На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Корреджо: художник и его картины

 

Начало Возрождения в Парме относится к 1510; тогда начинается и деятельность Корреджо хотя его первое документированное произведение "Алтарь св. Франциска" (Дрезден Картинная галерея) датируется только 1514-1515. В местных хрониках Корреджо назван учеником Ф. Бьянки Феррари. На самом деле однако, преобладающее влияние на его ранние работы оказалМантенья когда Корреджо работал в мантуанской церкви Сант-Андреа где создал образы евангелистов и чуть позже две фрески с изображением Св. Семейства и "Снятия с креста". Другие произведения, исполненные в 1510-1512 ("Обручение св. Екатерины" Вашингтон Национальная галерея; "Мадонна с младенцем' и св. Елизаветой Филадельфия Музей искусства собрание Джонсона; "Обручение св. Екатерины" Детройт Институт искусств; "Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами" Флоренция Уффици) уже раскрывают нежность, выраженную светотенью которая смягчает мантеньевскую линейность.

Около 1513-1514 Корреджо пишет странные почти маньеристические ноктюрны ("Юдифь и служанка" Страсбург Музей изящных искусств; Рождество Милан пинакотека Брера) которые хотя и написаны в русле искусства Мантеньи но уже близки работам Доссо Досси бывшего в Мантуе в 1512. Влияние Доссо Досси проявляется также в "Св. Семействе" из собрания Оромбелли Барбо в Милане. Наконец Мадонна св. Франциска (1514 Дрезден Картинная галерея) напоминая "Мадонну делла Виттория" Мантеньи (Париж Лувр) произведения Косты мантуанского периода или великих феррарцев особенно Эркопе уже лишена влияния кватроченто и демонстрирует более широкое дыхание и большую нежность.

 

Близость Корреджо эмилианскому (Аспертини Пирри Досси Маццолино Гарофало) и ломбардскому предманьеристическому кругу (произведение Леомбруно в герцогском дворце в Мантуе) относится к первому этапу творческого развития художника очевидному в "Поклонении волхвов" (ок. 1516-1518 Милан пинакотека Брера). Уравновешенный ритм предшествующих произведений уступает здесь место динамической композиции и вибрирующим тонам. Освободившись от мантуанских форм Корреджо создал в этом стиле некоторые подлинные шедевры "Мадонна Кампори" (Модена пинакотека Эстенсе) Четыре святых (Нью-Йорк музей Метрополитен) Мадонна Ла Дзингара (Неаполь Каподимонте) Отдых на пути в Египет (Флоренция Уффици) Мадонна Альбинея (ок. 1517 известна только по копиям одна из которых находится в пармской Национальная галерея).

Но Корреджо по-прежнему открыт любым влияниям в частности Беккафуми через посредничество М. А. Ансельми который после Сиены приезжает в Парму. Так можно объяснить стремление Корреджо к передаче движения в "Поклонении волхвов" (Милан пинакотека Брера) а также некоторые мотивы как, например группу ангелов; в "Св. семействе" (Орлеан музей; Чикаго Художественный институт; Лондон дворец Хэмптон Корт) обнаруживаются его сиенские отклонения. В тесноте формул местной традиции он затронут и искусством Леонардо да Винчи о чем свидетельствует "Юный Христос" (Вашингтон Национальная галерея собрание Кресса) и "Мадонна с младенцем и св. Иоанном-младенцем" (Милан Кастелло Сфорцеско и Мадрид Прадо). Наконец художник почувствовал необходимость совершить путешествие в Рим. Камера ди Сан-Паоло (1519).

 

Нам не известно достоверных работ Корреджо в 1517-1520; это годы его пребывания в Риме (которое долгое время отрицалось но было установлено Р. Лонги) где он нашел свой индивидуальный стиль оставляя как позже скажет Менгс сухую манеру своих учителей (Мантеньи) ради грандиозного и благородного стиля которому отныне будет следовать. Он впитал живой и натуралистический классицизм Рафаэля и Микеланджело что подтверждают росписи в малой трапезной монастыря Сан-Паоло в Парме (Камера ди Сан-Паоло 1519). Стены этой квадратной комнаты небольшого размера затянуты коврами а плафон украшен фреской с изображением "Дианы на колеснице". Над фризом-"обманкой" у основания свода открываются 16 люнет расписанных в технике гризайли (4 с каждой стороны) и украшенные иллюзорными скульптурами, создающими подлинный антикварий гуманиста, символизирующий четыре элемента жизни: "Беллона и три грации" Судьба и Добродетель Парки, и храм Юпитера Веста и Гений . Освещенные искусственным светом который словно исходит из камина эти фигуры написаны в золотых и розовых тонах с удлиненными тенями, окрашенными в фиолетовые цвета. От люнет исходят 16 ребер свода которые соединяются в центре; украшенные лентами они завершаются гроздьями фруктов; дневной свет проходит сквозь окулюсы окруженные веселыми путти. Декорация этой комнаты отражает утонченную культуру аббатиссы Джованны да Пьяченцы и поэта-гуманиста Джордже Ансельми: это также аллегория борьбы и победы аббатиссы которая идентифицируется с Дианой сохранившей независимость от папы. Это произведение наполнено многочисленными мантеньевскими реминисценциями а также напоминает росписи Рафаэля в Лоджии Психеи на вилле Фарнезина язычество и живая античность составляют основу творчества Корреджо. Камера ди Сан-Паоло станет впоследствии источником вдохновения Пармиджанино а потом Стуфетты Фонтанеллато. Фрески церкви Сан-Джоваини Эванджелиста (1520-1523).

 
 

 

Корреджо (Антонио Аллегри -1489-1534). Продолжение

 

В 1520 Корреджо получает заказ на росписи в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме (согласно документам он работал здесь с 26 июля 1520 по 23 января 1524). Он расписал купол апсиду (1522-1523; разрушена в 1587 во время реконструкции росписи Корреджо были повторены Чезаре Аретузи) фриз главного нефа (исполнен по его рисункам Рондани и др.) и, наконец, фриз в хоре (1523-1524). Возможно, также что Корреджо был и архитектором купола (А. Квинтавалле) подчинив его живописи. На барабане изображены Символы Евангелистов соединенные друг с другом гирляндами. Здесь чувствуется влияние Рафаэля но также и Фоппы и Леонардо у которого заимствованы прозрачные тени и новая текучесть. В куполе изображена сцена "Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе"; св. Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. 11 апостолов сидят на облаках поддерживаемых путти. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. Здесь Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.

После окончания купола Корреджо пишет в апсиде "Коронование Марии со святыми и ангелами" на фоне цветов и мантеньевских фруктов. От этой работы разрушенной спустя пятьдесят лет сохранилась только центральная часть с изображением Христа и Марии (ныне Парма Национальная галерея) и три головки ангелов (Лондон Национальная галерея). Во фризе бегущем вдоль главного нефа (1522-1524) Корреджо представил две главные темы: "Языческое жертвоприношение" и "Иудейское жертвоприношение". Фриз был мало популярен до тех пор пока А. Э. Пофам не обнаружил 15 рисованных этюдов Корреджо к этой композиции (Франкфурт Штеделевский художественный институт; Лондон Британский музей; Роттердам музей Бойманса Ван Бёнингена; Париж Лувр) очень высоких по качеству; на основе этих рисунков сами росписи исполнил Рондани. Зато фриз в хорах создан самим Корреджо (1523-1524) тема росписей нефа завершается здесь в "Христианском жертвоприношении" символе евхаристии. Нужно также упомянуть люнету в трансепте церкви с изображением Иоанна Евангелиста напоминающую люнету Себастьяно дель Пьомбо в зале Галатеи на вилле Фарнезина.

В 1524-1526 (то есть после росписей в церкви Сан-Джованни и до фресок в пармском соборе) Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками XVII в. особенно "Снятие с креста" и "Мученичество св. Плацида и св. Флавии" (Парма Национальная галерея) которые принадлежат соответственно началу и концу этого периода. Психологизм патетика децентрализованная композиция Снятия с креста несомненно произвели впечатление на Аннибале Карраччи который копировал эту картину.

В те же годы Корреджо создал и другие шедевры: "Noli me tangere" (Мадрид Прадо) Поклонение младенцу (Флоренция Уффици) Esse Homo (Лондон Национальная галерея) Мадонна с корзинкой (там же) Обручение св. Екатерины (Париж Лувр; эта картина представляет собой круглую композицию которой соответствуют живые и контрастные цвета) а также два мифологических произведения Воспитание Амура (Лондон Национальная галерея) и "Венера» сатир и Купидон" ("Антиопа"; Париж Лувр; ритм здесь выражен не движением фигур а световыми пятнами). В "Мадонне со св. Себастьяном" (ок. 1525 Дрезден Картинная галерея) Корреджо использует композицию "da sotto in su" вдохновленную "Успением" Тициана из церкви Санта-Мария деи Фрари а последовательные ритмы характерны для его росписей в хоре церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Эти произведения предвещают Контрреформацию, как в живописи, так и в скульптуре (Бернини) и одновременно подготавливают большое произведение мастера каким будет фреска в куполе пармского собора.

В 1522 когда Корреджо еще работал над росписями в церкви Сан-Джованни Эванджелиста он получил заказ на фрески в хоре куполе и расположенных рядом арок пармского собора. Из этого обширного предприятия он исполнил (в 1526-1529) только часть: фрески в куполе на парусах (четыре святых патрона Пармы Иоанн Креститель св. Илларий св. Фома и св. Бернард) и двойные арки (монохромные изображения актеров и танцовщиц). Завершение фресок в хоре и апсиде было после смерти Корреджо поручено Джордже Гандино дель Грано (1535) а потом в 1538 Джироламо Маццола Бедоли. Фреска в куполе собора является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена "Успения Марии" а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается св. Михаил. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых.

Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так Мадонна со св. Иеронимом ("День" 1527-1528 Парма Национальная галерея) и "Поклонение пастухов" ("Ночь" Дрезден Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен. Эти же черты присущи и "Мадонне с миской" (1529-1530 Парма Национальная галерея); "Св. Иосифу" (Неаполь Каподимонте); Мадонне со св. Георгием (1531-1532 Дрезден Картинная галерея). С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию "Любовные похождения Юпитера" ("Даная" Рим галерея Боргезе; "Леда" Берлин Далем музей; "Ио" и "Ганимед" Вена Музей истории искусств) В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины "Пороки" и "Добродетели" для студиоло Изабеллы д'Эсте (Париж Лувр). Во всех этих произведениях можно видеть мотивы и волнообразные формы выраженные уже в росписях купола пармского собора. Каталог рисунков Корреджо был создан в 1957 А. Э. Пофамом; он включает в себя 91 номер (24 Париж Лувр) в том числе подготовительные рисунки сангиной к картинам или большим декоративным работам. 
 

Назад

Картины художника

 

Картина дня

наверх