметить, что они живут в особом пространстве, очень чутко ощущая отношение окружающих к себе, не позволяют себе останавливаться на одном месте чуть дольше положенных мгновений и тем более - присаживаться рядом с людьми. Общество обычных людей для хиджра - область пути: они всегда находятся в небыстром, но равномерном движении. Хиджра - личность маргинальная, это странник. Заметно, как высоко этикетны все их движения: жест испрашивания денег существенно отличается от попрошайничества других, он исполнен достоинства и самоуважения. Отсутствие привязанности к постоянному месту, странничество, возможность благословлять и проклинать людей, обладание магическими способностями, связь с демоническим миром - все это роднит хиджра со святыми садху.

Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах - Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Крупные общины хиджра имеются в Уттар-Прадеш, Гуджарате, Мадхья-Прадеш. Считается, что на севере Индии, в особенности в пограничных районах с большой численностью солдатского населения, мужчины темпераментны, а также более падки на любовь хиджры. Переодетые мальчики и гермафродиты, согласно народным рассказам, всегда сопровождали войска солдат-сипаев. Процветали сексуальные услуги гермафродитов в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали... После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки, тавайф, исполнительницы лирических песен - газелей, и занкха, или хиджра - танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались...

В настоящее время хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают, но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек, пошлостей. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло. Они попрошайки, которые любыми способами стараются вытребовать себе любой понравившейся предмет - часы, портсигар, кольцо.

Увидев потенциального клиента, они хлопают в ладоши, кричат ему через улицу: "Are, bhaiisaab, chai pine he, kyaa?" ("Эй, господин, попьем чаю?"); "Are, mere bachcha, idhar ayo, me tere ko apna dudh piladungi" ("Эй, моя детка, иди сюда, я напою тебя своим молоком"); "Mere bachcha, dudh pi lo, па!" ("Детка моя, иди, пососи грудь!") или совсем просто: "Chikna he, kya?" ("Потрахаемся?"). Встречая нерешительного человека, сторонящегося их, восклицают: "Tere panir jam gaya, kya?" ("Что, твой сыр свернулся, что ли?"). Удачную или неудачную сделку комментируют сленговыми словечками: "A, chisa (billa) he!" ("О, хорошо (плохо)!").

Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее и неарийское. В ведической и брахманической литературе о нем упоминаний нет.

Зато есть сведения в "Махабхарате", куда, как известно, вошло много архаических неарийских сюжетов.

Так, говорится, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения. По истечении заданного срока он внезапно превратился в мужественного воина и ринулся в бой, даже не успев снять развевающиеся покрывала (Гусева. 1999. С. 39-42).

Важное традиционное занятие хиджра - исполнение танцев в рамках обрядов жизненного цикла - тоже дает нам основание говорить об их неарийском происхождении. О педи - танце гермафродита, который исполняет бог любовного желания Кама, - упоминается в знаменитой тамильской поэме III века н. э. "Повесть о браслете"(Шилаппадикарам. 1966. С. 55). Он исполнялся на празднестве в честь Индры в Пуркаре, "славящемся богатством городе южной стороны".

Хиджра ведут свое происхождение от трех персонажей, известных по Махабхарате: Сикхнада (брата Драупади, кастрата), Бриханнала и Арава-на (детей от брака Арджуны с принцессой-змеей Улупи). Нередко хиджра называют себя сикхнади илибриханнала.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх