Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Яначары в истории и в культуре

развернуть

Яначары в истории и в культуре

Яначары - (еничери) — новый воин) — регулярная пехота Османской империи в 14-19 вв.

Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акнджи  (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1965 г. Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румплии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Яначары в истории и в культуре

Яначары патрулируют улицы Стамбула.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Тем самым власти решали и внутриполитическую задачу: создавали мощный противовес влиянию поместного войска (сипахи).

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи  были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана  права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 г. было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. 

Яначары в истории и в культуре

Султан Махмуд II с янычарами.

Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 г. янычары начинают брать и детей мусульман.

С конца 16 – начала 17 в. постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, например,  1622 и 1807 г.).

Яначары в истории и в культуре

Янычары во время осады Родоса.

Наконец, в 1826 г. корпус янычар был официально упразднен  указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычар был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпуса, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 г. в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 г. корпус открылся для добровольцев-мусульман.

  • Основные функции вполняемые янычарами: завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана;
  • городская полиция.
  • Яначары в истории и в культуре
  • Ага янычар.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Яначарский офицер.

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак«ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбашии кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом отмечают некоторое сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовалИстанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем былбейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечалталимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, былиРумели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе),Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую ортасолдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-ортасуществовали следующие чины:сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу(букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам,байрактар (знаменосец),векильхарч (квартирмейстер),одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). 

Яначары в истории и в культуре

Янычарский офицер. Рисунок Джентиле Беллини. конец 15 в.

Оружие янычара с 1826 г. (после разгона янычарского корпуса)

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена изшерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех, однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались разные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы,бедрыши, алебарды,гвизармы), а также пистолеты (с 17 в.). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф).

 

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части[1]. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образа.

 

Образ янычар нашел разное и яркое отражение в русской культуре. Пушкин в своих «Подражаниях Корану» противопоставляет янычар как носителей воинской доблести и нравственности погрязшим в роскоши и изнеженности жителям «отрекшегося от Пророка» Стамбула, откуда на янычар начались гонения:

А.С. Пушкин.

Стамбул гяурынынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия спящего, раздавят
И прочь пойдут — и так оставят.
Стамбул заснул перед бедой.

Стамбул отрекся от пророка;
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил —
Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.
Стамбул отвык от поту битвы
И пьет вино в часы молитвы.

Там веры чистый луч потух:
Там жены по базару ходят,
На перекрестки шлют старух,
А те мужчин в харемы вводят,
И спит подкупленный евнух.

Но не таков Арзрум нагорный,
Многодорожный наш Арзрум:
Не спим мы в роскоши позорной,
Не черплем чашей непокорной
В вине разврат, огонь и шум.

Постимся мы: струею трезвой
Одни фонтаны нас поят;
Толпой неистовой и резвой
Джигиты наши в бой летят.
Мы к женам, как орлы, ревнивы,
Харемы наши молчаливы,

Непроницаемы стоят.

Алла велик!
       К нам из Стамбула
Пришел гонимый янычар.
Тогда нас буря долу гнула,
И пал неслыханный удар.
От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи;
Треща в объятиях пожаров,
Валились домы янычаров;
Окровавленные зубцы
Везде торчали; угли тлели;
На кольях, скорчась, мертвецы
Оцепенелые чернели.
Алла велик. Тогда султан
Был духом гнева обуян.

 

А почти полтора столетия спустя в «Болгарских стихах» А. Вознесенского запечатлелся другой образ, навеянный старинными песнями и легендами о «налоге кросью»:

 

 
  • А. Вознесенский.

Старая песня

По деревням янычары детей отбирают

 

Пой, Георгий, прошлое болит.
На иконах — конская моча.
В янычары отняли мальца.
Он вернётся — родину спалит.

Мы с тобой, Георгий, держим стол.
А в глазах — столетия горят.
Братия насилуют сестёр.
И никто не знает, кто чей брат.

И никто не знает, кто чей сын,
Материнский вырезав живот.
Под какой из вражеских личин
Раненая родина зовёт?

Если я, положим, янычар,
Не свои ль сжигаем алтари?
Где чужие — можем различать,
Но не понимаешь, где свои.

Вырванные груди волоча,
Остолбеневая от любви,
Мама, отшатнись от палача.
Мама! У него глаза — твои.

 

<1968>


  • Для интересующихся более глубоко можно почитать:
  • Введенский Г. Э. «Янычары». Санкт-Петербург, Издательство «Атлант», 2003. — 176 с.
  • Николле Д. «Янычары» М., «АСТ», 2004 г.
  • Иногда янычар сравнивают с казаками, иногда противопоставляют. Об этом можно почитать здесь:
  • Чухлиб Т. «Казаки и янычары».  Киев, «Изд. дом Киево-Могилянская академия», 2010. — 446 с.

Опубликовала mariazavelskaya mariazavelskaya , 05.09.2016 в 13:02
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 15:09 Оружие янычара
В XVIII в. как в названиях, так и во внешнем виде оружия янычар просматривалось сильное европейское влияние. Например, у османов были мюшкат тюфенклеры (кремневые ружья), карабина (карабины), табанджа (пистолеты) и чифт табанджали тюфенк (двуствольные пистолеты).
Ранние янычары иногда носили полный комплект доспехов. Это продолжали делать на протяжении столетий при штурмах укреплений. Но к XV в. защитные доспехи османской конницы уже сильно отличались от доспехов пехоты. И в настоящее время многие образцы, считающиеся «янычарскими», на самом деле относятся к кавалерии сипахи. В мирное время янычары не снабжались тяжелым вооружением — все оно было складировано в джебехане (арсеналы). В начале военной кампании солдаты просто выбирали себе оружие, которое считали наиболее подходящим.
Осада
Рисунок из «Сулейман-намэ» 1558 г., изображающий осаду города. Стрельба из пушек ведется под прикрытием заполненных землей ящиков. Янычары занимают позиции в траншеях, в то время как турецкая конница отбивает неудачную попытку вылазки, предпринятую христианами.
Поначалу лишь немногие османские пехотинцы были вооружены мечами. Большинство было вооружено луками и короткими копьями. В изготовлении мечей и кинжалов существовала долгая исламская традиция. Однако письменные источники и дошедшие до наших дней образцы свидетельствуют о существовании определенного балканского влияния.
Например, редкая форма меча с широким, расширяющимся к концу клинком, короткими дужками крестовины и головкой эфеса, имеющей форму гриба, была заимствована у византийцев.
Наиболее распространенным типом османской сабли был килич. Он имел широкий клинок с елманью (расширением на конце), изогнутый несколько меньше, чем иранский аджеми килич. Другим типом оружия была гаддара — иранский кинжал с широким и длинным клинком, прямым или слегка изогнутым. До сих пор остается спорным вопрос о происхождении ятагана, клинок которого имел 24 двойной изгиб, и палы, имевшей прямой клинок с односторонней заточкой. Длинный колюще-рубящий или колющий клинок имел меч (меч) — оружие европейского происхождения.
Использовался меч только на флоте и в Венгрии. Пользовались популярностью разнообразные булавы, такие как гюрз, шешпер и кочбаши («баранья голова»), а также боевой топор тебер. Кроме того, османская пехота использовала различные виды древкового оружия — факт, редко отмечаемый историками. Среди них были харба (гвизарма), тирпан (глефа или бердыш с луновидной лопастью), зипкин с крюком и болта (алебарда). Некоторые образцы свидетельствуют об итальянском влиянии, которое османы испытывали со стороны генуэзских и венецианских колоний, однако большая часть подобного турецкого вооружения демонстрирует большое сходство с русским оружием, а бардыш (бердыш) с его длинной лопастью, прикрепленной к древку в двух местах, и обухом, снабженным длинным шипом, очень похож на китайские и среднеазиатские образцы.
На раннем этапе янычарские орты состояли из пеших стрелков из лука. И хотя вскоре большинство янычар перешли на ружья, лук на протяжении всей истории оджака оставался престижным церемониальным оружием. (Использование османами арбалетов не так хорошо известно, хотя этот тип метательного оружия широко использовался поздними византийцами. Даже позднесредневековое турецкое слово чанра, «арбалет», вероятно, происходит от византийского цаггра, хотя оба они восходят к персидско-арабскому слову джаркх.)
Тем не менее именно умение янычар обращаться с огнестрельным оружием более всего притягивало внимание их врагов. Сперва гордившиеся опрятной одеждой янычары без особого энтузиазма отнеслись к грязным ружьям. Однако, убедившись в их эффективности во время венгерской кампании 1440—1443 гг., они постепенно начали переходить на аркебузы с фитильным замком.
Раннее огнестрельное оружие именовалось тюфенк, тюфек или забтанах. Все эти названия происходят от персидских слов, обозначающих выдувные трубки. Типичные османские фитильные ружья были длиннее западных образцов, и калибр у них был больше. Самые большие ружья (из Алжира) могли стрелять массивными 80-граммовыми пулями, самые легкие (из Греции) — 22-граммовыми. Кремневый замок был изобретен, видимо, в Германии, в начале XVI в. Однако обилие пыли делало подобные ружья малоэффективными в условиях Ближнего и Среднего Востока, и османская пехота еще долго сохраняла верность фитильным ружьям. Затем в Испании или Италии был изобретен новый тип кремневого замка — микелет. Его можно было легко очистить от грязи, и на протяжении XVII в. ружья с новым замком распространились через Северную Африку по всей империи.
Лишь после того как в 1645-1669 гг. с огромным трудом у венецианцев был отвоеван Крит, янычары наконец стали широко использовать пистолеты. В 1770 г. барон де Тотт, француз венгерского происхождения, был приглашен в Османскую империю, для того чтобы реформировать армию. Он попытался приучить турок пользоваться штыками. Однако, подобно пикам в прежние времена, этот тип оружия был предан анафеме: йолдаш был индивидуалистом по природе, а использование штыков требовало совместных действий. Янычары неодобрительно отзывались о такого рода боевых действиях, замечая, что те, кто пользовался штыками, «сражались как механические куклы,а не как воины».


Текст скрыт развернуть
2
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 16:22 Спасибо за такое подробное дополнение. Видимо, не только оружие, но и воспитание янычар в полном смысле с младых ногтей способствовало тому, что они были, так сказать. ударной силой Османской империи. Пока не стали представлять опасность. Текст скрыт развернуть
2
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 21:33 Рисунок из «Сулейман-намэ» 1558 г., изображающий осаду города. Стрельба из пушек ведется под прикрытием заполненных землей ящиков. Янычары занимают позиции в траншеях, в то время как турецкая конница отбивает неудачную попытку вылазки, предпринятую христианами. Текст скрыт развернуть
2
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 21:35 Клинковое оружие янычар: (А) Короткие мечи-кинжалы в кавказском стиле были очень популярны в Османской армии в XVIII в. (Музей Аскери, Стамбул). (В) Османский килич (сабля) с типичной для Турции елманью и жадеитовой рукояткой. (Тауэрский арсенал, Лондон) Текст скрыт развернуть
2
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 21:38
Янычарские офицеры
1. Уста, XVII-XVIII вв.
Униформа янычарских офицеров была зачастую весьма красива. Подобные образцы, захваченные в свое время у османов, можно найти в центральных европейских музеях. Данная униформа была не парадной, а боевой. В дополнение к обычной янычарской шапке бёрк, снабженной плюмажем, этот уста носит плащ из крашеной кожи с тиснением, который соответствует его высокому статусу. Вероятно, этот тип одежды происходит от кожаной рубахи, которую носили повара. Это лишний раз может подтверждать «кулинарную» версию происхождения многих янычарских чинов. Под плащом надет кожаный фартук с латунной бахромой.
2. Башчавуш, ХVI-XVIII вв.
Башчавуш, как более старший офицер, носит еще более изысканную униформу. Его украшенная плюмажем шапка юскюф имеет достаточно необычную форму. Очень длинные ложные рукава верхней одежды переброшены через плечи и заткнуты за кушак. Тонкая, почти прозрачная рубашка виднеется из-под кафтана. Такие рубашки имели право носить только офицеры элитных подразделений или те, кто нес службу в непосредственной близости от правителя.
3. Кетюда-бей
Белая ткань янычарской шапки бёрк этого офицера повернута набок и заколота держателем плюмажа. Последний, возможно, являлся наградой за отвагу. Одет он в отороченный мехом теннуре — одежду, первоначально связанную с дервишами. Под него надето короткое платье с модными в ту эпоху рукавами с буфами и длинная хлопчатобумажная рубаха гёмлек. Как старший офицер, несущий службу во дворце, он имеет право носить туфли не красного, а желтого цвета.
Текст скрыт развернуть
2
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 21:40 Униформа янычар
Костюм османского воина базировался скорее на иранских традициях, чем на арабских. С XV по нач. XIX в. он не претерпел практически никаких изменений. Каждая социальная, этническая, религиозная, гражданская или военная группа имела свой собственный тип одежды. Важным показателем статуса был головной убор. Бертрандон де ля Брокьер, знатный бургундец, посетивший Турцию в нач. XV в., писал, что османский костюм составляли следующие элементы: « …две или три тонких хлопковых рубахи, достигавших лодыжек и надетых одна поверх другой. В качестве верхней одежды они носят войлочную робу, называемую капинат (тур. капанич). Он легкий и почти не пропускает воды… Они носят сапоги до колен и широкие шаровары… в которые они заправляют всю свою одежду, так чтобы она не мешала им во время сражения, путешествия или во время занятия другими делами».
Материалом для униформы янычар служила в основном шерсть. Ткань изготавливали еврейские ткачи в Фессалониках. Главным элементом униформы были головные уборы — бёрк или юскюф, в которых отразилось влияние, оказанное дервишами на создание янычарского корпуса. Спереди на головной убор крепилась простая деревянная ложка, которая выполняла роль кокарды. Это является еще одним свидетельством того, насколько сильна была «кухонная» тема в символике оджака. Одежды старших офицеров были оторочены мехом. Предпочтение отдавалось лисе, белке, горностаю, соболю, рыси и кунице. Сапоги шились из красной кожи, однако старшие офицеры и солдаты привилегированных подразделений носили обувь желтого цвета. Ремни и кушаки также указывали на статус своего владельца: у бостанджи для низших четырех рангов они изготавливались из грубой ткани (для 1-го ранга — синего цвета, для 2-го — белого, для 3-го — желтого, для 4-го — сине-белого), для 5-го ранга — из тонкой белой ткани, для 6-го — из белого шелка, для 7-го — из тонкой черной ткани и для 8-го и 9-го рангов — из черного шелка.
Османы могли использовать трофейное оружие, но империя также импортировала много снаряжения из Европы. Усилия римского папы, направленные на прекращение этой торговли, провалились даже в католической Италии. Следует отметить, что основными поставщиками военного снаряжения Османской империи в XVI—XVII вв. были протестантские Англия и Голландия. Английский корабль, захваченный венецианцами в 1605 г., имел на борту более 700 баррелей пушечного пороха, 1000 баррелей пороха для аркебуз, 500 полностью снаряженных аркебуз, 2000 лезвий для мечей и другие военные материалы, предназначенные для османской армии.
Турецкий экспорт был гораздо скромнее по своим масштабам. Особым спросом в Европе пользовались турецкие ружейные стволы. Изготовлением вооружения занимались определенные гильдии, производившие мечи, копья, кинжалы, мушкеты, пистолеты и щиты. Более тяжелые типы вооружения производились государственными арсеналами.
Текст скрыт развернуть
2
Даниил Носков
Даниил Носков mariazavelskaya mariazavelskaya 5 сентября 16, в 21:42 Такова судьба любой реальной силы. Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 5 сентября 16, в 22:07 Отлично! И иллюстрации шикарные. Правда, не очень понимаю, почему эти сабли (мечи) такие кривые - в этом какой-то смысл есть? Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец mariazavelskaya mariazavelskaya 6 сентября 16, в 00:44 Конечно, есть. У кривого клинка лучше " проникающая спомобность". Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 6 сентября 16, в 00:46 Кривые мечи широко применялись и в Европе. Венецианцами- для отражения набегов. Немецкими крестьянами опять же. Текст скрыт развернуть
0
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 6 сентября 16, в 12:44 А я думала, что кривизна увеличивает прочность... Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец mariazavelskaya mariazavelskaya 6 сентября 16, в 17:02 Не спец я по сопромату. Но убивать и ранить ими было сподручно. Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 6 сентября 16, в 17:03 А что касается прочности.., есть у меня подозрение, что в прочности было преимущество за счет лучшей стали. Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Даниил Носков 6 сентября 16, в 17:04 Эффект Аэция? Текст скрыт развернуть
0
СЕНОВИЋ драсен
СЕНОВИЋ драсен 5 сентября 16, в 23:37 МОСТ НА ДРИНЕ ( НА ДРИНИ ЋУПРИЈА) - ИВО АНДРИЧ - Нобелевская премия. описывают удаление сербских детей в янычаров. Речь идет о Мехмед-паша Соколович, великого визиря Османской империи. Я рекомендую вам прочитать. Текст скрыт развернуть
2
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya СЕНОВИЋ драсен 6 сентября 16, в 12:19 Как это элегантно звучит: "удаление сербов"... Почти как "этническая чистка". Новояз, однако:( Текст скрыт развернуть
1
СЕНОВИЋ драсен
СЕНОВИЋ драсен mariazavelskaya mariazavelskaya 6 сентября 16, в 12:56 Да, вы правы, так можно назвать. Текст скрыт развернуть
1
СЕНОВИЋ драсен
СЕНОВИЋ драсен СЕНОВИЋ драсен 6 сентября 16, в 12:59 похищение людей-удаление : удаление , на сербском языке имеет большой вес. В России это мягкое слово, по-видимому. Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya СЕНОВИЋ драсен 7 сентября 16, в 15:13 Так это по-сербски... Извините, я не поняла. По-русски и правда звучит как-то не то что двусмысленно, а очень обтекаемо:) Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 19

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ф
Рушан Мухамеджанов
))))))))))))))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Рушан Мухамеджанов
)))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Русское золотое шитье
Алексей322
Федор Д
Прелесть..... это из сказки???
Федор Д Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Юрий Вовк
Константин
май 1987 - ноябрь 1987
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
Константин
Это всё хуйня кто дрищем служил, дрищем и останется
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
O
Имя Не Указано